Классный час «Добро и зло»
Цели:
1.Способствовать формированию представлений детей о добре и зле;
2.На примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло».
3.Расширение кругозора учащихся;
4.Воспитывать доброе отношение к окружающим людям;
воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела; развивать самооценку;
Планируемые результаты: умение на слух воспринимать произведение; умение оценивать свои поступки, поступки окружающих; умение формулировать свое мнение и позицию.
Учитель: Итак, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее - начнем скорей урок!
-Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. А о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас с вами узнаем с помощью подсказки
Дети:
1)Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
2)Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
3)Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что - то такое,
Что объяснить мы не в силах порою!
-Итак, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
У нас сегодня необычный урок - урок доброты!
- А что такое добро? (ответы детей)
- Это все хорошее, доброе, светлое, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама,
- Кто такой добрый человек? (ответы)
- Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь добрым словом или делом. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.
Учитель: А что такое зло? (ответы детей)
- Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые и злые поступки. Вспомните, когда вы в жизни встречали добро, а когда зло? (ответы детей)
Послушайте рассказ, который называется
«Как белочка дятла спасла»
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько не стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел, плачешь?
- Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы:
- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
- Почему радуются Белочка и Бельчата?
- Какое дело совершила Белка?
- Могла ли она поступить иначе?
- Чем бы это обернулось?
-Любой человек имеет право выбора. Вы сами должны решить, как поступить.
-Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, приятно. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды для себя.
-Посмотрите, пожалуйста, на слайд, прочитайте про себя пословицу о добре.
- Кто готов её прочитать? (ученик)
- Теперь прочитаем её хором.
«Нам жизнь дана на добрые дела».
- А в чём её смысл?
- Жизнь человека – это путь. Путь из добрых дел. Как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей.)
Стихотворение читает 1 ученик:
Добрым быть совсем-совсем непросто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
-Скажите, какие добрые дела вы уже можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? А можно ли ребят из нашего класса назать добрыми? Какие добрые дела и поступки они совершали?
- Людей на свете много и каждый старается совершать добрые дела, поэтому и добра на земле много. Мы сегодня вместе с нашей школой делаем огромное доброе дело: помогаем больным детям!!! И это ЗДОРОВО!!!
-А скажите мне, ребята, вы любите сказки? Я их просто обожаю, ведь в сказках добро всегда побеждает зло! В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду загадывать загадки про сказочных героев, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор...
(Айболит)
На лесной опушке
Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метелкой ей дорога,
Это зловредная...
(Баба-Яга)
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
(Буратино)
Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут
И в детской сказочке живут.
(Гуси-лебеди)
Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка)
Человек немолодой,
Во-о-от с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
И, вообще, для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто такой он?
(Карабас)
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара хищных глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас. (Красная Шапочка)
Я королева из страны,
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.
(Снежная королева)
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, Гуси - Лебеди, Баба - Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).
-А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (ответы детей).
-Ребята, а когда закончится учебный день, за многими из вас приходят мамы, кто-то встречает маму, придя домой.
– Какой хороший поступок вы смогли бы совершить по отношению к маме?
Мы проявляем свою любовь с помощью
действий (помогаем, обнимаем…)
слов (говорим ласковые слова…)
мыслей (думаем, что она замечательная, вспоминаем с радостью…)
Мама! Мама – первое слово, которое с радостной улыбкой произносит дитя. Мать любит своего ребенка здорового и больного, красивого и уродливого, талантливого и бесталанного, окруженного славой и неудачника. Мать всегда поймет его страдания и протянет руку помощи, отдаст последний кусок хлеба.
-Давайте с вами выполним задание. Нужно соединить линиями части слов, которыми можно охарактеризовать маму.
ДО ЖНА
МИ МНАЯ
НЕ СИВАЯ
КРА ЛАЯ
СПРА БОТЛИВАЯ
ХО ДЕЧНАЯ
СКРО БРАЯ
ТРУ ВЕДЛИВАЯ
ЗА ДРАЯ
СЕР ДОЛЮБИВАЯ
МУ РОШАЯ
-А что общего между солнечным светом и любовью матери?
-Дорогие мамы, бабушки мы дарим вам наше солнышко-частичку света, доброты. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают как солнце. Пусть тепло детских ладошек-лучиков согревает вас в любую непогоду! Чтобы на душе у вас всегда было тепло и радостно!
Давайте говорить маме как можно чаще добрые и нежные слова. Любите своих мам сегодня и всегда. Берегите их. Радуйте их своими успехами, будьте достойны всего того, что они делают для вас, своих детей. И если были в чем, то неправы, не забывайте говорить “прости меня, мама”!
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди у вас много славных добрых дел и поступков. Вы сделаете нашу планету красивой, но, прежде всего, должны вырасти настоящими людьми.
-А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово!
И накануне Дня матери мы, дорогие мамочки, сделали для вас небольшой подарок. Но прежде, чем мы его подарим вам, прочитаем стихотворение.
-Ребята, я буду говорить фразу, а вы д.б. её закончить одним словом.
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ, МАМУ ОЧЕНЬ Я …
РЮ-РЮ-РЮ, ЕЙ ЦВЕТЫ Я …
АЮ-АЮ-АЮ, ЕЙ СЧАСТЬЯ …
ИВОЙ-ИВОЙ-ИВОЙ, БУДЬ ВСЕГДА…
ДА-ДА-ДА, НЕ БОЛЕЙ ТЫ …
ОЙ-ОЙ-ОЙ, Я ГОРЖУСЬ…
Вручение открыток мамам.
Рефлексия:
-Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому - то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
-Ребята, появились ли у вас новые желания после нашего урока? Какие?