Разминка: учащимся предлагается встать в круг и, передавая игрушку, поприветствовать друг друга («Я рад тебя видеть», «как ты сегодня хорошо выглядишь»…) 1. Вступление: Учитель: Добрый день! Сегодня мы продолжим разговор о качестве, без которого человек не может называться человеком. Слово это серьезное, Главное, важное, То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважней, Чем лица красота. Догадались, что это ? Сердец ….. (доброта) Да, мы сегодня будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужна доброта, чуткость, внимание? 2. Мозговой штурм. Учитель: Многие писатели с давних пор посвящали свои произведения именно этому качеству человека. Послушайте внимательно рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». В рассказе встретится незнакомое слово ЛОХАНКА – это деревянная круглая чашка для мытья посуды и стирки белья. (учитель читает рассказ ) Старый дед и внучек. Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвируть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме всё портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят -- сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: -- Что ты это делаешь, Миша? А Миша говорит: -- Это я , батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то , что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним. Обсуждение рассказа: Понравился рассказ? Кто из героев запомнился больше всего? Чем он запомнился? Каким человеком можно назвать этого мальчика? А кто из героев вам не понравился и почему? Чему учит этот рассказ вас? (ответы детей) Почему муж с женой заплакали? « Дерево доброты» На доске представлено дерево без листьев. Классный руководитель: Мы можем его оживить, превратить в пышное, красивое дерево. Ребята, подойдите к столу, здесь листочки-ладошки. Листочки-ладошки на нашем дереве будут необычные. На каждом написано качество человека. Прочитайте и выберите тот листочек, который вам нравится и который мог бы украсить наше дерево. Свой листочек-ладошку приклейте к веточкам дерева. (дети выбирают листочки-ладошки и приклеивают на дерево) Учитель: Какие качества вы выбрали, я прочитаю. (учитель читает) Давайте сегодня назовем его «Деревом доброты». (ответы детей) Тогда мы их уберем совсем. Игра «Добрый-злой». Ребята, а где добро всегда побеждает зло? (в сказках) Давайте поиграем. Если я показываю доброго сказочного героя – вы хлопаете в ладоши, а если злого - закрываете лицо руками. Анализ ситуаций. Классный руководитель: Хорошо, что вы знаете качества доброго человека. Но важно не только их знать, но и поступать именно так. 6 Ситуация 1. «Девочка плачет» Посмотрите на экран, что здесь происходит? Как бы вы поступили? На какой картинке мальчик поступил правильно? Какое доброе качество он проявил? Ситуация 2. «Щенок» Учитель читает стихотворение: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно, В любую минуту всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря! Пословицы о доброте ( анализ пословиц) Добра желаешь – добро и делай. Доброму слову и добрая слава. За добро плати добром. Добрый человек в добре проживёт век. Добрый сын – отцу радость. «Бумажные сердечки» (звучит муз.сопровождение) Учитель: Подойдите к столу и возьмите эти сердечки в руки, почувствуйте как они отдают тепло вашим сердцам. Это тепло должно быть в сердце каждого человека и в ваших сердцах тоже. Ребята, вам понравилось…Вам было приятно….У вас остались на руках бумажные сердечки. Это частички вашего доброго сердца. Давайте эту частичку подарим сейчас друг другу. (дарят сердечки) На этом наше занятие подошло к концу, спасибо за работу. |