Классный час по теме "На планете Толерантность"
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия
Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности».
Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.Добролюбов;
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Слово учителя: Я приветствую гостей нашего мероприятия! Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть. В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду:
Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.
Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
16 ноября жители многих стран мира отметили Международный день толерантности или День терпимости.
Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.
Прав был поэт 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Слайд 1
Игра «Давайте поприветствуем друг друга»
• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); Слайд 2
• потереться носами (Новая Зеландия); Слайд 3
• пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); Слайд 4
• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); Слайд 5
• показать язык (Тибет); Слайд 6
• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия). Слайд 7
Учитель: Может ли один народ мешать другому? Нет. У каждой народа своя культура и свои традиции, даже свои национальные костюмы . Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальности.
Вот возьмем к примеру меня, по национальности я Мордовка, Слайд 8 моя малая родина Мордовия , а город Саранск это столица Республики Мордовия.
Посмотрите на национальный костюм Слайд 9-11 моего народа
Ученица : Мордовская легенда о девушке Нуянзе.
Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе.
Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза - стали звать её Нуянзой - искусницей т.е. волшебницей.
И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала для нас НУЯНЗА, Чего там только нет! (Презентация)
(Слайд 12) Лапти - КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести много, так как они служили всего 2 недели.
(Слайд 13) А вот полотенце – НАРДАМО. Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей. Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху.
(Слайд 14) А вот глиняный горшок – ЧАКШ.
В таком горшке варило традиционное мордовское блюдо – пшённую кашу. По мордовскому поверью, пшённая каша была не только любимым угощением во время свадьбы, крестин, поминок, но служила символом долголетия, поэтому, начиная строительство нового дома, хозяйка варила кашу в горшке и обходила с ним сруб избы. Это было залогом того, что новый дом будет служить многим поколениям.
Учитель Гордость Земли Мордовской.
(Слайд 15) адмирал Федор Ушаков.
Недалеко от города Темникова (это город в Мордовии) есть скромная могила, в которой похоронен прославленный адмирал ФЕДОР ФЕД0Р0ВИЧ УШАКОВ. На море русский флот под командованием Ушакова не потерпел ни одного поражения. Недаром адмирала называли морским Суворовым. В честь адмирала Ушакова учреждены орден и медаль, которыми награждаются самые смелые, мужественные моряки. А в центре г. Саранска (столица республики Мордовия) построен величественный храм, названный в его честь.
(Слайд 16-18) Художник Федот Васильевич Сычков.
Еще одним человеком, прославившим край, был художник Федот Сычков. Свидетельство тому – многочисленные полотна. Он по-своему открыл для всех интересный и своеобразный мир мордовской деревни, сельской детворы. Герои его картин - русские и мордовские крестьяне. Во всех полотнах художника глубокая любовь к этим людям. И поэтому перед каждым небольшим полотном хочется подолгу стоять, думать, размышлять и радоваться.
(Слайд 19- 20) Скульптор Степан Эрьзя.
Мордовский народ гордится своим великим сыном - замечательным скульптором Степаном Нефедовым. Больше известен он под своим псевдонимом как скульптор СТЕПАН ЭРЬЗЯ.
(Слайд 21) Девятаев Михаил Петрович - легендарный советский летчик.
В историю Великой Отечественной войны он вошел, совершив беспримерный подвиг: угнав с секретного немецкого аэродрома самолет-носитель ФАУ-1.
(Слайд 22) Ученица:
Мордовия! Нищей была, невеселой,
Как ты теперь молода!
Выросли новые села,
В небо встают города.
В поле кипит океаном
Кланяясь солнышку рожь.
Многим землям и странам
Свет рукотворный ты шлешь.
Пусть же цветет твое имя,
Словно разбуженный май.
Край Мордовский, зеленый,
Солнечный, радостный край!
(Слайд 23) Следующую национальность представит _____________
(Слайд 24) Следующая национальность представлена ____________
(Слайд 25) Слово предоставляется _________________________
(Слайд 26) А сейчас ________________- представляет национальность _______________________
(Слайд 27) _____________ представляет национальность Русский
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согрета школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!
Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!
Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (Слайд 28)
• Толерантность – это прощение.
• Толерантность – это сострадание.
• Толерантность – это уважение прав других.
• Толерантность – это сотрудничество.
• Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
• Толерантность – это дружба.
• Толерантность – это гармония в многообразии.
• Толерантность – мир и согласие.
• Толерантность – милосердие.
Учитель: Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. (Слайд 29) На каждой вертушке дети пишут свои пожелания. А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.
Ученик Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!