Этап 2. Актуализация 3 мин. | Воспитатель: Прочитайте пословицу на слайде. Как вы ее понимаете? Воспитатель: Что такое вежливость? Воспитатель: Выберите вежливые слова на картинке. Воспитатель: Когда мы говорим эти слова? В каких ситуациях? Воспитатель: Зачем нужны эти слова? Воспитатель: Вы догадались, какая сегодня будет тема? | Дети: читают. Несложно сказать вежливые слова человеку, а ему будет очень приятно. Дети: Это когда человек хорошо поступает. Дети: Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, будьте добры, всего хорошего. Дети: Когда общаемся друг с другом. Дети: Чтобы с нами было приятно общаться. Дети: выдвигают версии. | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока. Коммуникативные УУД: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. | СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 После обсуждения версий ребят воспитатель помогает сформулировать тему и цели занятия. СЛАЙД 4 |
Этап 3. Основная часть. Открытие нового знания. 25 мин. | Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки, что вы видите? Как ведёт себя мишка на первой и второй картинке? Воспитатель: Ребята, а что такое вежливость? Воспитатель: Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с вами общаться. Как понять, что перед вами вежливый человек? Воспитатель: Да, все верно. Ребята, а чем отличается вежливый человек от культурного? Воспитатель: Культурный человек — это прежде всего хорошо воспитанный человек, уважающий труд других людей, благодарный за работу и помощь. Как вы думаете, как связаны вежливость и культурный человек? Воспитатель: Правильно! Вежливость — это одно из качеств культурного человека. Ребята, а что отличает культурного человека? Давайте составим список. Например, что будет делать культурный человек, если у него есть дополнительная информация по теме урока? Воспитатель: Если кто-то задаёт вопрос в классе, то что будет делать культурный человек? Даже если не согласен с мнением другого человека? Воспитатель: Молодцы, культурный человек говорит грамотно. Он внимателен и вежлив к другим людям. В классе может быть ученик, который ведёт себя необычно. Как будет вести себя культурный человек? Воспитатель: Верно! Не будет судить его и будет внимательно слушать, чтобы понять. Ребята, а как культурный человек готовится к школе? Как он собирается и одевается в школу? Как он относится к личной гигиене? Воспитатель: Молодцы! Как относится к своим обещаниям культурный человек? Как он ведёт себя, если учитель попросил его помочь? Воспитатель: Точно! Обязательность — это готовность оказать помощь. Качество, которое также отличает культурного человека. Воспитатель: Где нужно вести себя культурно? Воспитатель: Правильно! Культура человека складывается из его поведения везде. Давайте приведём примеры культурного поведения на улице? Воспитатель: Отлично! Как нужно вести себя в школе? Воспитатель: Молодцы! Как нужно вести себя дома? Воспитатель: Ребята, а кто знает слово «этикет»? Что оно обозначает? Воспитатель: Этикет — это правила и нормы, которые должен соблюдать человек, находящийся в обществе. Что такое школьный этикет? Воспитатель: Давайте попробуем ответить на вопросы из стихотворения. | Дети: На первой картинке мишка ведет себя невоспитанно, он залез на стол, все разлил. На второй он все делает правильно, сидит и спокойно пьет чай. Дети: Варианты детей. Дети: Посмотреть на то, как он себя ведет. Дети: Варианты детей. Дети: Культурный человек ведет себя вежливо. Дети: Поделится с другими информацией. Дети: Внимательно выслушает, не будет перебивать. Дети: Он не будет над ним смеяться. Дети: Культурный человек аккуратный и опрятный. Дети: Он всегда сдерживает свои обещания. Если его просят помочь, он помогает. Дети: На улице, в общественных местах, в школе, дома. Дети: Уважать прохожих. Идти прямо, не размахивая руками. Не мусорить. Дети: Приходить в школу до начала уроков. Иметь опрятный внешний вид. Дети: Уважать старших. Держать свои вещи в чистоте и порядке. Помогать по хозяйству. Дети: Варианты детей. Дети: Школьный этикет — это правила поведения в школе. Дети: Варианты детей. | Познавательные УУД: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. Коммуникативные УУД: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Регулятивные УУД: выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. | СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 Прочитайте какие пункты получились. СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 |
Первичное применение | Воспитатель: Ребята, распределите утверждения по двум группам. 1.Не грубит взрослым, даже если сердится (Вежливый человек). 2.Толкает одноклассников при встрече (Грубый человек). 3.Благодарит за помощь одноклассников (Вежливый человек). 4.Здоровается в школе со всеми взрослыми (Вежливый человек). 5.Уходя, прощается с учителем (Вежливый человек). 6.Отворачивается от учителя на уроке (Грубый человек). 7.Кричит во время урока (Грубый человек). Давайте проверим правильно ли вы ответили. | Дети: Варианты детей. | Коммуникативные УУД: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Регулятивные УУД: выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. | СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 |
Сверяемся с целями | Воспитатель: Давайте вместе сделаем вывод. Кого мы можем назвать культурным человеком? Воспитатель: Что выделяет вежливого человека и как вести себя вежливо? Воспитатель: Какая следующая цель урока? Прочитайте пожалуйста. | Дети: Культурный человек – это человек, который знает правила этикета и поведения в обществе. Дети: Вежливый человек ведёт себя так, чтобы другие чувствовали, что их уважают. Дети: Научиться использовать вежливые слова и совершать вежливые поступки. | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль. | СЛАЙД 12 |
Открытие нового знания | Воспитатель: Давайте соберём предложение. Что значит «расположить к себе»? Воспитатель: Расположить к себе людей означает сделать так, чтобы другие люди ощущали себя комфортно и хорошо вовремя общения с нами. Что мы можем сделать, чтобы расположить других людей к нам? Воспитатель: Какие слова пропущены? Воспитатель: Молодцы. Вежливые слова часто называют волшебными! Ребята, а какие вежливые слова вы знаете? Когда вы их применяете? Помните случай, когда вежливые слова вас выручали? Воспитатель: Какие вежливые поступки вы знаете? Воспитатель: Когда в последний раз вы вежливо поступали? Что вы чувствовали в этот момент? Воспитатель: Вежливые слова очень важны в общении с другими людьми. Они помогают нам выражать уважение, показывать доброту и создавать приятную атмосферу. Но чтобы лучше понять, как их использовать, давайте взглянем на несколько примеров. Когда мы встречаем взрослого, учителя или незнакомого человека, как мы можем их поприветствовать? Воспитатель: Какие слова мы можем использовать, чтобы поблагодарить кого-то? Приведите пример. Воспитатель: Если нам нужно извиниться перед кем-то? Воспитатель: Что делать, если мы не понимаем, что сказал собеседник? Воспитатель: Помните, что использование вежливых слов помогает нам строить хорошие отношения с другими людьми. Если у вас есть ещё вопросы, не стесняйтесь их задавать! | Дети: Варианты детей. Дети: Мы можем быть вежливыми, говорить добрые слова, помогать и быть доброжелательными. Дети: Вежливые. Дети: Варианты детей. Дети: Уступить место, открыть дверь входящему человеку. Дети: Варианты детей. Дети: Сказать «Доброе утро», «Добрый день» или «Здравствуйте». Дети: Мы можем использовать слова «спасибо» или «благодарю» для выражения благодарности. Дети: Мы можем сказать «Извините» или «Простите» для выражения своего сожаления. Дети: Когда мы не понимаем что-то с первого раза, можно попросить повторить или объяснить ещё раз. Можно сказать «Простите, я не понял» или «Можете повторить, пожалуйста?» | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль. | СЛАЙД 13 СЛАЙД 14 СЛАЙД 15 |
Первичное применение | Воспитатель: Исправьте диалог, используя вежливые слова. Воспитатель: Какое это утверждение? Воспитатель: Какое это утверждение? Воспитатель: Какое это утверждение? | Дети: Варианты детей. Дети: Верное. Дети: Неверное. Дети: Верное. | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. Коммуникативные УУД: строить монологическую и диалогическую речь. | СЛАЙД 16 СЛАЙД 17 СЛАЙД 18 СЛАЙД 19 |
Оценка эмоционального состояния детей. | Воспитатель: Я очень рада, что у вас отличное настроение. Спасибо, занятие окончено. | Дети: Варианты детей. | Регулятивные УУД: анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития. | Воспитатель предлагает детям сравнить свою работу на занятии с тучкой или солнышком и показать на пальцах. «Солнышко» — все получилось (один палец); «Солнце с тучкой» — не все удалось на уроке (2 пальца); «Тучка» — ничего не получилось (3 пальца). |