СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по теме "А мы такие разные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Люди на свет рождаются разными , не похожими, своеобразными

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по теме "А мы такие разные"»

Тема: «Какие мы разные!»

(Внеурочное занятие по социально – эстетическому развитию «Обо мне и для тебя»)

Цель:

показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;

показать, какими способами можно сделать общение толерантным;

ознакомить учащихся с основными чертами толерантной личности;

воспитывать патриотические чувства и любовь к своей Родине, народу;

повышение самооценки, получение поддержки от группы;

помочь обучающимся разобраться в себе, формировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, чай, зеркало, воздушный шарик.

Ход занятия

-В начале занятия попрошу встать девочек.

- Какие вы сегодня нарядные, красивые.

-А теперь мальчиков. Какие вы сильные, мужественные.

-Прошу поднять руки ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

-Хлопните в ладоши у кого глаза карие, а теперь у кого глаза голубые, у кого зеленые?

-Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы 2 человека?

-Значит, какие мы? (непохожие, разные) (открывается первая часть темы на слайде)

- Скажите, а что вас всех объединяет?

- Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

Мы разные, но где мы все находимся, как живем? Мы все вместе!

Учитель: Сейчас я предлагаю вам послушать загадки определить о каком слове идет речь.

Сердцу место дорогое Подрасту, и вслед за братом
Буду я всегда любить! Тоже стану я солдатом,
Место это знаю я, Буду помогать ему
А вы знаете, друзья?(Родина) Охранять мою …. (Страну)

Учитель: действительно речь идет о России. А как вы дали бы определение слова “Россия”.

«Наша Родина»

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней —

И то едва домчится.

( Н. Забила)

Давайте посмотрим, как мы знаем нашу страну.

  1. Как называется наша страна, полное название?

  2. Столица Российской Федерации?

  3. Государственный язык в Российской Федерации?

  4. Какое растение является символом России?

Дерево-красавица,
Белым станом славится.
Льют по дубу слёзоньки
Русские …березоньки

Ученик читает стих.

Ты до того берёзонька красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я не мыслим без твоей красы.

П. Балацкий.

Звучит Песня «Берёзы». Гуппа «Любэ»

Отчего так в России березы шумят,

Отчего белоствольные все понимают?

У дорог, прислонившись по ветру, стоят,

И листву так печально кидают.

Я пойду по дороге - простору я рад.

Может это лишь все, что я в жизни узнаю.

Отчего так печальные листья летят,

Под рубахою душу лаская.

А на сердце опять горячо, горячо,

И опять, и опять без ответа.

А листочек с березки упал на плечо,

Он как я оторвался от веток.

Посидим на дорожку, родная, с тобой.

Ты пойми, я вернусь, не печалься, не стоит.

И старуха махнет на прощанье рукой,

И за мною калитку закроет.

Отчего так в России березы шумят,

Отчего, хорошо так гармошка играет?

Пальцы ветром по кнопочкам враз пролетят,

А последняя, эх, западает.

А на сердце опять горячо, горячо,

И опять, и опять без ответа.

А листочек с березки упал на плечо,

Он как я оторвался от веток.

А на сердце опять горячо, горячо,

И опять, и опять без ответа.

А листочек с березки упал, упал

Он как я оторвался от веток.

  1. Какова денежная единица РФ?

  2. В какой области мы живем?

  3. Наша страна многонациональная, как вы это понимаете?

  4. Какие национальности вы знаете?

Молодцы, вы хорошо знаете свою страну, но много знаний ждет вас еще впереди.

Учитель: А хотите, я покажу вам чудо?

Учащиеся: Да!

Учитель каждому подносит зеркало, ребята видят в нем свое изображение, “Вы увидели чудо?”.

Учащиеся: Нет.

А я увидела, ведь каждый из вас и есть чудо. Вспомните сказку «Зеркальце» (Григор Витез) Все:

А главное, ребята, чтоб наше отраженье

Всегда правдивым было и достойным уваженья.



Посмотрите, как нас много, а в стране еще больше.

- Так чем богата наша страна?

(Учитель подводит ребят к тому, что главное богатство нашей страны – это люди, которые в ней живут.)

- Я предлагаю вам закончить предложения, которые вы видите на листах, которые я для вас приготовила. Задание для групп.

Для меня Россия – это:

1. Страна, в которой я живу, которой горжусь и должен суметь защитить её в трудную минуту.

2. Страна, в которой я родился, где живу я, где моя семья и мои друзья.

Послушав стихотворение, скажите, какие черты в характере помогают людям общаться?

Побил меня Сидорин Ромка:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я, молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!..
Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом - ты, матросом - я!

Хотели вместе мы по свету.
Поплавать вдоль и поперек….
Ах, Ромка, Ромка, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Ромка - так не смело.
Вошел с поникшей головой: - 
Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться,
И, говорю ему:  - Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!

С.Погореловский

Обсуждаем: Какие черты в характере помогают людям общаться?(ЗАБОТА, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ДОВЕРИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ Т.Д.)

можно ли отношения между ребятами назвать дружбой? Почему?

 Мы разные, но мы вместе!

Я расскажу вам притчу. Встретились однажды белый человек и чернокожий. Белый сказал: "Как ты уродлив! Как будто весь вымазан сажей!" Чёрный презрительно сморщился и сказал: "А как ты уродлив белый! как будто тебя всего обернули белой бумагой!" Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: "Посмотри, как красив твой чёрный брат! Он чёрен, как южная ночь, и в ней, подобно звёздам, сияют его глаза..." Затем мудрец обратился к чернокожему: "а ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его цвета солнца..."

Чёрный человек и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина... Кружатся в весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: "Как хорошо, что все мы разные. А то жить было бы так скучно!"

Какая старинная легенда. О чём же она? О ценности каждого человека, о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения друг к другу. В жизни каждому из нас часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. Но оказывается, все эти проблемы можно решить, если научиться быть толерантным.

Наш разговор мы сегодня посвящаем толерантности. Проблема толерантности очень актуальна в наше время.  Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, теракт, война...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и в молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Мне кажется, очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного - научиться жить на земле как люди».

Что такое толерантность. Толерантность (от лат. tolerantia – терпение)  – термин многозначный. Он имеет свое значение в биологии, экологии, медицине.

Но наиболее известно применение термина «толерантность» в общественных науках.

В разных языках этот термин имеет свои особенности в трактовке. В словарях мы можем прочитать:

  • в английском:  «Способность без протеста воспринимать личность или вещи»;

  • во французском: «Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам»;

  • в русском: «Способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мирится с существованием чего-либо, кого-либо)».

Строго говоря, в русском языке нет равнозначного термина, наиболее близким по значению толерантности является названная выше терпимость. В.И. Даль отмечает, что по смыслу терпимость связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Таким образом, можно дать такое определение толерантности, не претендующее на полноту: толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

Содержание термина «толерантность» все же шире, чем вопросы взаимоотношения между народами, религиями, государствами. Оно включает, помимо сказанного, уважительное, терпимое отношение к мнению своего оппонента, даже если с ним не согласен, т.е. охватывает тему межсоциальных, межличностных отношений в коллективе.

Важнейшей стороной толерантности является взаимоотношение детей и взрослых: детей и родителей, детей и педагогов.

Подводя итоги сказанному, следует отметить,  толерантность рассматривается как: 1) общественная ценность, 2) социальная и психологическая установка, 3) личностное качество.

К термину «толерантность» в нашем обществе нет однозначного отношения. Дело не только и не столько в его относительной новизне для большей части населения, а в расхождении того, что под ним понимается в теории и тем, что под именем толерантности нередко подается обществу.

В самом представлении о толерантности отсутствует идея всепрощения и отказа от нравственных ценностей. Толерантность не должна восприниматься как конформизм, индифферентность, ущемление собственных интересов. Толерантность в своем идеале – это не «терпимость к греху». Нельзя быть терпимым или просто равнодушным к преступности, порнографии, сектам и другим организациям, калечащим души людей.

Толерантность противоположна ксенофобии (т.е. боязни представителей других культур, неприязни к ним; убеждённости в том, что «чужие» могут нанести обществу, человеку вред самим фактом, что они «чужие»). Толерантный человек должен одинаково отрицательно относиться к неприятию других народов, будь это русофобия или антисемитизм. Он не должен быть агрессивен в отношении другой для него религии, при этом он имеет право отстаивать свою веру и не отдавать её на поругание. Отстаивая право на свободу вероисповедования или отказа от религиозной веры, толерантный человек не должен проходить мимо действия сект, направленных на формирование безнравственных начал у своих адептов, совершающих прямые преступления против общества и человека.

Недопустимо и деление народов на толерантные и нетолерантные.

Толерантность – не просто идеология терпимости. Это санитарный кордон, отделяющий нормальное общество от зоны нетерпимых явлений. Толерантность позволяет отсечь явления, грозящие гибелью обществу.

Таким образом, толерантность - это качество личности, которое позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, проявлять милосердие, терпимость.

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим.

Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы.           Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и ведет от  культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего,  активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность образовательных учреждений, а также круг его сверстников и друзей, богатство его общения с другими людьми.

Одной из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество.

Образование – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций образования заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передаёт младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. “Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависит от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период”, – так говорил Джон Дьюи в статье “Демократия и образование”.

Цель культуры мира – не устранение конфликтов (без которых невозможно развитие и контакты вообще), а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы ценностей, характеризующихся подходами, основанными на 8 принципах:

  • Уважение прав, достоинства и жизни каждого человека – уважение всех прав и прав всех людей.

  • Ненасилие, имея в виду отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путем убеждения и взаимопонимания.

  • Щедрость души: умение жить вместе без отчуждения и несправедливости.

  • «Слушать, чтобы слышать» – свободный обмен информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое, делиться своим мнением и воспринимать чужое.

  • Сохранение планеты – уверенность, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.

  • Толерантность: осознание того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.

  • Равноправие мужчин и женщин: гарантия равных шансов на участие в созидании общества.

  • Демократия, когда каждый имеет свой голос при принятии решений, касающихся его.

Говорить о переходе к культуре мира возможно только при условии комплексного соблюдения всех принципов. Только вместе они образуют ту среду, в которой может произрасти то лучшее, что мы называем культурой жить в мире и гармонии.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Образ жизни одного народа может показаться странным и необычным для людей другой культуры, однако именно это разнообразие и составляет яркую картину окружающего нас мира. Просто нужно уважать традиции других стран и народов и учитывать культурные особенности при общении с людьми. Другими словами, важно стараться проявлять толерантность по отношению друг к другу.

  • Итак: Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это уважение к различиям и правам других людей.

  • А для чего нужно уважительно относиться к людям не только своей страны, но и людям других стран? (Чтобы не было войны)

Исполнение песни «Мир похож на цветной луг»

Автор текста (слов):

Пляцковский М. 

Композитор (музыка):

Шаинский В. 

Ветер зовёт
За собой облака
Вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга
Не встретил пока,
Жаль, жаль, жаль!

Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!

Песня не зря
Собирает друзей
В круг, в круг, в круг.
Сделает хмурый денёк
Веселей
Друг, друг, друг!

Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!

Друг за тебя
Одолеть сто преград
Рад, рад, рад.
С другом любая беда -
Не беда,
Да, да, да!

Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!


Игра «Да - нет»

Я задаю вопросы, а вы отвечаете жестом “да” или “нет”. Причем, если хотите сказать “да” - кивайте головой вниз, а если “нет” - кивайте из стороны в сторону.

  1. Крокодил бывает красным. (Нет)

  2. Все дети любят мороженное. (Да)

  3. Космонавты бороздят моря и океаны. (Нет)

  4. Мы с вами можем ходить по воде. (Да, по снегу)

  5. Добрыня Никитич и Тугарин Змей были друзьями. (Нет)

  6. Дети любят играть. (Да)

Да-да" и "нет-нет" мы заменяем обычным качанием головы. Однако жители Индии, Греции и Болгарии используют его совершенно противоположно. Кивок вниз-вверх будет означать "нет", вместо привычного нам одобрения. А мотание головой слева направо — "да".

Знак «Лайк» - у нас хорошо,одобрение. Однако на островах Таиланда этот знак носит зеркальный характер и означает осуждение. В Греции осуждение.

  • Чтобы не обидеть жителей других стран, что мы должны делать? (Изучать их обычаи, традиции, культуру)




Стихотворения Б.Заходера «Я собака»


Я собака - всего лишь собака!

В голове у меня - пустота.

Но другую собаку, однако,

Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки.

Ни слова - потому, что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают….

Мы вступаем и в драки, и в браки,

Неизменную веру храня:

Что бы ни было - все мы собаки,

Все мы - братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата

Распознать, неспособны никак…

Сразу видно – чутьё слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш - не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части,

Словно он вам уже и не брат …


-Все люди разные, но мира и взаимопонимания хотят все, а этого можно добиться, если мы будем друг к другу толерантны.

Рефлексия «Воздушный шарик» - игра

Педагог берет шарик в руки.

Передавая этот шарик, скажите своему однокласснику «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне понравилось, как ты…». Первым произносит фразу педагог, далее шарик передается следующему.

- Приятно ли вам говорить добрые слова другим людям?

  А слышать о себе приятные слова?

 - Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам.



Учитель: Что бы вы пожелали друг другу, классу, всем россиянам?

Звучит песня
« А мы такие разные»

Припев:

А мы такие разные, но друзья.

А мы такие разные, но семья.

А мы такие разные, но всё, же вместе.

Поём песни, поём песни.

1 куплет

Здесь кто-то маленький, кто-то побольше.

Кто-то любит кашу, есть, кто - борщ.

Кто-то любит зверушек, кто-то - машинки.

И все мы, конечно, делаем ошибки.

Но важно нам уметь друг друга поддержать,

Уметь любить и уважать.

Ведь в каждом есть свои минусы и плюсы -

И в большом дяде, и в малом карапузе.

2 куплет

Здесь кто-то любит много прыгать, кто-то - бегать.

Здесь кто-то любит рисовать, кто-то - собирать лего.

Кто-то любит руками делать клёвые штуки,

А кто-то танцует буги-вуги, буги-вуги.

Здесь каждый прекрасен, каждый идеален.

В каждом есть свои загадки, свои тайны.

И мы не будем говорить, кто лучше, а кто хуже.

Ведь однозначно побеждает дружба.!





«Мы разные, но мы вместе»!