СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная история 5 класс".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности позволит учащимся углубленно заниматься историей, проектной деятельностью, восполнять свои знания и успешно сдать ВПР в конце учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная история 5 класс".»



Пояснительная записка


Программа разработана на основе:


  • Федеральным законом «Об образовании РФ» № 273 от 29.12.12 г.;

  • Федеральный государственный стандарт от 31.12.15 г.;

  • СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 года N 189 с изменениями на 22 мая 2019 года;

  • СанПиН  3.1/2.4.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения короновирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16».
    Данная программа предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 5 классе.
    Программа «Юный историк» (по следам Древнего мира) имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
    Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще- учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
    Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
    - Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения — развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корреция, оценка и саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению древних цивилизации через изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование таких форм организация познавательной деятельности, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путешествие, игра-соревнование.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего-35 часов

Цель:

- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;

- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

- знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

Познавательный аспект:

- познакомить детей с культурой стран древнего мира через активную деятельность;

- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ;

- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной культурой;

- формировать универсальные исторические понятия;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене. Воспитательный аспект:

- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

- приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.

Основные содержательные линии курса. данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. данный курс состоит из тематических блоков: «Наши древнейшие предки», «Путешествие по странам Древнего Востока», «В Древней Греции», «Древний Рим: от города до могучей империи», «Древний мир — удивительный мир» Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.

Особенности возрастной группы детей 11—12 лет.

Пятиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.

Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).

Особенность набора детей — свободная.

Методы обучения; наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием драматизации во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воля, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских , оформительских, двигательных и т. д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по история древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух. Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие звания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие — это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс может быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.

Место проведения занятий.

Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий;

- добровольность участия и желание проявить себя,

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

- эстетичность всех проводимых мероприятий;

четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

-. наличие целевых установок и перспектив деятельности;

- широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.

Планируемые результаты.


Личностные:

- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;

- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- толерантное отношение к истории других стран;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

- коммуникабельность;

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях;

- творчество.

Метапредметные:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Использовать приобретенные знания и умения в практической Деятельности и повседневной жизни:

- понимать смысл адаптированного текста

- уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;

- участвовать в диалоге;

- инсценировать исторические сюжеты;

- передавать историческую информацию в виде художественных образов;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности. Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Проверка результатов проходит в форме:

• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),

• опросников,

• анкетирования,

• тестирования,

• презентаций творческих работ.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.





















Календарно-тематическое планирование


тема

Количество часов

Форма организации

Виды деятельности

Дата план

Дата факт


Раздел 1. Наши древнейшие предки(4 ч)



1

Введение

1

Занятие

Работа в группах по определению источников информация по истории Древнего мира в библиотеке и интернет-ресурсах



2-3

В гостях у первобытного человека

2

Творческая мастерская

Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)



4-5

Загадки древнейших рисунков

2

Творческая мастерская

Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации




Раздел 2. Путешествие по странам Древнего Востока (10 ч)

6

В гостях у египтянина

1

Творческая мастерская

Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Жилище земледельца», «Мастерская ремесленника», «Ирригационная система»



7

Храм-жилище богов

1

Творческая мастерская

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации. Интернет-ресурсы «Один день из жизни жреца»



8-9

Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды

2

Виртуальная экскурсия по египетским залам мировых музеев (Эрмитаж, Лувр, Британский музей).

Игра-путешествие

Краткосрочные информационные проекгы (индивидуальные или парные).

Работа в парах по вьполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй иероглифы «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.



10

Загадки Древнего Двуречья

1

Практикум

Составление и решение задач на выявление особенностей шумерских ступенчатых башен, Висячих садов Семирамиды, сооружений и зданий Вавилона



11

Путешествие по Финикии

1

Творческая мастерская

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации интернет-ресурсы «Одни день из жизни финикийца»



12

Путешествие по Древней Палестине

1

Заочное путешествие

Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме по природно-климатическим условиям и истории Древней Палестины



13

Путешествие по Древней Индии

1

Творческая мастерская

Групповая работа по составление буклетов на темы: «Жизнь среди природы: животные и боги индийцев»,



14

Дорогами Великого шелкового пути

1

Заочное путешествие

Подготовка и защита презентаций (проектов) по темам:

глиняные воины гробницы Цинь Шихуана», «Великая Китайская стена и мир катайцев», «Какие изобретения древние китайцы подарили миру?»



15

Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока»

1

Игра-соревнование

«Загадки Древнего Востока»

Командное соревнование по вьполнению заданий: решение кроссвордов,»Найди лишнее», «Установи соответствия»,



Раздел 3. В Древней Греции (9ч)

16-17

Греция Гомера

2

Творческая мастерская

Индивидуальные творческие работы «Каким я увидел героя поэм “Иллада” или “Одиссея” (по выбору)»



18

На народном собрании в Афинах

1

Ролевая игра

Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Народное собрание и его функция», «Перикл, его роль в развития демократии в Афинах», «Афинская демократия»



19-20

Священный огонь в Олимпии

2

Устный журнал (выступления с презентациями)

Групповые информационные проекты по темам: «Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие олимпийских видов спорта»,



21-22

В греческом храме

2

Игра-путешествие

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности храмовой архитектуры Древней Греции, «Статуя Зевса в Олимпии» Фидий и его Афина», «Мавзолей Мавсола, «Храм Артемиды в Эфесе»



23

Наследие Александра Великого

1

Практикум

Составление карты «Памятники культуры державы Александра Великого», решение задач по установлению особенностей архитектурных сооружений



24

Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады»

1

Игра-соревнование

Командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию» и т.д.



Раздел 4.Древний Рим: от города до могучей империи (9 ч)

25

В гостях у римлянина

1

Заочное путешествие


Творческая лаборатория

Парные информационные проекты по темам , - «Многоэтажные дома в низинах между холмами», «Обустройство повседневности римлян « Термы в жизни и культуре римлянина», «Римская семья, ее особенности». Индивидуальные творческие работы «Один день из жизни римлянина»



26

Религия Древнего Рима

1

Творческая лаборатория

Работа в парах по изготовлению буклетов

опорой на текст, иллюстрации, интернет ресурсы по темам: «Боги древнего Рима», «Мифы о древнеримских богах, «Римские храмы»

Фронтальная работа по проведению сравнительного анализа египетских, греческих и римских храмов



27

Раб-«говорящее орудие труда»

1

Ролевая игра

Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Источники рабства в Риме», «Обязанности рабов», «На рынке рабов в име», «Римские учёные о рабах». Фронтальная работа по решению проблемных ситуаций по теме «Рабство в древнем Риме»



28

В школе гладиаторов

1

Творческая мастерская

Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина или рисованию с опорой на текст сюжетов: «Гладиаторские бои», «Амфитеатр»



29-30

В дороги ведут в Риме

2

Игра-путешествие

Работа в парах по вьполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Город. столица империю, Фронтальная работа по определению особенностей римской цивилизации



31

Правление Траяна-«лучшего из императоров»

1

Устный журнал (выступления с презентациями)

Групповые информационные проекты по темам: «Расцвет Римской империи во 11 в.», «Военные успехи Травма — последние завоевания римлян», «Масштабное строительство в Риме и провинциях на века», «Новое в строительном ремесле», «Обустройство городов в провинциях империи»



32

Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи

1

Игра-соревнование

Командное соревнование по выполнению

заданий: решение кроссвордов, «Найди

лишнее», «Установи соответствия». «Собери аппликацию»и т. д.



Раздел 5.Древний мир - удивительный мир(3 ч)

33

Семь чудес света

1

Практикум

Составление и решение задач на установление особенностей семи чудес света: пирамиды Хеопса, Висячие сады в Вавилоне, храма богини Артемиды в

Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолеи Мавсола, Колосса Родосский. Фаросский маяк



34-35

Общее и особенное древних цивилизаций

2

Турнир знатоков истории

Выполнение заданий по индивидуальных

темам «Признаки цивилизации стран древнего Востока, Греции и Рима, «Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока», «Вклад народов древности в мировую культуру», «Народовластие в Греции и Рим, «Роль граждан в управлении государством», «Нравы жителей древних государств»






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!