Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Федеральным законом «Об образовании РФ» № 273 от 29.12.12 г.;
Федеральный государственный стандарт от 31.12.15 г.;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 года N 189 с изменениями на 22 мая 2019 года;
СанПиН 3.1/2.4.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения короновирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16».
Данная программа предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 5 классе.
Программа «Юный историк» (по следам Древнего мира) имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще- учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
- Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения — развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корреция, оценка и саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению древних цивилизации через изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование таких форм организация познавательной деятельности, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путешествие, игра-соревнование.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего-35 часов
Цель:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект:
- познакомить детей с культурой стран древнего мира через активную деятельность;
- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ;
- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной культурой;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене. Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
Основные содержательные линии курса. данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. данный курс состоит из тематических блоков: «Наши древнейшие предки», «Путешествие по странам Древнего Востока», «В Древней Греции», «Древний Рим: от города до могучей империи», «Древний мир — удивительный мир» Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.
Особенности возрастной группы детей 11—12 лет.
Пятиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.
Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
Особенность набора детей — свободная.
Методы обучения; наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием драматизации во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воля, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских , оформительских, двигательных и т. д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по история древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух. Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие звания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие — это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс может быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.
Место проведения занятий.
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий;
- добровольность участия и желание проявить себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
-. наличие целевых установок и перспектив деятельности;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.
Планируемые результаты.
Личностные:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
- творчество.
Метапредметные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Использовать приобретенные знания и умения в практической Деятельности и повседневной жизни:
- понимать смысл адаптированного текста
- уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
- участвовать в диалоге;
- инсценировать исторические сюжеты;
- передавать историческую информацию в виде художественных образов;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности. Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Проверка результатов проходит в форме:
• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),
• опросников,
• анкетирования,
• тестирования,
• презентаций творческих работ.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ | тема | Количество часов | Форма организации | Виды деятельности | Дата план | Дата факт |
| Раздел 1. Наши древнейшие предки(4 ч) | | |
1 | Введение | 1 | Занятие | Работа в группах по определению источников информация по истории Древнего мира в библиотеке и интернет-ресурсах | | |
2-3 | В гостях у первобытного человека | 2 | Творческая мастерская | Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) | | |
4-5 | Загадки древнейших рисунков | 2 | Творческая мастерская | Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации | | |
Раздел 2. Путешествие по странам Древнего Востока (10 ч) |
6 | В гостях у египтянина | 1 | Творческая мастерская | Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Жилище земледельца», «Мастерская ремесленника», «Ирригационная система» | | |
7 | Храм-жилище богов | 1 | Творческая мастерская | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации. Интернет-ресурсы «Один день из жизни жреца» | | |
8-9 | Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды | 2 | Виртуальная экскурсия по египетским залам мировых музеев (Эрмитаж, Лувр, Британский музей). Игра-путешествие | Краткосрочные информационные проекгы (индивидуальные или парные). Работа в парах по вьполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй иероглифы «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | | |
10 | Загадки Древнего Двуречья | 1 | Практикум | Составление и решение задач на выявление особенностей шумерских ступенчатых башен, Висячих садов Семирамиды, сооружений и зданий Вавилона | | |
11 | Путешествие по Финикии | 1 | Творческая мастерская | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации интернет-ресурсы «Одни день из жизни финикийца» | | |
12 | Путешествие по Древней Палестине | 1 | Заочное путешествие | Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме по природно-климатическим условиям и истории Древней Палестины | | |
13 | Путешествие по Древней Индии | 1 | Творческая мастерская | Групповая работа по составление буклетов на темы: «Жизнь среди природы: животные и боги индийцев», | | |
14 | Дорогами Великого шелкового пути | 1 | Заочное путешествие | Подготовка и защита презентаций (проектов) по темам: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана», «Великая Китайская стена и мир катайцев», «Какие изобретения древние китайцы подарили миру?» | | |
15 | Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока» | 1 | Игра-соревнование «Загадки Древнего Востока» | Командное соревнование по вьполнению заданий: решение кроссвордов,»Найди лишнее», «Установи соответствия», | | |
Раздел 3. В Древней Греции (9ч) |
16-17 | Греция Гомера | 2 | Творческая мастерская | Индивидуальные творческие работы «Каким я увидел героя поэм “Иллада” или “Одиссея” (по выбору)» | | |
18 | На народном собрании в Афинах | 1 | Ролевая игра | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Народное собрание и его функция», «Перикл, его роль в развития демократии в Афинах», «Афинская демократия» | | |
19-20 | Священный огонь в Олимпии | 2 | Устный журнал (выступления с презентациями) | Групповые информационные проекты по темам: «Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие олимпийских видов спорта», | | |
21-22 | В греческом храме | 2 | Игра-путешествие | Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности храмовой архитектуры Древней Греции, «Статуя Зевса в Олимпии» Фидий и его Афина», «Мавзолей Мавсола, «Храм Артемиды в Эфесе» | | |
23 | Наследие Александра Великого | 1 | Практикум | Составление карты «Памятники культуры державы Александра Великого», решение задач по установлению особенностей архитектурных сооружений | | |
24 Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады» | 1 | Игра-соревнование | Командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию» и т.д. | | |
Раздел 4.Древний Рим: от города до могучей империи (9 ч) |
25 | В гостях у римлянина | 1 | Заочное путешествие Творческая лаборатория | Парные информационные проекты по темам , - «Многоэтажные дома в низинах между холмами», «Обустройство повседневности римлян « Термы в жизни и культуре римлянина», «Римская семья, ее особенности». Индивидуальные творческие работы «Один день из жизни римлянина» | | |
26 | Религия Древнего Рима | 1 | Творческая лаборатория | Работа в парах по изготовлению буклетов опорой на текст, иллюстрации, интернет ресурсы по темам: «Боги древнего Рима», «Мифы о древнеримских богах, «Римские храмы» Фронтальная работа по проведению сравнительного анализа египетских, греческих и римских храмов | | |
27 | Раб-«говорящее орудие труда» | 1 | Ролевая игра | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Источники рабства в Риме», «Обязанности рабов», «На рынке рабов в име», «Римские учёные о рабах». Фронтальная работа по решению проблемных ситуаций по теме «Рабство в древнем Риме» | | |
28 | В школе гладиаторов | 1 | Творческая мастерская | Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина или рисованию с опорой на текст сюжетов: «Гладиаторские бои», «Амфитеатр» | | |
29-30 | В дороги ведут в Риме | 2 | Игра-путешествие | Работа в парах по вьполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Город. столица империю, Фронтальная работа по определению особенностей римской цивилизации | | |
31 | Правление Траяна-«лучшего из императоров» | 1 | Устный журнал (выступления с презентациями) | Групповые информационные проекты по темам: «Расцвет Римской империи во 11 в.», «Военные успехи Травма — последние завоевания римлян», «Масштабное строительство в Риме и провинциях на века», «Новое в строительном ремесле», «Обустройство городов в провинциях империи» | | |
32 | Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи | 1 | Игра-соревнование | Командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия». «Собери аппликацию»и т. д. | | |
Раздел 5.Древний мир - удивительный мир(3 ч) |
33 | Семь чудес света | 1 | Практикум | Составление и решение задач на установление особенностей семи чудес света: пирамиды Хеопса, Висячие сады в Вавилоне, храма богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолеи Мавсола, Колосса Родосский. Фаросский маяк | | |
34-35 | Общее и особенное древних цивилизаций | 2 | Турнир знатоков истории | Выполнение заданий по индивидуальных темам «Признаки цивилизации стран древнего Востока, Греции и Рима, «Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока», «Вклад народов древности в мировую культуру», «Народовластие в Греции и Рим, «Роль граждан в управлении государством», «Нравы жителей древних государств» | | |