СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Что? Где? Когда?" по русскому языку и литературе в 9-11 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы для игры «Что? Где? Когда?» 9-11 классы

1. Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице,, индусы – голубя павлину. А русские?

Ответ: Синицу журавлю

2. Существует такой термин в лингвистике как «зооним». Вы можете сами определить, что обозначает этот термин, если знать, что «зоо» - животное, а «ним» - имя. Таким образом, это имя собственное, которое представляет собой кличку животного. Приведите хотя бы один пример их художественной литературы, где встречался бы зооним.

Ответ:

3. Перед вами пары слов. Мы зашифровали в каждой паре слово. Такое же задание есть в тесте IQ. Попробуйте расшифровать эти три слова. Все эти слова вы активно используете в своей деятельности каждый день.

Иней + Лак

Тон + Блок

Треть + Ад

Ответ: линейка, блокнот, тетрадь.

4. Как бы называлась басня И.А. Крылова «Квартет», если бы музыкантов было не четверо, а трое, пятеро, шестеро?

Ответ: трио, квинтет, секстет.

5. Первое – часть суши, окруженная водой.

Второе – предлог,

Третье – приспособление для игры в бильярд.

Все вместе – русский драматург.

Ответ: Островский

6. Первое найдешь в радуге.

Второе – союз.

Третье – первая женщина.

Целое – русская поэтесса.

Ответ: Цветаева.

7.  Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим

И что ж? Оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины.

Назовите героиню, о которой идет речь, и произведение, в котором упоминаются эти строки.

Ответ: Татьяна Ларина  из «Евгения Онегина»

8. Всем вам очень известен этот знак препинания. Но далеко не все знают, что этот знак препинания происходит от двух латинских букв «q» и «о» (это первая и последняя буква латинского слова «quaestio», что в переводе означает «поиск»). Назовите этот знак.

Ответ: Вопросительный знак.

9. В 18в. Николай Карамзин впервые вводит эту букву. Однако в настоящее время она буквально исчезает из печати. В честь такого обстоятельства в городе Ульяновске установили даже памятник этой букве. Сейчас она существуют вместо старого «io». Назовите эту букву.

Ответ: Ё

10. Это устойчивое выражение имеет несколько версий происхождения:

- оно появилось на основе принятой во времена правления Ивана Грозного порядке решать дела жребием, который тянули из судейской шапки

- устойчивое выражение имеет иностранное происхождение, т.к. на Руси не было ни головного убора, о котором мы, говорим, ни самого слова

- приказные и дьяки при рассмотрении судебных разбирательств использовали свои головные уборы (кое-какие), чтобы брать взятки. Возможно, на вопрос истца: «Как мое дело?»  они кивали на свою подставленную шапку и говорили: ……. Определите, что они же говорили. Это то самое, загаданное нами, устойчивое выражение.

Ответ: дело в шляпе

11.  Продолжите анекдот: «Беседуют двое: - Табак не влияет на ум человека. – Конечно, потому что умный человек…» Ответ: не курит. 12. Переведите с латыни известную пословицу (зачитать). «Repetitio est mater studiorum.» Ответ: Повторенье – мать ученья.