СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Берегите уши!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие дает представление о том, как устроено ухо человека, дает возможность задуматься о необходимости беречь уши, слух. Ученики приобщаются к здоровому образу жизни.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Берегите уши!"»

Учитель начальных классов

МАОУ Гимназия №1

г. Балаково Саратовской обл.

Максимова Марина Михайловна



Внеклассное мероприятие «Берегите уши!»

Цели мероприятия:

дать представление о том, как устроено ухо человека;

предложить учащимся задуматься о необходимости беречь уши, слух;

приобщать к здоровому образу жизни;

развивать память, внимание, познавательный интерес.

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, интерактивные, информационные.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

2-4 класс

Ход занятия:

  1. Звучит запись с разными звуками: пение птиц, плач ребёнка, лай собаки. Дети определяют и называют услышанные звуки.

Ученик 1:

– Звуки и шумы бывают самые разные. Послушайте стихотворение, которое так и называется «Жил-был шум»: (читает ученик)

Ел шум: хрум-хрум!

Ел суп: хлюп-хлюп.

Спал так: храп-храп!

Шёл шум: бум-бум!

Э. Мошковская


– Как же вы смогли узнать и назвать услышанные звуки? Какой наш орган помог в этом? (Уши.)

– Представьте такую ситуацию: вы сидите с мамой на скамейке и рассматриваете картинки в книге, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем уже бежит к вам. Именно уши первые оповещают нас о приближающейся опасности.

– Если бы не уши, мы не смогли бы разговаривать. Ведь, чтобы научиться разговаривать, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие их люди. -Слух животных отличается от слуха человека. Лучше всех слышат дельфины, ежи, собаки и другие животные.

  1. Рассказ об устройстве уха и значении слуха.

– Для улавливания и различения звуков у человека существует специальный орган – уши

Ученик 2:

– Покажите свои уши. Сколько их у человека? (Два.)

– На самом деле у человека много ушей: по два наружных (ушные раковины), по два средних уха, по два внутренних. Уши - это удивительный и очень сложный инструмент. Благодаря их гармоничному взаимодействию мы воспринимаем звуки окружающего мира и общаемся с другими людьми. Наружное ухо состоит из ушной раковины (видимой части, которая улавливает звуки) и наружного слухового прохода (он передаёт звуки к барабанной перепонке, которой и оканчивается). Звук, то есть колебания воздуха, вызывает соответствующие колебания барабанной перепонки, которые передаются дальше, в среднее ухо. Затем идет внутреннее ухо, во внутреннем ухе находится орган равновесия. Если он не в порядке, то человек чувствует головокружение, не может нормально передвигаться.

Ученик 3:

– Ещё звуки, которые мы постоянно слышим, бывают громкие или тихие.Наш слуховой аппарат способен воспринимать и различать огромное количество звуков — начиная от шелеста листьев и заканчивая звуком реактивного двигателя. Громкость звука измеряется с помощью относительной единицы измерения, введённой Александром Беллом в 1923 году, — децибелом (дБ).

Список как самых бытовых, так и опасных шумов выглядит следующим образом:

0 дБ — самый низкий уровень звука, который способен воспринять здоровый человек;

20 дБ — ночью в тихой комнате;

60 дБ — обычный разговор;

70 дБ — уличный шум;

80 дБ — крик;

90 дБ — метро;

100 дБ — мотоцикл;

110 дБ — пневматическая дрель;

120 дБ — взлёт самолёта в 100 метрах от человека;

140 дБ — болевой порог;

160 дБ — ударная волна от сверхзвукового самолёта (летальный исход).


Городской шум и гул летящего со скоростью 80 км/ч состава подземки, хоть и не естественны для человека, но переносятся нами достаточно легко. Куда неприятнее и даже опаснее слышать работу дрели или посадку авиалайнера прямо над головой. Человеческое ухо способно различать звуки, которые имеют частоту от 16 до 30 децибел. Такие частоты звука приводят к колебаниям нашу барабанную перепонку, в результате чего слуховые нервы передают сигнал в головной мозг.

Ученик 4: (фрагмент классического музыкального на скрипке)

Музыка... Она может доставлять удовольствие, заставлять радоваться или грустить… О ней можно говорить бесконечно. Для начала — интересный факт. Вы никогда не задумывались, почему человеку нравится именно громкая музыка? Звучание громкой музыки вызывает у человека чувство, будто он мчится на спортивном байке или прыгает с парашютом... Но удовольствие напрямую связано с опасностью. Специалисты сходятся во мнении о том, что длительное нахождение в среде, где шум превышает 80–85 дБ, может повредить слух. То есть: чем громче среда, тем меньше в ней следует находиться. Так, например, на переменах, когда все кричат; громко стучат; топают, бегая по школе; как раз звуки и превышают 80 дБ. Если слишком долго находиться в таком шуме, то начинаются необратимые изменения в слуховом аппарате человека. Часто необратимые изменения заметны уже после 30 лет.

В настоящее время наиболее распространена следующая картина: человек в наушниках, музыка из которых слышна даже мимо проходящим людям.Нужно избегать слишком громкой музыки, а особенно громкой музыки через наушники, ведь звук громче 90 децибел может вызвать частичную потерю слуха. Когда человек злоупотребляет наушниками, включая громкий звук, или часто посещает дискотеки, где играет громкая музыка, то среднее ухо травмируется и даже может лопнуть барабанная перепонка.

Главная опасность ухудшения слуха от прослушивания музыки заключается в том, что это происходит не сразу, а постепенно. Молодые люди пренебрегают предупреждениями взрослых, продолжая слушать музыку плееров и дискотек, а между тем слух ухудшается незаметно для них. Когда же они начинают жаловаться на ухудшение слуха, уже бывает поздно. На сегодня доказанным является тот факт, что длительное прослушивание звуков более 90 децибелов приводит к нарушениям слухового нерва, что не излечимо. А прослушивание звука громкостью 105 децибел, ухудшает слух уже через 20 минут.


Ученик 5:

Какие проблемы могут быть с ушами? Это снижение слуха или болезни различных частей уха.

Тугоухость – это снижение слуха. Её исправляют хирургическим путём или с помощью простого слухового аппарата, который усиливает звуки.

Полная глухота, может либо быть врождённой, либо возникнуть как следствие инфекционных заболеваний. Единственный способ избавиться от них - это замена элементов внутреннего уха, неспособных функционировать нормально.

Среди заболеваний уха чаще всего встречаются отиты – воспаления различных частей уха. Их проявления – боли в ухе, нарушение слуха и выделения из уха. Для лечения врачи назначают лекарства.

Другая разновидность заболеваний уха, которая чаще всего встречается у детей – травмы и инородные тела. В лёгких случаях барабанная перепонка восстанавливается сама, в тяжёлых случаях нужна специальная операция. К повреждению барабанной перепонки нередко приводят неумелые попытки извлечь инородное тело, поэтому и в этих случаях лучше обратиться к врачу.

Ученик 6:

Многие люди при личной гигиене совершенно забывают про такой орган, как ухо. А ведь правильный уход за ушами очень важен в повседневной жизни. И не только потому, что грязные уши – это некрасиво, но и потому что это один из органов чувств, без хорошей работы которого трудно обойтись.

Целенаправленно садиться каждый день перед зеркалом, чтобы совершить туалетные действия не стоит. Даже напротив, любое лишнее неосторожное действия с ухом может привести к неприятным последствиям. В ушах находятся серные железы. Чем чаще человек удаляет серу, тем активнее железы работают, и вырабатывают новую серу. Вместо того, чтобы удалить серу, человек может затолкать ее еще глубже в ушной канал, ухудшая свой слух.

Уши следует мыть водой с мылом. При этом пальцем следует водить осторожно по ушной раковине. Если во время водных процедур вода попала в ухо, ее надо убрать оттуда, промокнув ватной палочкой.

Глубину, на которую можно погружать ватный жгутик в ухо, чтобы не повредить барабанную перепонку, каждый человек должен ощущать самостоятельно. Однако, в любом случае, к этому следует отнестись крайне осторожно. Следует обратить особое внимание на то, чтобы во время данных процедур рядом с человеком не находился кто-либо, способный нечаянно толкнуть.

Ученик в костюме доктора:

Случаи повреждения барабанной перепонки нередки.

Ватные палочки, а тем более спички или иголки использовать для чистки не нужно, так как они могут повредить барабанную перепонку.

Следует также обращать внимание на уши во время морозов. Ходить с непокрытой головой в это время – не любить себя.

Беречь уши от влаги нужно и если вы занимаетесь водными видами спорта: купайтесь в шапочке, чтобы вода не попала в среднее ухо и не вызвала воспаление.

В настоящее время люди крайне редко систематически посещают отоларингологов, хотя в современном мире это просто необходимо. Каждый день человек сталкивается с огромным количеством звуков, зачастую эти звуки громкие, неприятные и режущие слух. Рекомендуется раз в год проходить обследование у врача.

Сами по себе заболевания ушей возникают очень редко. Чаще всего это происходит как осложнение вследствие заболеваний носа или горла. Людей с хорошей иммунной системой уши не беспокоят.

Очень осторожно следует также относиться и к проколам ушей. Это очень чувствительный орган, поэтому лучше ограничиться проколами только мягкой зоны, и заниматься этим должен профессионал в санитарных условиях.

3. Словесные игры «Глухие телефончики», «Кто сказал мама?»

4. Итак, подведём итог, как беречь уши, прочитайте памятку (презентация)

1. Регулярно мой уши с мылом и чисти туго скрученной ваткой.

2. Не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами.

3. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка, обратись к врачу.

5. Старайся разговаривать спокойно, не повышая голос.

Ученики получают буклеты с правилами ухода за ушами и

5. В мире интересного.

Рассказ ученицы о берушах с презентацией.

6. Рефлексия.

Учитель: Уши можно назвать нашими дверями в окружающий мир. Наверняка каждый человек может представить, как наши древние предки прислушивались по ночам ко всем окружающим их шорохам, пытаясь этим уловить все не видимые глазу признаки опасности. Воспринимая информацию со всех сторон, в том числе и оттуда, куда мы не смотрим, уши служат нашими антеннами, и их форма, размер и расположение раскрывают многие грани личности. За ушами, как и за другими частями нашего тела нужен уход.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждый из нас хочет быть здоровым, сильным и достичь долголетия. И все в наших руках. Для кого сегодняшнее занятие не прошло даром? Что важного почерпнули из него?



Источники:

budzdorov-kaluga.ru›ushi/

zwook.ru›Материалы›view/ears_help

medikforum.ru›Новости медицины›Медицинские новости›…beregite-ushi.html

health.smbc.ru›beregite-ushi-ot-pirsinga.html

kulina.ru›articles/62656/