Праздник числа
Песня «Дважды два четыре»
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы совершим путешествие в чудесную страну цифр. Эта страна размещается в любом уголке класса, комнаты. Мама спрашивает: «Сколько друзей пригласишь ты на свой день рождения?» «Сколько стоят твои туфли?» Без чисел нет жизни. Какова история их возникновения? Первые цифры появились примерно тогда же, когда и первые буквы, хотя у первобытных людей слов «два» и «четыре» не было. Они изображали цифры пальцами. Многие ученые считают, что счет десятками как раз и пошел от десяти пальцев на руках. Позже люди стали изображать числа зарубками на дереве или камне. Шли века. Наши предки научились строить каменные здания, делить пахотную землю, вычислять площадь, изучать космическое пространство, делить сложные расчеты, а для всего этого нужны цифры.
Звучит музыка.
Учитель: Слышите, это цифры идут к вам в гости. Давайте познакомимся, сними поближе.
Дети поют частушки на тему: «Цифры»
Мы частушки вам споем
Про нашу математику.
Цифры, числа
Здесь всегда очень значимы!
Нуль на месте на пустом
Ставят, как известно
Только он при всем при том
Не пустое место!
Это елка? Это галка?
Что такое на странице?
Это цифра, просто цифра,
Познакомьтесь – единица.
Два на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнет,
Прямо лебедем плывет.
Полукруг разок, другой
Прочерти любой ногой.
Только след свой не сотри!
Все увидят цифру три.
Вот четверки – силачи
Поднимают кирпичи.
Выжимают гири
Пуда на четыре.
Это – фокусник – пятерка.
Вы за ней следите зорко.
Кувыркнется – раз и два!
Обернется цифрой два.
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Ели на голову встанет,
Ровно на три больше станет…
Прямо вправо, косо вниз,
Пояс красы ради
И получишь ты, как приз,
Цифру семь в тетради.
Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете поверить – уже не шесть,
А… девять.
Мы частушки вам попели,
А теперь хотим сказать:
Если цифры полюбили,
Дружбу с ними завели,
Значит, в будущем опять
Все пойдет у вас на пять!
Учитель: Ну а теперь скажите: в какой стране живут эти удивительные цифры?
Дети: В стране Математика.
Учитель: Математика все считает, все находит. А откуда пришло слово «математика». Из древнегреческого языка «мантеин», означает в переводе - учиться приобретать знания. Математика приглашает в свое королевство всех, кто настойчив, кто часто говорит «почему», кто не боится цифр и вычислений и чей девиз «Хочу все знать!»
Дети участвуют в конкурсах.
«Подумай-ка загадки»
1. Одно бросил-
Целую горсть взял.
(Зерно)
2. Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел.
(Рубашка)
3. Кто первым землю пашет?
(Червяк)
4. Вот этот случай редкий.
На голове растут две ветки.
(Оленьи рога)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах,
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня?
( Рояль)
Три брата - один впереди, два позади,
Бегут и догнать одного не могут.
(Велосипед трехколесный)
Кто четыре раза в году переодевается?
(Змея)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
О шести ногах, о четырех крылах.
Не зверь, не птица,
А нос как спица.
Кто его убьет, тот кровь прольет.
(Комар)
Семь ребят на лесенки заиграли песенки.
(Ноты)
У двух матерей по пяти сыновей,
И у всех одно имя.
(Руки и пальцы)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти сосчитают
Все на свете.
(Цифры)
«Задачи»
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)
В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии ? (Сто)
Чему равно произведение всех цифр? (0)
Умеете ли вы считать?
-В дилижансе едут восемь человек, на первой остановке пятеро вышли и трое вошли. Поехали дальше, на следующих остановках вышли двое, затем пятеро и, наконец, еще трое. Затем дилижанс прибыл на конечную остановку, где вышли все. Сколько было остановок? (5)
6. Масса полбуханки хлеба полкилограмма и полбуханки. Какова масса целой буханки? (1 кг)
7. Брату два года, а сестре один год. Какая разница в возрасте будет у них через два года ? (Такая же – 1 год)
8. Мне навстречу бежали поросята. Один впереди двух, один между двух и один позади двух. Сколько всего бежало поросят ? (Трое, друг за другом)
9. Чтобы попасть в театр двум отцам и двум сыновьям, понадобиться только три входных билета. Как такое может быть ? (Дедушка, отец, сын)
10. Ваня живет этажом выше Пети, но ниже Сережи, а Вася живет ниже Пети. Кто и на каком этаже 4 - этажного дома живет ? (Сережа – на четвертом, Ваня – на третьем, Петя – на втором, Вася – на первом.)
11. Назови пять дней, не называя числа и названий дней по календарю. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
12. Сколько минут варятся шесть сарделек, если две варятся шесть минут ? (6)
13. Как из трех спичек сделать шесть, не ломая их? (VI)
14. Груша дороже яблока в два раза. Что дороже: шесть груш или
Шесть яблоки во сколько раз? (Груши, в два раза.)
15. Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах трехколесных и
на двухколесных, и всего у них было семь колес. Сколько было
трехколесных велосипедов? (0)
16. При постройки забора плотники поставили по прямой пять столбов,
расстояние между которыми было 2 м. Какова длина забора? (8 м.)
17.Что больше, сумма всех цифр или их произведение? (Сумма)
18. Летела стая гусей, а навстречу им гусак. Здравствуйте десять
гусей! Нет, нас не десять. Если бы ты был с нами да еще двое гусей,
то тогда бы было десять. Сколько в стае гусей? (7)
Дети исполняют сценку «Знаки арифметические».
Ведущей: Вы видите насколько веселая страна Математика! А сколько надо приложить ума, воли, терпенья, смекалки, чтобы познать эту науку.
Знаки выстраиваются на сцене и поют.
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в арифметике действий без знаков.
Знаки раздвигаются. Выходит толстый, важный знак Плюс и поет басом.
Я – плюс
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь,
Я добрый знак соединения,
И в том мое предназначенье.
Шестнадцать и девять –
Всегда двадцать пять.
Их можно спокойно местами менять.
И будет все время опять 25.
Опя-а-а-ть два-а-д-цать пя-а-ть!
Выходят два знака Умножения и поют.
Мы оба знаки умноженья
Для облегчения сложенья.
Нас надо в помощь пригласить,
Чтоб равных чисел ряд сложить.
. Семь на пять всегда тридцать пять,
Их можно спокойно местами менять,
Их можно бесспорно местами менять
И будет как прежде опять 35 .
Опя-а-ть трид-цать пя-а-ть!
Выходит знак Минус и пищит.
Я - минус, тоже добрый знак.
Хотя и отнимать мастак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А просто долг свой выполняю.
К нему подходят два знака Деления поют:
Два знака есть и для деленья
Но это вам не умноженье!
Не все ведь делится так гладко:
Что – целиком, а что с остатком.
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков
Так нет в арифметике действий без знаков.
Знаки всякие нужны, знаки всякие важны!
Два ученика исполняют песню «Арифметика».
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
Припев:
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука арифметика
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель:
Припев:
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает арифметика.
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать
Надо прежде всего арифметику знать.
Припев:
И на свете нет профессии,
Вы заметьте- ка,
Где бы нам не пригодилась арифметика.