Паспорт воспитательного занятия
Класс: 4 класс проводит для 3 класса.
Тема воспитательного занятия: «Россия – Родина моя».
Цель – формирование у обучающихся чувств любви к художественной выразительности русского языка и гордости за свою страну.
Задачи:
просветительская – углубить знания обучающихся об образе России посредством чтения, слушания и анализа стихотворений;
развивающие:
- развивать образное мышление и воображение обучающихся посредством ответы на вопросы учителя.
- развивать творческие способности младших школьников в ходе декламации стихотворений;
воспитательная – воспитывать патриотические чувства к своей стране в ходе анализа пословиц о Родине.
Дидактическое обеспечение занятия: плакат с названием занятия, репродукции картин с пейзажами России, запись песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?», карточки в виде березовых листов с пословицами о Родине, плакат-инструкция с правилами написания синквейна, листы бумаги и ручки по количеству обучающихся.
Ход воспитательного занятия (мероприятия):
Этап воспитательного занятия. Время, отводимое на этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационно-мотивационный, 5 мин. | На доске орагнизована фотогалерея художественных картин с пейзажами России. По классу развешаны и разложенны карточки в форме березовых листов с пословицами. - Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады вас видеть на литературном вечере «Россия – Родина моя». - Предлагаю вам прослушать отрывок песни «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса. Звучит песня (первый куплет). - Что такое «Родина»? - Как называется наша Родина, наше Отечество? - Писатель Алексей Николаевич Толстой писал: «Что такое Родина? — Это весь народ. Это его культура, его язык. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Велика и могуча наша Родина, велик и могуч русский язык. - Какие великие писатели и поэты писали на русском языке? -Список известных писателей и поэтов можно продолжать до бесконечности. Но всех этих великих людей объединяла любовь к своей Родине, чувство гордости за свое Отечество. Сегодня литературный вечер посвящен нашей Родине - России. | Слушают. Отвечают (Родная страна, Отечество). - Россия. Отвечают (А. С. Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Юрий Михайлович Лермонтов, Федор Тютчев, Сергей Есенин, Александр Блок). |
Основной (деятельностно-коммуникативно-практический), 25 мин. | - Возможно ли передать любовь к своему Отечеству с помощью поэзии? Достаточно ли художественно выразителен наш русский язык, чтобы пробудить в нас чувства и эмоции, чтобы позволить окунуться в картину, которую рисует автор произведения? Мы сможем ответить на эти вопросы в конце литературного вечера. Что же поможет найти ответы на эти вопросы? Приглашает первого чтеца. - Какую картину природы представил нам Анатолий Владимирович Жигулин? - Перечислите своими словами, что любит поэт, что ему дорого. - Чем для автора является Родина? - Удалось ли Анатолию Жигулину донести до нас свои чувства? - Послушаем стихотворение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине». - Какую природу описывает поэт? - Какой является Родина для Спиридона Дмитриевича? - Как издревле называлась наша страна? - Русь – каждый видит ее по-своему. Назовите ассоциации со словом «Русь». Русь – поле Куликово, Русь – Петр Великий, Русь – страшный отблеск горящей Москвы в глазах Наполеона, Русь – звонкая, вечно молодая строфа Пушкина, Русь – проселочная дорога с русым парнишкой на гнедом коне. Русь – зачарованный простор Волги, Русь – мать, баюкающая ребенка, Русь – чистая, волнующая песня, Русь – душистый хлеб за праздничным столом. - Есть у слова Русь еще одно значение. Послушаем. | Отвечают (Чтение и прослушивание стихотворений). Слушают чтение стихотворения Жигулина «О, Родина! В неярком блеске» в исполнении ученика 4 класса. Отвечают. - Березовая роща, туман, природа, заброшенная старая церковь, могила неизвестного солдата. - Утешением и исцелением. - Да. Слушают чтение стихотворения в исполнении ученика 4 класса. - Поэт описывает чарующие леса и приветные деревни, великую русскую реку Волгу, и становится понятным, что именно с этими словами-символами автор связывает для себя представление Родины. В его описании так и видятся бесконечные просторы, поля и реки, леса и горы, и везде, куда не кинь взгляд трудится свободный человек. - Великой и Святой. - Русь. Отвечают. Смотрят сценку в исполнении двоих обучающихся 4 класса (Приложение 1). |
Физпауза Сейчас мы с вами отдохнём, но форма отдыха будет необычной. Встаньте, походите по классу, посмотрите внимательно по сторонам. Вокруг вас спрятаны березовые листочки, на которых написаны пословицы. Найдите каждый по одному листочку. |
| Обсуждение пословиц, найденных во время физпаузы. - Наша Родина прекрасна. Это добрые и искренние люди, бескрайние поля и луга, живописные горы, широкие и могучие реки, чистое и ясное небо над головой. Но были в истории нашей страны и другие времена, когда над ней сгущались тучи. Что это значит? - И эту тему не обошли стороной поэты. - О какой войне идет речь в произвдении? - Какие качества проявлял наш народ в эти трагичные времена? - За что погиб солдат – герой стихотворения Александра Твардовского? - Можно ли сказать, что он любил Родину больше жизни? - Иван Рыжиков написал так: Но если бы спросили у меня, Что для тебя дороже всех на свете? Я произнес бы, голову склоня, Всего два слова – Родина и дети… - Вспомните вопросы, которые мы ставили перед собой в начале литературного вечера. Возможно ли передать любовь к своему Отечеству с помощью поэзии? Достаточно ли художественно выразителен наш русский язык, чтобы пробудить в нас чувства и эмоции, чтобы позволить окунуться в картину, которую рисует автор произведения? | Каждый читает свою пословицу и объясняет ее тему и значение. - Были войны, на нашу Родину нападал враг. Слушают чтение стихотворения Александра Трифоновича Твардовского «Две строчки» в исполнении ученика 4 класса. - О Великой Отечественной войне. Отвечают (отвагу, смелость, самоотверженность). - За свою Родину, за Отечество, за Победу. - Да. Слушают чтение стихотворений Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем», Зои Александровой «Если скажут слово Родина» в исполнении учеников 4 класса. Отвечают. |
Заключительный (рефлексивный), 10 мин. | - Попробуйте и вы описать свои чувства к Родине с помощью синквейна – построенного по определенным правилам стихотворения из пяти строк. В нем нет рифмы, но заложен большой смысл. Правила написания синквейна. Представляет правила написания синквейна. - Между словами Родина, Отечество, Россия существует неразделимая связь. Многие русские писатели размышляли на эту тему. Вот так о своих чувствах к нашей Родине писал К. Д. Ушинский в своей статье «Наше Отечество» Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Велика наша Родина-мать свято-русская земля! Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. -Литературный вечер подходит к концу. Завершить мы его хотим строками из стихотворения Нины Птичка «Берегите Россию!» -Будем же бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, моя Россия!». | Составляют синквейны о Родине. Читают получившиеся синквейны. Слушают чтение стихотворения в исполнении ученика 4 класса. |
Приложение 1
Текст сценки
1-й обучающийся. На севере встречаются деревни, где люди говорят по-старинному. Тихо и мирно в ней жил писатель Станислав Романовский. Как-то хозяйка дома, в котором гостил писатель, внесла в избу горшок с красным цветком, и поделилась радостью. Она сообщила писателю следующее:
2-й обучающийся. Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь и он зацвел!
1-й обучающийся. На русь,- ахнул Романовский.
2-й обучающийся. На Русь. Русью мы называем светлое место. Где солнышко, да все светлое, почитай так зовем. Русый парень, русая девушка, русая рожь.
1-й обучающийся. Русь-светлое место, русь - страна света.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Тот герой, кто за Родину горой.
Родная сторона – мать, а чужая - мачеха.
Кто наступит на землю русскую – оступится.
Велика русская земля – и везде солнышко.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Береги Родину, как зеницу ока.
Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
В своём доме и стены помогают.
За морем теплее, а у нас светлее.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Практическое задание: составить синквейн по теме занятия.
Всем обучающимся объясняются правила составления синквейна, имеется наглядный материал – плакат с правилами.
Обучающимся с ОВЗ (ТНР, ЗПР) предоставляется карточка-помощник со списком слов, которым они могут воспользоваться для составления синквейна. Обучающимся с ДЦП предоставляются отдельные карточки со словами, из которых они могут сложить синквейн, и планшет с нескользкой поверхностью (например из фетра).
Выбери из списка или придумай свои слова и запиши их по правилам составления синквейна (пятистрочия). |
1 строка | 1 существительное (тема синквейна) | Россия, Родина, Отечество, Русь. |
2 строка | 2 прилагательных (к первому существительному) | Любимая, гордая, непобедимая, надёжная, сильная, лучшая, славная, героическая. |
3 строка | 3 глагола (к первому существительному) | Защищает, оберегает, любит, заботится, растит, кормит, помогает, спасает, побеждает. |
4 строка | Предложение, выражающее основную мысль | Россия – моя Родина. Я люблю свою страну. Я горжусь своим Отечеством. Родина меня защищает. Одна у человека Родина. |
5 строка | 1 существительное (синоним к первому существительному) | Россия, Родина, Отечество, Русь, дом, семья. |