Внеклассное мероприятие. «В мире занимательной математики»
Цель: развивать внимание, логическое, а также нестандартное мышление, быстроту реакции, чувство юмора; воспитывать любовь к математике.
Оборудование: распечатки карточки для работы в парах.
Учитель. Сегодня мы будем выполнять самые разнообразные задания. Все они связаны с математикой. Математика прочно заняла в нашей жизни важнейшее место. Без нее немыслимо представить современный мир.
Какие темы изучает математика? Игра «Потопаем — похлопаем». Если вы согласны с фразой — похлопайте, если нет — потопайте. Проводим игру в быстром темпе.
Таблица умножения.
Члены предложения.
Фигуры геометрические.
События исторические.
Прием олицетворения.
С остатком деление.
Грибы и растения.
Чисел сравнения.
Площадь фигуры.
Рисование с натуры.
Корень уравнения.
Свойства умножения.
Помещики и крепостные.
Перпендикулярные прямые.
Знак восклицательный.
Текст повествовательный.
Время, скорость, расстояние.
Корень, суффикс, окончание.
Папье-маше, плетение.
Летосчисление.
Порядок действий в выражении.
Падежи, склонение.
Поэзия и проза.
Дожди, туманы, грозы.
Математика, в первую очередь, предстает перед нами как царство чисел. Числа пронизывают всю нашу жизнь.
Игра «Да — нет». Проводим игру в быстром темпе.
1. В алфавите 36 букв. (Нет, 33.)
2. В математике 9 цифр. (Нет, 10.)
3. Дюжина — это 12. (Да)
4. Чертова дюжина — это 13. (Да)
5. Паспорт выдают гражданам нашей страны в 16 лет. (Нет, в 14.)
6. В слове «одиннадцать» две «Н». (Да)
7. В шашках 24 фигуры. (Да)
8. В шахматах 32 фигуры. (Да)
9. Полтинник — это 50. (Да)
10. В числе 1000 шесть нулей. (Нет, 3.)
11. Четверть века — это 50 пет. (Нет, 25.)
12. В сутках 48 часов. (Нет, 24.)
13. В месяце 4 полных недели. (Да)
14. В високосном году 366 дней. (Да)
15. Согласно пословице, надо 3 раза примерить, потом отрезать. (Нет, 7раз.)
16. В народе говорят, что у ненадежного человека 7 пятниц на неделе. (Да)
17. Минимальное количество голов у Змея Горыныча — 3. (Да)
18. У снежинки 8 лучей. (Нет, 6.)
19. Классическая звезда — пятиконечная. (Да)
20. По преданию, Бог сотворил мир за 7 дней. (Нет, за 6.)
21. У паука 6 ног. (Нет, 8)
22. Мы живем в 20 веке. (Нет, в 21.)
Математика немыслима без задач. Предлагаю вашему вниманию веселые задачи из книги М. Беденко «Ну, очень... задачник!».
В кухне у Пети Пяточкина стоит стол и 4 табуретки. Вся мебель четырехногая. Сколько всего ног на кухне, когда завтракает Петина семья: папа, мама и сам Петя? (26)
Из одной тетрадки получается 14 бумажных самолетиков. У Пети и его друга Васи в начале дня было по одной тетрадке по письму и по две тетради по математике. К концу уроков тетрадей у друзей не осталось вовсе. Сколько самолетиков они сделали? (84)
У Пети Петрова 28 зубов, а у пилы, которой он пилит ножку папиного стула, зубов в 4 раза больше. Сколько всего зубов у Пети и пилы? (140)
Действия с числами нам приходится производить каждый день. Мы, взрослые, например, подсчитываем стоимость покупок, находим площадь потолка в комнате, чтобы для ремонта приобрести в магазине строго, определенное количество потолочной плитки, либо высчитываем площадь пола на кухне с целью покупки линолеума, определяем, какое количество новогодних фонариков может получиться из одного листа цветной бумаги для украшения елки и т. д. А как вам, детям, математика помогает в жизни?
Отклики детей.
Предлагаю вам решить примеры, расставить результаты в порядке возрастания и прочесть слово, которое послужит пропуском к следующим заданиям.
Дети получают распечатки карточки. Работа в парах. Проверка.
Итак, дальше речь пойдет о головоломках, свойственных математике.
а) Найдите закономерность и вместо знака вопроса вставьте недостающую фигуру. (Таблица записана на доске.)
б) Расшифровать слова. Из каждого столбика исключить «лишнее» слово. (Запись на доске.)
в) «В одном доме, и даже в одном подъезде, жили три друга: Паша, Саша и Аркаша. Они дружили, несмотря на свою непохожесть во всем. Один из них был врачом, другой — водителем, третий — музыкантом. По утрам друзья вместе шли на работу. Первым из дома всегда выходил Паша, следом за ним — водитель, а последним, заставляя ждать остальных, — Аркаша. Кем по профессии был каждый из друзей, если известно, что музыкант — самый недисциплинированный?»
Ответ. Паша — врач, Саша — водитель, Аркаша — музыкант.
г) Разделить ромб так, чтобы получились две фигуры.
д) Расшифровать известную фразу, используя код. (Запись на доске.)
Ответ. МАТЕМАТИКА — ЦАРИЦА НАУК.
Как вы понимаете это высказывание?
Ответы детей.
СТРАНИЦА 1 — «Загадалки». На ней помещены загадки о некоторых геометрических линиях и фигурах.
В геометрии с нее все начинается:
Позволено началом у луча ей быть,
Она вершиною угла считается,
Пересечением двух линий ей дано служить. (Точка)
Три угла, три стороны и вершины тоже три. (Треугольник)
У этой фигуры четыре стороны.
Стороны, заметьте,
Все одной длины.
А углы прямые в ней.
Назови ее скорей! (Квадрат)
Есть у него начало, отсутствует конец.
Если угадаешь — будешь молодец! (Луч)
Нет конца и нет начала,
Как ее ни продолжай.
Ты ее за это смело
Бесконечной называй. (Прямая)
Четыре вершины, угла, стороны.
Противоположные стороны подлине равны.
Прямые углы друг на друга глядят.
Этой фигуре квадрат родной брат. (Прямоугольник)
У фигуры этой отсутствуют углы,
Все точки от центра равно удалены. (Окружность)
СТРАНИЦА 2 — «Игралки». На этой странице вас ждет игра под названием «Назови фигуру». Но прежде давайте перечислим все известные вам плоскостные фигуры. (Дети называют, а учитель изображает мелом на доске каждую фигуру. Уточняется понятие многоугольника. Особое внимание уделяется двум, скорее всего, не названным детьми фигурам: параллелограмму и трапеции. Показываются модели этих фигур, выясняются их особенности.)
СПРАВКА. Параллелограмм — четырехугольник, противоположные стороны которого параллельны. Трапеция — четырехугольник, две стороны которого параллельны, а две другие непараллельны.
А теперь игра!
Описание игры. Желающему предлагается с закрытыми глазами опустить руку в коробку, в которой находятся фигуры разной геометрической формы, в том числе — параллелограмм и трапеция (по 2—3 каждого вида), вытащить ее и, исследовав наощупь, назвать. Игра повторяется несколько раз.
СТРАНИЦА 3 — «Шифровалки». С помощью геометрических фигур зашифрованы слова. (Рисунок на доске.)
а) Выстроив фигуры по количеству углов, прочтите слово — название цветка.

Ответ: ПИОН
б) Какой принцип нужно использовать, чтобы получилось слово – название дерева?

Ответ: ЛИПА. Принцип построения фигур по размеру в порядке увеличения.
в) Расшифруйте слово.

Используйте следующий код:

Ответ: ШИФРОВКА.
СТРАНИЦА 4 — «Продолжалки». Продолжить рады, сохраняя существующую закономерность. (Рисунок на доске.)

Кто сможет в быстром темпе назвать все фигуры, идущие друг за другом?

Как называется данная линия? (Ломаная)
СТРАНИЦА 5 — «Соображалки». Собрать из деталей модель кенгуру. (Учитель вывешивает на доску образец.
Самостоятельная работа. Проверка.
Учитель. Как называется фигура, из которой выложен хвост кенгуру? (Параллелограмм)
СТРАНИЦА 8 — «Рисовалки». На этой странице можно нарисовать какие-либо предметы, используя только геометрические фигуры. Кто больше?
Самостоятельная работа. Проверка.
Обмен впечатлениями.
Учитель. Подведем итог. Что сегодня узнали нового. Дети дают свой ответы.