СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Россия - Родина моя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это внеурочное мероприятие может быть проведено и как итоговый урок по литературному чтению в 4 классе после изучения радела "Родина".

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Россия - Родина моя"»

Паспорт воспитательного занятия

Класс: 4 класс проводит для 3 класса.

Тема воспитательного занятия: «Россия – Родина моя».

Цель – формирование у обучающихся чувств любви к художественной выразительности русского языка и гордости за свою страну.

Задачи:

  • просветительская – углубить знания обучающихся об образе России посредством чтения, слушания и анализа стихотворений;

  • развивающие:

- развивать образное мышление и воображение обучающихся посредством ответы на вопросы учителя.

- развивать творческие способности младших школьников в ходе декламации стихотворений;

  • воспитательная – воспитывать патриотические чувства к своей стране в ходе анализа пословиц о Родине.

Дидактическое обеспечение занятия: плакат с названием занятия, репродукции картин с пейзажами России, запись песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?», карточки в виде березовых листов с пословицами о Родине, плакат-инструкция с правилами написания синквейна, листы бумаги и ручки по количеству обучающихся.

Ход воспитательного занятия (мероприятия):

Этап воспитательного занятия.

Время, отводимое на этап

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Организационно-мотивационный,

5 мин.

На доске орагнизована фотогалерея художественных картин с пейзажами России. По классу развешаны и разложенны карточки в форме березовых листов с пословицами.

- Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады вас видеть на литературном вечере «Россия – Родина моя».

- Предлагаю вам прослушать отрывок песни «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса. Звучит песня (первый куплет).

- Что такое «Родина»?


- Как называется наша Родина, наше Отечество?

- Писатель Алексей Николаевич Толстой писал: «Что такое Родина? — Это весь народ. Это его культура, его язык. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Велика и могуча наша Родина, велик и могуч русский язык.

- Какие великие писатели и поэты писали на русском языке?






-Список известных писателей и поэтов можно продолжать до бесконечности. Но всех этих великих людей объединяла любовь к своей Родине, чувство гордости за свое Отечество. Сегодня литературный вечер посвящен нашей Родине - России.









Слушают.



Отвечают (Родная страна, Отечество).

- Россия.












Отвечают (А. С. Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Юрий Михайлович Лермонтов, Федор Тютчев, Сергей Есенин, Александр Блок).

Основной (деятельностно-коммуникативно-практический),

25 мин.

- Возможно ли передать любовь к своему Отечеству с помощью поэзии? Достаточно ли художественно выразителен наш русский язык, чтобы пробудить в нас чувства и эмоции, чтобы позволить окунуться в картину, которую рисует автор произведения? Мы сможем ответить на эти вопросы в конце литературного вечера. Что же поможет найти ответы на эти вопросы?


Приглашает первого чтеца.





- Какую картину природы представил нам Анатолий Владимирович Жигулин?

- Перечислите своими словами, что любит поэт, что ему дорого.



- Чем для автора является Родина?

- Удалось ли Анатолию Жигулину донести до нас свои чувства?

- Послушаем стихотворение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине».


- Какую природу описывает поэт?














- Какой является Родина для Спиридона Дмитриевича?

- Как издревле называлась наша страна?

- Русь – каждый видит ее по-своему. Назовите ассоциации со словом «Русь».

Русь – поле Куликово, Русь – Петр Великий, Русь – страшный отблеск горящей Москвы в глазах Наполеона, Русь – звонкая, вечно молодая строфа Пушкина, Русь – проселочная дорога с русым парнишкой на гнедом коне. Русь – зачарованный простор Волги, Русь – мать, баюкающая ребенка, Русь – чистая, волнующая песня, Русь – душистый хлеб за праздничным столом.

- Есть у слова Русь еще одно значение. Послушаем.









Отвечают (Чтение и прослушивание стихотворений).

Слушают чтение стихотворения Жигулина «О, Родина! В неярком блеске» в исполнении ученика 4 класса.

Отвечают.



- Березовая роща, туман, природа, заброшенная старая церковь, могила неизвестного солдата.

- Утешением и исцелением.

- Да.



Слушают чтение стихотворения в исполнении ученика 4 класса.

- Поэт описывает чарующие леса и приветные деревни, великую русскую реку Волгу, и становится понятным, что именно с этими словами-символами автор связывает для себя представление Родины. В его описании так и видятся бесконечные просторы, поля и реки, леса и горы, и везде, куда не кинь взгляд трудится свободный человек.

- Великой и Святой.


- Русь.


Отвечают.














Смотрят сценку в исполнении двоих обучающихся 4 класса (Приложение 1).

Физпауза

Сейчас мы с вами отдохнём, но форма отдыха будет необычной. Встаньте, походите по классу, посмотрите внимательно по сторонам. Вокруг вас спрятаны березовые листочки, на которых написаны пословицы. Найдите каждый по одному листочку.


Обсуждение пословиц, найденных во время физпаузы.


- Наша Родина прекрасна. Это добрые и искренние люди, бескрайние поля и луга, живописные горы, широкие и могучие реки, чистое и ясное небо над головой. Но были в истории нашей страны и другие времена, когда над ней сгущались тучи. Что это значит?


- И эту тему не обошли стороной поэты.






- О какой войне идет речь в произвдении?

- Какие качества проявлял наш народ в эти трагичные времена?

- За что погиб солдат – герой стихотворения Александра Твардовского?

- Можно ли сказать, что он любил Родину больше жизни?

- Иван Рыжиков написал так:

Но если бы спросили у меня,

Что для тебя дороже всех на свете?

Я произнес бы, голову склоня,

Всего два слова – Родина и дети…








- Вспомните вопросы, которые мы ставили перед собой в начале литературного вечера. Возможно ли передать любовь к своему Отечеству с помощью поэзии? Достаточно ли художественно выразителен наш русский язык, чтобы пробудить в нас чувства и эмоции, чтобы позволить окунуться в картину, которую рисует автор произведения?

Каждый читает свою пословицу и объясняет ее тему и значение.







- Были войны, на нашу Родину нападал враг.



Слушают чтение стихотворения Александра Трифоновича Твардовского «Две строчки» в исполнении ученика 4 класса.

- О Великой Отечественной войне.

Отвечают (отвагу, смелость, самоотверженность).

- За свою Родину, за Отечество, за Победу.


- Да.






Слушают чтение стихотворений Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем», Зои Александровой «Если скажут слово Родина» в исполнении учеников 4 класса.

Отвечают.

Заключительный (рефлексивный),

10 мин.

- Попробуйте и вы описать свои чувства к Родине с помощью синквейна – построенного по определенным правилам стихотворения из пяти строк. В нем нет рифмы, но заложен большой смысл. Правила написания синквейна.

Представляет правила написания синквейна.



- Между словами Родина, Отечество, Россия существует неразделимая связь. Многие русские писатели размышляли на эту тему. Вот так о своих чувствах к нашей Родине писал К. Д. Ушинский в своей статье «Наше Отечество»

Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать свято-русская земля! Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

-Литературный вечер подходит к концу. Завершить мы его хотим строками из стихотворения Нины Птичка «Берегите Россию!»

-Будем же бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, моя Россия!».








Составляют синквейны о Родине.

Читают получившиеся синквейны.
























Слушают чтение стихотворения в исполнении ученика 4 класса.

Приложение 1

Текст сценки

1-й обучающийся. На севере встречаются деревни, где люди говорят по-старинному. Тихо и мирно в ней жил писатель Станислав Романовский. Как-то хозяйка дома, в котором гостил писатель, внесла в избу горшок с красным цветком, и поделилась радостью. Она сообщила писателю следующее:

2-й обучающийся. Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь и он зацвел!

1-й обучающийся. На русь,- ахнул Романовский.

2-й обучающийся. На Русь. Русью мы называем светлое место. Где солнышко, да все светлое, почитай так зовем. Русый парень, русая девушка, русая рожь.

1-й обучающийся. Русь-светлое место, русь - страна света.



Человек без Родины, что соловей без песни.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Тот герой, кто за Родину горой.

Родная сторона – мать, а чужая - мачеха.

Кто наступит на землю русскую – оступится.

Велика русская земля – и везде солнышко.



Одна у человека мать, одна у него и родина.

Береги Родину, как зеницу ока.



Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

В своём доме и стены помогают.

За морем теплее, а у нас светлее.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.



Практическое задание: составить синквейн по теме занятия.

Всем обучающимся объясняются правила составления синквейна, имеется наглядный материал – плакат с правилами.

Обучающимся с ОВЗ (ТНР, ЗПР) предоставляется карточка-помощник со списком слов, которым они могут воспользоваться для составления синквейна. Обучающимся с ДЦП предоставляются отдельные карточки со словами, из которых они могут сложить синквейн, и планшет с нескользкой поверхностью (например из фетра).

Выбери из списка или придумай свои слова и запиши их по правилам составления синквейна (пятистрочия).

1 строка

1 существительное (тема синквейна)

Россия, Родина, Отечество, Русь.

2 строка

2 прилагательных (к первому существительному)

Любимая, гордая, непобедимая, надёжная, сильная, лучшая, славная, героическая.

3 строка

3 глагола (к первому существительному)

Защищает, оберегает, любит, заботится, растит, кормит, помогает, спасает, побеждает.

4 строка

Предложение, выражающее основную мысль

Россия – моя Родина.

Я люблю свою страну.

Я горжусь своим Отечеством.

Родина меня защищает.

Одна у человека Родина.

5 строка

1 существительное (синоним к первому существительному)

Россия, Родина, Отечество, Русь, дом, семья.