МБОУ Муравьихинская средняя общеобразовательная школа
Лесной сказочник
Внеклассное мероприятие,
посвященное 120-летию
со дня рождения
ВИТАЛИЯ БИАНКИ
Учитель начальных классов
Иванова О. А.

Цель: закрепление и углубление знаний о творчестве В.В. Бианки.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
развивать наблюдательность, мышление;
развивать творческую и познавательную активность учащихся;
развивать смекалку, сообразительность.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, уважение и сочувствие к животным;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: стенды с фотографиями В.В. Бианки и информацией о жизни и творчестве; сигнальные карточки; «бочка» с ребусами; кроссворд; грамоты, призы.
Предварительная работа: подготовка инсценировки сказки; оформление стенда с книгами В. Бианки, фотографиями В. Бианки, подбор фонограмм, составление конспекта, чтение книг, просмотр мультфильмов по произведениям Бианки.

Ход мероприятия:
Ведущий:
Родился Виталий Валентинович Бианки 12 февраля 1894 года в Петербурге. Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц), работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он привил ему интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир, но мёртвый, неподвижный, молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.
Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», которая могла бы оживить музейных экспонатов.
Уже став взрослым, В.В. Бианки понял, что такой «волшебной палочкой», может быть только слово, только рассказ.
Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.
«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь», отмечал В.В. Бианки.
Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе.
В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь.
Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.
Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.
Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить, Виталий Валентинович рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться так, что от книжки оторваться невозможно. В самом обыкновенном он умеет показать новое, не замеченное нами. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника — мышонка Пика, переживаем из-за бедного муравьишки, попавшего в беду, размышляем о том, чей нос лучше, удивлённо узнаём, кто чем поёт.
В 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).
Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки.
В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.
Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы.
В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.
Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки.
Конкурсная программа.
1. «Угадай, кто это?»
(По описанию ребятам предлагается угадать персонажей произведений В.Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка) За правильный ответ жетон. Будьте внимательны!
1. «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук – сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)
2. «Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил».)
3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».)
4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».)
5. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?»)
6. «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир. «Первая охота».)
7. «Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях – зазубренки, а на ножках зацепочки. Трёт она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает -стрекочет». (Саранча. «Кто чем поёт?»).
8. « Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!» (Аист «Кто чем поёт»)
2. Конкурс на лучшего знатока природы. За правильный ответ жетон. Будьте внимательны!
1. Почему весной не бьют пушных зверей?
(линяют, теряют густой подшерсток, это обесценивает их. Появляются детёныши)
2 Кто раньше появится весной -летучие мыши или насекомые? (летучие мыши появляются позлее вылета насекомых)
3 Когда заяц-беляк бывает всего заметнее?
(когда вылиняет в серый цвет раньше, чем растает снег; когда земля обнажится прежде, чем беляк вылиняет)
4 Зачем грачи ходят по полю за пахарем?
(пахарь вырывает плугом из земли много червей, личинок. Грачи подбирают их)
5 Отчего говорят «Как с гуся вода»?
6 Какие звери летают?
7 Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник?
8 Здесь нарисованы клювы трёх разных птиц. Одна из них питается насекомыми, другая зёрнами и ягодами, третья зверьками и птицами. Как по клюву узнать, какая птица чем питается?
9 Нарисовано два дерево. Одно выросло в лесу, другое на открытом месте. Какое , где выросло?
10 Нарисованы лапы трёх различных птиц, одна живёт на дереве, другая на земле, третья на воде. Которая где?
11 Детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание -у кого это?
12 Когда у птиц бывает зуб?
13 Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую -над самой землёй?
ИТОГ КОНКУРСА
-Вот и всё ребята, теперь подсчитаем жетоны, (присуждение звания «Лучшего знатока природы»)
Физминутка игра «День/ночь»
Ведущая: А сейчас предлагаю ребятам превратиться в мышат. А двум ребятам стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают. Как только скажу «мыши двери на засов» - мышки садятся, не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится.
Утром солнечным у сов
Дверь закрыта на засов.
Совы спать весь день не прочь (сова стоит возле дерева, мышки бегают)
На работу совам в ночь.
Только вечером от сов
Мыши двери – на засов (мыши приседают, замирают, сова летит, забирает пошевелившегося мышонка).
3. А мы переходим к следующему конкурсу «Заморочки из бочки». (Работа в парах)
Каждая пара по очереди вытягивает из «бочки» по одному ребусу и отгадывает его.


кенгуру крокодил

броненосец
носорог


антилопа горилла

дикобраз верблюд

медведь тушканчик
4. Инсценировка сказки «Маришка трусишка»

Заключительное слово.
- Мы сегодня с вами говорили о замечательном детском писателе Виталии Валентиновиче Бианки, вспомнили о его жизни и о его творчестве. В нашей библиотеке есть произведения этого писателя, поэтому все желающие могут окунуться в интересный и загадочный мир природы, проводником в который будет Виталий Валентинович Бианки. А ещё я хочу пожелать вам быть внимательными к окружающей природе, беречь и любить её.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!