СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Занимательный русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие "Занимательный русский язык".

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Занимательный русский язык"»

______________________________________________________________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62

ИМЕНИ Е.И. ИГНАТЕНКО С. НОВЫЙ ЕГОРЛЫК

______________________________________________________________________________

Рассмотрено

на педсовете

Протокол №1

от 30 августа 2022г.


Согласовано:

С заместителем директора

по воспитательной работе

Подгорная А.А.__________

Приказ № 176

от 31 августа 2022 г

Утверждено:

Директор МБОУ СОШ

62 имени Е.И. Игнатенко

С Самандарова С.Н________

Приказ № 176

от 31 августа 2022 г.






Программа внеурочной

деятельности


Направление: общеинтеллектуальное

Кружок: «Занимательный русский язык»





Составитель:

Филипенко О.Ф.

учитель начальных классов







с. Новый Егорлык

2022 г



















Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» и реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 4 классе.



Общая характеристика внеурочной деятельности (кружок «Занимательный русский язык»)

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий внеурочной деятельностью. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство» знакомых слов; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу «Занимательный русский язык» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения по данной программе содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические загадки. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательный русский язык» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.



Цель данного курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументированно доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, ролевые игры, дискуссии, обучение в сотрудничестве.

Методы:

  •  Взаимодействие;

  • Поощрение;

  • Наблюдение;

  • Коллективная  работа;

  • Игра.



Формы организации видов деятельности

Программа предусматривает работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, используются пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Применяется метод проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Место курса в рамках кружка «Занимательный русский язык» в плане внеурочной деятельности



На основании учебного плана МБОУ СОШ № 62 имени Е.И.Игнатенко на 2022 - 2023 учебный год в рамках федерального государственного стандарта начального общего образования на изучение программы кружка внеурочной предметной деятельности «Занимательный русский язык” в 4 классе отводится 34 часа в год, занятие проводится 1 раз в неделю. Фактически: 34 часа.

Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в I четверти – 9 часов.
Количество часов во II четверти – 7 часов.
Количество часов в III четверти – 10 часов.
Количество часов в IV четверти – 8 часов. Количество часов в год – 34 часа.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Важными ориентирами содержания данной программы являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;

  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.



  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

  • Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.







Планируемые результаты освоения обучающимися программы по внеурочной деятельности в рамках кружка «Занимательный русский язык»



Личностными результатами изучения курса в 4-ом классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни общества;

  • уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;

  • понимать необходимость быть носителем правильной речи;

  • проявлять интерес к изучению родного языка.



Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,

  • проговаривать последовательность действий,

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради,

  • работать по предложенному учителем плану,

  • отличать верно выполненное задание от неверного,

  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.



Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,

  • делать предварительный отбор источников информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).



Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),

  • слушать и понимать речь других,

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Предметными результатами изучения курса в 4-ом классе являются формирование следующих умений:

  • распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;

  • отличать признаки основных языковых единиц;

  • различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;

  • иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;

  • знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;

  • уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;

  • творчески мыслить при решении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию.



















Тематическое планирование



п/п

Тема раздела или занятия

Кол-во

часов

Форма проведения занятий

Цифровые образовательные ресурсы

Воспитательный потенциал

1.


8

дискуссия; творческие задания; игры

http://school-collection.edu.ru/)

Ценности научного познания

2.


4

разноуровневые задания, творческие задания; игры

http://school-collection.edu.ru/)

Ценности научного познания

3.


10

творческие задания; игры

http://school-collection.edu.ru/)

Ценности научного познания

4.


4

разноуровневые задания, игры

http://school-collection.edu.ru/)

Ценности научного познания

5.


2

творческие задания; игры, викторины.

http://school-collection.edu.ru/)

Ценности научного познания

6.


4

творческие задания; игры, викторины, кроссворды.

http://school-collection.edu.ru/)

Ценности научного познания

7.


1

творческие задания; игры, викторины, кроссворды.

http://school-collection.edu.ru/)

Духовно-нравственное


Итого

33












Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Дата проведения

1.

И снова о русском языке!

1

Обобщить знания о русском языке. Развивать познавательные способности в области русского языка. Беседа о красоте и богатстве народной речи.

І четверть

01.09.

2.

Крылатые слова и афоризмы.

1

Расширить словарный запас и кругозор, познакомить с понятиями: крылатые слова, афоризмы.

08.09.

3.

Копилка занимательных заданий.

1

Развивать познавательные способности.

15.09.

4.

Игротека. Ребусы.

1

Развивать познавательные способности.

22.09.

5.

Об именах.

1

Знать историю возникновения имен и фамилий.

Стремиться узнать больше об истории имен и фамилий своего рода.


29.09.

6.

О русских фамилиях.

1

Знать историю возникновения имен и фамилий.

Стремиться узнать больше об истории имен и фамилий своего рода.


06.10.

7.

В поисках сбежавших головоломок.

1

Развивать познавательные способности.

13.10.

8.

Игротека.

Кроссворды.

1

Развивать познавательные способности в области русского языка; активное участие в игровых моментах индивидуально и при работе в больших и малых группах.


20.10.

9.

Мы играем в логогрифы.

1

Объяснить понятие «логогрифы».

27.10.

10.

Учимся распознавать и речевые ошибки.

1

Развивать красноречие, грамотное восприятие различных видов текста на слух.

ІI четверть

10.11.

11.

Коллекция заморочек.

1

Знать понятие «палиндромы».

17.11.

12.

Игротека.

Заморочки от сказочных героев.

1

Развивать познавательные способности в области русского языка; активное участие в игровых моментах индивидуально и при работе в больших и малых группах.


24.11

13.

Ох уж эти фразеологизмы.

1

Находить в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами. Находить значение крылатых слов (фразеологизмов).


01.12.

14.

«Я не поэт, я только учусь».

Работаем над рифмами.

1

Уметь подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихотворения по заданной теме.


08.12.

15.

Словесные забавы.

1

Развивать ораторские и читательские способности учащихся при прочтении отдельных словосочетаний, предложений, рифмованных словооборотов.


15.12.

16.

Игротека. Шарады.


1


Развивать познавательные способности в области русского языка, активное участие в игровых моментах индивидуально и при работе в больших и малых группах.

22.12

17.

Продолжаем работу над фразеологизмами.

1

Закреплять умение расшифровывать фразеологизмы, применять их в реальной жизни.

ІII четверть 12.01.

18.

Русские пословицы и поговорки.

1

Уметь отличать пословицы от поговорок. Уметь определять название рифмы в четверостишии, скрытый смысл пословиц и поговорок.

19.01.


19.

Конкурс на знание пословиц и поговорок


1

На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа.

26.01.

20.

Ассорти для любителей русского языка.

1

Развивать познавательные способности.

02.02.

21.

Игротека. Занимательные головоломки.

1


Развивать познавательные способности в области русского языка, активное участие в игровых моментах индивидуально и при работе в больших и малых группах.

09.02.


22.

И снова о фразеологизмах.

1

Уметь отличать фразеологизмы от похожих словосочетаний, вычленять их из текста; находить значение крылатых слов (фразеологизмов).

16.02.


23.

Однородные члены предложения.

1

Уметь находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания.

02.03.

24.

Ошибочка вышла.

1

Уметь находить чужие ошибки в тексте, а также осуществлять поэтапную самопроверку текста, проводить самоанализ.

09.03.

25.

Игротека.

Задания от Знайки и Незнайки.

1

Развивать познавательные способности в области русского языка, активное участие в игровых моментах индивидуально и при работе в больших и малых группах.


16.03.

26.

Про омонимы и их разновидности.

1

Знать разновидности омонимов.


ІV четверть 23.03.

27.

Еще немного фразеологизмов.

1

Находить в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами.

06.04.

28.

Конкурс загадок

1

На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа.

13.04.

29.

В стране Перевертундии.

1

Развивать индивидуальные творческие и писательские способности учащихся на заданные темы.

20.04.

30.

Игротека.

По страницам детских журналов.

1

Развивать познавательные способности в области русского языка, активное участие в игровых моментах индивидуально и при работе в больших и малых группах. Учить искать информационные источники в области языкознания.

27.04.


31.

Что такое «паронимы»

1

Знать смысл понятия «паронимы»; уметь различать их по лексическому значению и грамотно употреблять в речи.

04.05..


32.

Запоминаем словарные слова.

1

Уметь грамотно писать словарные слова.

11.05.

33.

Игротека. Задания о языке из домашней библиотеки.

1

Развивать познавательные способности в области русского языка, активное участие в игровых моментах индивидуально и при работе в больших и малых группах. Заинтересовать детей в накапливании литературы в области языкознания. Вовлечение познанием языка всех членов семьи.

18.05



34.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

1

Охватить в индивидуальном и фронтальном опросе весь объем изученного за год материала, учить ораторским способностям учащихся.

25.05



















Формы контроля и оценки планируемых результатов.

В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

  • Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания –незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

учебно – методическое и Материально - техническое ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Техническое оборудование:

-компьютер;

-принтер.


Учебно-методическая литература

Литература для учащихся:

-Рабочая тетрадь «Занимательный русский язык для 4 класса. /Л.В. Мищенкова,М., изд «РОСТ», 2020 г.


Литература для учителя:

-Занимательный русский язык. 4 класс. Методическое пособие. ФГОС – М.: Издательство РОСТ, 2020.



Дополнительная литература:

1. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2016. (Работаем по новым стандартам).

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2016.

3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.


Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.13)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.16










2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!