Внеклассная работа по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС второго поколения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение о принципах, целях, формах внеклассной работы по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС второго поколения с учащимися 5-11-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС второго поколения»


Внеклассная работа по русскому языку и литературе

в рамках внедрения ФГОС второго поколения

Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения,     убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Общеобразовательная школа,  модернизация которой предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных действий, а также развивать самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.  Важнейшие задачи воспитания на современном этапе - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Частью комплексной модернизации современного образования является переход на ФГОС, которые предполагают использование в педагогике инновационных технологий, форм и методов.

Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

   Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что «вначале аз да буки, а потом другие науки» и что «без грамматики не выучишь и математики».

   Цели и задачи внеклассных занятий по русскому языку и литературе существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.

   Урок—это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебными программами и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения.

   Внеклассные же занятия организуются (должны!) только для желающих и интересующихся вопросами языка и литературы.

   Внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели:

   - привить любовь к русскому языку;

   - повысить общую языковую культуру;

   - развить интерес к языку как учебному предмету;

   - пробудить и поддержать в учащихся постоянную и действенную любовь к литературе.

   Указанными целями и определяются задачи:

   - расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;

   - научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания;

   -  развить творческие способности учащихся.

   Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.

Основным следует считать принцип добровольности.

   Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.

   Второй принцип—принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие во внеклассной работе.

   Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т.е. ее руководителем.

   Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из условий (чувство удовлетворенности при выполнении заданий, преодоление затруднений, повышение успеваемости, удовлетворение от самого участия в внеклассных мероприятиях и т.д.) можно использовать в каждом конкретном случае.

   Этот принцип - принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся - способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.

   Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

   Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы, в том числе и работы по русскому языку и литературе.

   Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально. Вместе с этим интерес поддерживается использованием занимательных и игровых материалов.

   Таким образом, принцип занимательности - один из главных во внеклассной работе, хотя не следует думать, что вся внеклассная работа основывается только на использование игр и занимательных заданий.

   При организации внеклассных мероприятий следует помнить и о принципе систематичности. Речь идет не только о систематичности, в течение всего учебного года, проводимой внеклассной работе, но главным образом о содержании внеклассных занятий. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний.

Но система должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания.

   Как нельзя ради системы жертвовать глубиной знаний, так и нельзя давать обрывочный, вне всякой связи языковой материал, так как он не принесет нужной пользы.

   Еще К.Д. Ушинский писал: «Голова, наполненная обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».


Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных на уроках. В связи с этим трудно переоценить влияние на развитие школьников внеклассной работы по предметам. Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,— факультативные занятия, элективные курсы. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение программы.

        Актуальность любой программы внеклассной работы по предмету, любого мероприятия состоит в том, что все её составные части направлены на формирование универсальных учебных действий:

  • Личностных – предполагающих  уважение к своей стране и малой родине, интереса к истории и культуре своего края, своей семьи, своего народа, усвоение гуманистических ценностей, формирование экологической культуры , проявление творческой инициативы,

  • Регулятивных - отражающих способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка) умения выстраивать алгоритм работы над учебной задачей.

  • Познавательных – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; свободно ориентироваться в текстах художественного, научного, публицистического стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; уметь составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы их построения.

  • Коммуникативных – обеспечивающих возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Актуальность и новизна внеклассной работы по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС заключается и веёметапредметности.

  Метапредметность –  способ рассмотреть какое-либо явление или предмет с точки зрения разных наук или разных областей знаний.

 Метапредметными результатами освоения курса является умение работать с разными источниками информации, овладение навыками исследовательской и проектной деятельности, способность ставить проблемные вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, презентовать продукт своей интеллектуальной деятельности.

Работа предполагает связь таких областей, как литература, история, краеведение, фольклор с живописью, театром, кино, декоративно-прикладным творчеством.

           Развитие творческих способностей тоже входит в задачи, стоящие перед новой школой.

Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:

  1. Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета.

  2. Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.

  3. Расширение запаса знаний школьников:

А) по русскому языку: в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка, культуры устной и письменной речи
Б) по литературе: в области литературоведения, библиографии, теоретического и фактического материала по изучаемому предмету.

  1. Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность  преодоления отставания по русскому языку и литературе.

  2. Выявление особо одарённых детей и развитие их творческие индивидуальные способности.

  3. Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.


        В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения и переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку: “обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса…”.

Между тем от того, как будет развиваться школьное обучение и воспитание ребенка, зависит очень многое. Отметим, что проблема организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И. Пастушенковой, Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х – начале 80-х годов.

 Основной технологией, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в работе сегодня, служит метод проектов, поисковая и исследовательская деятельность,  предполагающие опору на творчество школьников,  позволяющие интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовать обучение в сотрудничестве.

        Хочется отметить, что такие занятия нравятся ребятам. На их подготовку  уходит много времени, но радует результат: ученик заинтересован, активен, проявляет самостоятельность, последовательность в решении как общих, так и индивидуальных задач. Те универсальные учебные действия, развитие которых предполагает работа вне урока, помогают ребятам успешно осваивать не только предметы гуманитарного цикла, но и все остальные. Ведь основой успешного обучения является умение работать с текстом, определять систему работы над проектом, выстраивать гипотезу и находить пути решения, применяя научные и исследовательские методы и подходы, расширять  свой кругозор и интеллектуальный потенциал.

Являясь важной со­ставной частью методики обучения русскому языку, внекласс­ная работа не может не основываться на методических прин­ципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д. Общеизвест­но, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных заняти­ях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоя­тельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку

В основе организации внеклассной работы по рус­скому языку в школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принци­пы научности, доступности, систематичности и после­довательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемствен­ности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержа­ние, с другой — формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку.

Основными из них являются следующие:

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.

Принцип учета индивидуальных интересов и спо­собностей учащихся. Согласно этому принципу содер­жание внеклассной работы должно составлять в пер­вую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим спо­собностям.

Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания инте­реса к внеклассной работе. Занимательность дости­гается главным образом путем использования мате­риалов занимательной грамматики — игр, шарад, ре­бусов, загадок, а также путем широкого привлече­ния средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уча­щихся, развивает у них любознательность, это увле­ченность выполняемой работой.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддержи­вается не только содержанием проводимых меро­приятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необыч­ностью формулировки тем занятий, формы препод­несения языкового и речевого материала. Чем разно­образнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеклассной работе по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся, ускоряет процесс практического овладения ими русским язы­ком, желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возмож­ность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

Таковы основные методические принципы орга­низации внеклассной работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех этой работы.

Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

Внеклассная работа делится на два основных вида. С одной стороны, - постоянно действующие виды работ во внеурочное время. Это кружки русского языка, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов.

С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы. Олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.

В отличие от уроков внеклассная работа по рус­скому языку характеризуется многообразием форм и видов.

Выделяются следующие формы внеклассной ра­боты: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — сис­тематические (постоянные) и эпизодические (разо­вые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной работе по русскому языку преоб­ладают, особенно в 5-6 классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.

К письменным формам внеклассной работы по рус­скому языку относятся стенная газета, листки рус­ского языка, стенды. Все они характеризуются мас­совостью: вывешенные на видном месте, они стано­вятся достоянием учащихся всей школы.

Все остальные виды внеклассной работы по рус­скому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, груп­повыми и массовыми.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.

К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник детской книги, праздник поэзии), выставки (например, выставка детских рисунков), кон­курсы (например, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), олимпиады, дни русского языка и некоторые другие.

Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие — эпизодически, один-два раза в год.

Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между собой. При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику под­готовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу в течение всего периода обучения в школе.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятель­ная работа ученика. Однако все эти методы используются в не­принужденной обстановке, что создает атмосферу большой за­интересованности в работе.

Формы организации внеклассной работы по русскому язы­ку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олим­пиады, литературные гостиные и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени пере­стали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конферен­ции, уроки-сказки и т. д., апробированные сначала во внекласс­ной работе по предмету.

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в от­дельных классах, и общешкольные мероприятия, и система­тические занятия, например, кружка, клуба, секции НОУ. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, инте­рес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффектив­ность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между со­бой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбира­ет для работы с учащимися материал по какому-то одному раз­делу языка, более или менее обширному, в соответствии с воз­растом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом. Для 5 классов, например, интересными и полезными являются дополнительные сведения по лексике и фразеологии, для 6-7 классов - по грамматике, для старших классов - по стилистике. Это деление, конечно, условно: вся­кий учитель отбирает языковой материал, доступный лю­бому возрасту. Важно в принципе решить, какой именно раз­дел лингвистики будет углубленно анализироваться во внеклассной работе.

Традиционными стали в школах Дни, Недели и Де­кады русского языка. Подготовка Недели (Декады) ведется в течение длительного времени, ее тема и со­держание обсуждаются и утверждаются на заседании методи­ческого объединения учителей.

В нашей школе также ведётся внеклассная работа по предметам в различных формах:

  1. Элективные курсы в 9-х классах («Деловой русский язык», «Основы журналистики»);

  2. Секция «Лингвистическая» НОУ «Синтез»;

  3. Декада Русского языка и литературы;

  4. Библиотечные уроки.

  5. Встречи с интересными людьми.

  6. Конкурсы чтецов, рисунков, газет.

  7. Участие в игре конкурсе «Русский медвежонок», «Пегас».

  8. Участие в Олимпмаде школьников по предметам, конференциях НОУ.

  9. Игры, викторины, турниры, дискуссии.

Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном году параллельно с классными занятиями. Обычно она тесно связана с уроком, но, тем не менее, постоянно стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы – составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана, развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана своеобразной формой научной популяции. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. И в этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеклассных занятий по русскому языку – подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, – совпадает, неурочная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели внеклассной работы – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми.

Внеклассная работа по предмету – важнейшее средство комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

Здесь у нас ещё много неиспользованных возможностей. Нужно только быть открытым к новому, стремиться к творчеству, совершенствоваться…












Литература


  1. Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов – М: Просвещение, 1965. – 214с.

  2. Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова – М.: - Просвещение, 1968 -273с.

  3. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе/ Под ред.К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.: Просвещение,1982.-185с.

  4. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.

  5. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей/ Н.Н. Ушаков. –М.: Просвещение, 1979-349 с.

  6. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие/ Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990.- 416с.

  7. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-184с.

  8. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе/ А.В.Текучев.-М.:Просвещение,1980.-114с.

  9. Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов .- М.:Просвещение, 1985.-241с.


  1. Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в не­русской школе/Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом - 2002- № 2- C. 66-68

  2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учеб­ном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.

  3. http://www.vlivkor.com/

  4. http://gigabaza.ru/doc/135664.html





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей