муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мокрушанская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Внеурочное занятие
по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») на тему:
«Добро и доброта. Добрый ли ты?», 4 класс.
Данная работа рассчитана на обучающихся 9 - 10 лет.
Срок реализации: февраль 2020 г.
Волгина Ольга Васильевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мокрушанская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области
с. Мокрушино
2020 г.
Цель:
обобщить представления обучающихся о доброте как о ценном качестве человека.
Задачи: формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей;
формировать у обучающихся представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
формировать духовность обучающихся через отношение к литературе;
углублять представления обучающихся как о ценном неотъемлемом качестве человека;
развивать у обучающихся чувство товарищества, взаимопомощи;
совершенствовать коммуникативные качества обучающихся (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность к суждениям других);
воспитывать у обучающихся такие качества, как доброта, отзывчивость и уважение к людям.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме занятия, видео - ролик инсценировки по произведению В. Осеевой «На берегу реки», буклеты с высказываниями о добре и доброте, открытки – солнышки с советами для обучающихся, альбомные листы, цветные карандаши, раздаточный материал, музыкальная запись песни «Если добрый ты».
Ход занятия
Занятие открывает песня
«Если добрый ты» » из мультфильма « День рожденья кота Леопольда».
Музыка А. Савельева Слова М. Пляцковского (учитель включает запись этой песни.) Приложение 1.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Кто из вас уже догадался, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (ответы обучающихся. Примеры: на занятии будем говорить о доброте, о добром отношении друг к другу, о поддержке друзей в трудную минуту) (слайд 1)Действительно, говорить мы будем о доброте. А как вы понимаете, что такое доброта? (Ответы детей. Примеры: стремление делать добро, никогда никого не обижать, улыбаться самому и дарить улыбку другим) Да, это всегда хорошее настроение, улыбки, доброе отношение друг к другу.
Учитель. Человек должен жить в душевной гармонии, создавать вокруг себя атмосферу добра. Эта атмосфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро — все положительное, хорошее, полезное. Оно соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу.
Объединение на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Добро выше практической нужды! Сфера добра плотно связана с традициями родной культуры, с языком, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Всепобеждающее добро нам во многом раскрыто в сказках, с которыми каждый из вас знаком.
Вспомните и назовите словосочетания, в которых есть слово «добро».
(Ответы детей. Примеры: делать добро, желать добра, помнить добром, поминать добром.)
Учитель. Наш русский язык наполнен словами, которым даёт начало слово «добро». Изобилие удивительное, ни в одном другом языке нет ничего подобного. Давайте вспоминать. (слайд 2)
(Ответы детей. Примеры: доброжелательность, добролюбие, добросердечность, добропорядочность, добрососедство, добросовестность.)
Учитель. А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?
Обучающиеся. Мама.
Учитель. Почему?
(Высказывания детей. Примеры: это самый близкий и родной человек, готовит лучше всех на свете, выслушает, когда мне плохо, и поддержит)
Учитель. (слайд 3)В народе говорят: «Около солнца — тепло, около матери — добро». Как вы понимаете это высказывание?
(Высказывания детей. Пример: мама, как солнышко: рядом тепло и светло, мама окружает нас добротой, заботой и сочувствием, мамина любовь сопровождает нас всю жизнь)
Учитель. А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах?
(Ответы детей. Пример: поливаю комнатные цветы и мою посуду, расчищаю дорожки от снега, хожу в магазин за продуктами, убираю игрушки и протираю пыль)
Учитель. Посмотрим, знаете ли вы другие пословицы о доброте? Проведём такую игру.
Игра «Собери пословицы и поговорки». Работа в парах. (слайд 4) Приложение 2
Добрые дела | добра не ищут |
Делать добро | на добрые дела |
Без добрых дел | красят человека |
Жизнь дана | нет доброго имени |
Злой не верит | без добра |
Нет худа | платят |
От добра | что есть добрые люди |
За добро добром и | спеши |
Проверка самостоятельной работы. (слайд 5) Приложение 3
Добрые дела | красят человека |
Делать добро | спеши |
Без добрых дел | нет доброго имени |
Жизнь дана | на добрые дела |
Злой не верит | что есть добрые люди |
Нет худа | без добра |
От добра | добра не ищут |
За добро добром и | платят |
Читаем пословицы, которые вы собрали. Какая из них вам больше всего понравилась и почему? (Ответы детей. Пример: «Жизнь дана на добрые дела»- если люди будут совершать только добрые поступки и дела, то всем буде хорошо, «За добро добром и платят»- если тебе человек в чём – то помог, то и ты должен помочь ему или тому, кто в этом нуждается)
Учитель. Вспомните, когда в последний раз вы совершали добрый поступок? В чём оно выражалось? (Ответы детей. Пример: вчера помог своей соседке- бабушке донести до дома хлеб, в субботу приготовила маме завтрак, когда она пришла с ночной смены, на прошлой неделе отогнал злую собаку от первоклассницы и проводил девочку домой)
Расскажите о себе в упражнении « + и – » о том, насколько вы добры.
Упражнение «+ и -»
Учитель предлагает обучающимся, разделив лист пополам и поставив в одной части +, а в другой - записать свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: «Какой я»? ( Ответы детей. Пример: положительные: честность, смелость, ответственность, доброта, общительность, любознательность, спокойствие, настойчивость; отрицательные: лень, драчливость, трусость, жадность, плаксивость, медлительность, злопамятство, зависть, упрямство)
Учитель. Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?
Какого человека называют добрым?
(Ответы детей. Примеры: Добрый — делающий добро другим, отзывчивый.)
Учитель. Какими другими словами можно назвать доброго человека?
(Ответы детей. Примеры: добродушный, благодушный, добросердечный, хороший, мягкосердечный.)
Учитель. Так что же такое доброта? Объясните своими словами.
(Ответы детей. Пример: умение принимать людей такими, какие они есть, любить их и не осуждать, не носить в себе обиду на человека, когда в ответ на свой добрый поступок ничего не ждёшь)
Учитель. (слайд 6)Обобщая всё сказанное вами, хочу отметить. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. Это высочайшее качество, которое есть в каждом и которое необходимо в себе развивать. Доброта — способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря, способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, т. е. то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла.
А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы детей. Пример: считаю, что добрым быть трудно, так как сейчас в мире много зла, значит, это зло делают люди; добрые люди умеют самое главное – прощать, а это не всегда получается, значит, быть добрым трудно)
Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.
Да, это трудно всегда быть готовым помочь тому, кому плохо, разделить чье-то горе, сопереживать ему. Этому надо учиться.
А замечательный учитель В. А.Сухомлинский ответил на этот вопрос в своём рассказе «Обыкновенный человек». Послушаем его и подумаем, какого человека считал автор добрым?
Слушание рассказа В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек». Читает учитель. (слайд 7)Приложение 4
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди — заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
Что это за человек? — спросил внук деда.
Это не человек, — ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
Что это за человек? — спросил внук деда.
И это еще не человек, — ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
А это что за человек? — спросил внук.
Обыкновенный человек, — ответил дед.
Учитель. Какого человека считает В. А. Сухомлинский добрым? Как вы поняли из рассказа?
Этот рассказ очень мудрый, и в нём дана важная подсказка, ключик к пониманию добра. Чтобы понять это, ответь мне на эти вопросы.
Можно ли сказать, что дед с внуком — добрые люди? Почему?
Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек». Почему?
Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким ещё человеком его можно назвать? (Ответы детей. Пример: считаю, что в этом рассказе настоящим человеком можно назвать дедушку и третьего прохожего. Потому что сначала дедушка привязал ведро для того, чтобы каждый мог напиться воды, а затем прохожий оставил своё ведро на верёвке и даже поблагодарил дедушку за водичку.
Обыкновенный человек должен быть добрым и заботливым. Думаю, что дедушка и третий прохожий были такими людьми.
А считаю, что и внук вырастет настоящим человеком, потому что перед ним хороший пример - его дедушка.
Второго и третьего проезжего дедушка назвал «не человек», потому что хотели блага только для себя, а не для окружающих.)
Как связаны между собой человечность и доброта?
(Ответы детей. Пример: когда не исходит зла, доброта входит в понятие «человечность»)
Учитель. Понравился вам рассказ? А сейчас посмотрите, пожалуйста, видео, на котором ваши одноклассники разыграли сценку по произведению В. Осеевой «На берегу реки». Приложение 5
Просмотр видео Приложение 6
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
— Интересно,— сказал Толя,— как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой-нибудь подвиг!
С реки донеслись отчаянные крики о помощи.
Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя.— Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы».
Учитель. Подумайте, кого из героев вы бы назвали добрым? Какой поступок совершил Юра? Можно ли его поступок назвать подвигом?
(Ответы детей. Пример: в этом рассказе настоящим героем стал Юра. Он без лишних слов бросился спасать тонущего малыша. А Толя так и не понял, как нужно совершать подвиги.)
Чтение обучающимися высказываний о добре и доброте.
Учитель. Я думаю, вы уже поняли, что доброта – одно из главных качеств человека. Не только предложения народной мудрости говорят нам об этом качестве. Вы заметили, что многие поэты и писатели в своих произведениях высказываются об этом качестве. Прочтите высказывания о добре и доброте
(раздать подготовленный заранее раздаточный материал, на каждом из которых написаны известные высказывания о добре) Приложение 7:
«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится». (Ч. Айтматов)
«Добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно». (С. Ю. Кунаев)
«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером».
«Кто сделал доброе дело, тот молчит — говорит пусть тот, для кого оно было сделано».
«Добрый человек — не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». (В. О. Ключевский)
«Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать» (К. Боуви)
«Все добрые люди невзыскательны» (И. Гёте)
Учитель. Какое высказывание подходит к первому рассказу, какое - ко второму?
Какое высказывание вам больше всего понравилось? Почему?
(Ответы детей. Пример: мне понравилось высказывание В. О. Ключевского «Добрый человек — не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». Из данного высказывания я понял, что мне не обязательно совершать какой – либо подвиг или добрый поступок, а просто не делать зла. И тогда я тоже могу считать себя добрым человеком.
Мне понравилось высказывание «Кто сделал доброе дело, тот молчит — говорит пусть тот, для кого оно было сделано». Теперь я знаю, что истинно добрый человек не кричит во весь голос о своём добром поступке, о нём должен рассказать человек, для которого оно было сделано).
Учитель. Д. С. Лихачев, считал, что самая большая цель жизни — увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Какие акции доброты, прошедшие в нашей школе, районе, вы можете вспомнить, какие видели на экранах телевизора?
(Ответы детей. Озвучить названия организаций, имена граждан, осуществляющих акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, передачи, призывающие людей помочь другим.)
Учитель. (слайд 8)Когда случилась авария в Чернобыле, когда трагически погибла атомная лодка «Курск», произошёл акт терроризма в Беслане, вся страна откликнулась на чужую боль.
(Ответы детей. Обучающиеся приводят конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку).
Всё это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?
(Ответы детей. Обучающиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях и т. д.)
Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Физкультминутка. (слайд 9) Приложение 8
Солнце глянуло в окно, (приставили ладонь ко лбу, посмотрели влево, вправо)
Время отдохнуть пришло. (руки вверх, потягиваются за руками)
Надо всем нам дружно встать. (встают из – за парт)
Раз присесть, достать до пятки. (приседают, касаясь пяток)
И плечами покачать. (приподнимают плечи вверх и опускают их)
А затем, как на зарядке, (наклоны в стороны)
Прямо и красиво встать. (стать, руки по швам)
Руки вытянуть пошире (развести руки в стороны)
И на месте поскакать. (руки на поясе, попрыгать на месте)
На носок, потом на пятку. (встать на носки, затем на пятки)
Так мы делаем зарядку. (шагать на месте, сесть за парты)
(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Чтение стихотворения А. Л. Барто «О человечестве» хорошо читающим обучающимся. (слайд 10) Приложение 9
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь?)
Нет подходящих дел!
В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Обсуждение прочитанного стихотворения.
Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
Какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно совершаете? (Ответы детей. Обмен мнениями. Пример: мне неприятен герой данного стихотворения, потому что он даже для своих родных не хочет никаких добрых поступков делать и называет дедушку инвалидом, а сестру «не человечеством»).
Учитель. Сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Добро – само по себе награда. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым – значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно.
У всех у вас ребята, наверное, есть хорошие друзья.
Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений?
Что вы цените в друзьях прежде всего?
(Ответы детей. Важно, чтобы все обучающиеся высказались, особенно те, кто молчал на ранее поставленные вопросы. Важна включённость всего класса)
Учитель. Я хочу прочитать вам ещё одно необыкновенное стихотворение А. Л. Барто «Друг напомнил мне вчера…» (слайд 11) Приложение 10
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Обсуждение прочитанного стихотворения.
Учитель. Можно ли такого друга назвать добрым? Почему к такому другу не влечёт? (Ответы детей. Пример: добрым друга назвать нельзя, потому что все добрые дела он «поставил в счёт», а настоящие друзья так не делают.)
Самостоятельная работа. Иллюстрирование по теме занятия.
На листах бумаги нарисуйте что-нибудь доброе, что захотите.(слайд 12)
Итог занятия. Рефлексия.
Учитель. Ребята, какие выводы вы для себя сделали из нашего разговора?
Что значит быть добрым? (Ответы детей. Пример: это значит делать добро и не требовать взамен ничего)
Молодцы. Я знала, что вы тоже добрые люди и была уверена, что ваши высказывания о доброте совпадут с моими. В память о нашем сегодняшнем занятии я сделала для вас эти подарки-открытки с солнышками, в которых написаны мои вам советы. (Каждому раздать заранее подготовленные открытки - солнышки, в которых написано следующее):
старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее;
будь добрым к людям;
учись добру у добрых;
не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным;
не причиняя зла, добрей становишься.
Прочитайте. Согласны? Пусть они останутся вам на память. Приложение 11
И ещё я сделала для вас буклеты, в которых собраны высказывания великих людей о добре и человеческой доброте. Приложение 12
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
А. Чехов
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.
В. Гюго
Добро по указу — не добро.
И. Тургенев
Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.
К. Ушинский
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
В. Ключевский
Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность.
Ж. Гюйо
Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.
Л. Толстой
Доброта лучше красоты.
Г. Гейне
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.
Л. Толстой
Добрые люди подобны звездам, светилам того века, в котором они живут, озаряя свои времена.
Б. Джонсон
Добро — не наука, оно действие.
Р. Роллан
Между добрыми людьми — все доброе.
Цицерон
Прекраснейшая музыка души — это доброта.
Р. Роллан
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Л. Толстой
Доброта и скромность — вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека.
Р. Стивенсон
Добрый совет никогда не приходит слишком поздно.
Б. Джонсон
Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден.
Густав Фрейтаг
Учитель. Давайте вновь вернёмся к упражнению «+ и - », которое мы провели в начале нашего занятия. Посмотрите на листочки, на эти две колонки, которые вы про себя написали, внимательно их прочитайте. После нашего занятия, не появилось ли желание что-либо дописать или вычеркнуть? (обучающимся даётся возможность дописать или вычеркнуть что – либо)
Считаете ли вы себя добрым человеком? (Ответы детей).
Чему необходимо вам научиться, чтобы быть добрым? ((Ответы детей. Пример: нужно учиться слышать и слушать других, спешить на помощь к тем, кто в ней нуждается, учиться терпению, уметь держать себя в руках)
Как расширилось ваше понимание добра на сегодняшнем занятии, услышали, поняли ли вы что – то новое о добре и доброте?
Будете ли вы работать над собой и учиться быть добрыми?
(Ответы детей. Пример: поняли, что добрым быть непросто, нужно приложить очень много усилий, учиться сдерживать свои отрицательные эмоции)
Учитель. А я сегодня всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.(слайд 13)
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
Добрые сердца - сады.
Генри Лонгфелло
Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.