СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по теме ХОРОШО ЛИ, КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ СВОБОДА?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое мероприятие в форме игры "Клуб знатоков". В ходе занятия учащиеся ищут ответы на вопросы: Что такое свобода? Для чего нужна свобода? Хорошо ли, когда у человека есть свобода?

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по теме ХОРОШО ЛИ, КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ СВОБОДА?»

Открытое занятие по теме

ХОРОШО ЛИ, КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ СВОБОДА?


Задачи:

- раскрыть понятие слова «свобода», подвести учащихся к выводу об ответственности свободного человека за свой выбор;

- способствовать формированию универсальных учебных навыков

(работа с текстом, со словарями, работа в группах, планирование своей деятельности, умение анализировать, сопоставлять события, делать выводы);

- способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся, творческих способностей посредством арт-технологий.


Ход занятия.


  1. Представление участников клуба «Знатоков»; постановка задач


В1 – Сегодня мы, «знатоки» 4а класса (встают вместе с учителем) и «знатоки» 4б класса (встают вместе с учителем) собрались в клубе «Знатоков», чтобы вместе найти ответ на важные вопросы.

В2 – Вопросы нам задают учащиеся 3-его класса

(дети поднимаются, читают вопросы) слайд – проблемные вопросы

- Что такое свобода?

- Для чего нужна свобода?

- Хорошо ли, когда у человека есть свобода?


  1. Ответ на первый вопрос.


Учитель – Ребята, чтобы дать полный ответа на первый вопрос, думаю, мы можем воспользоваться материалом, собранным на предыдущем уроке ОРКиСЭ и дополнить его. Предлагаю работать по такому плану:

1-ое - каждой группе подобрать слова-ассоциации к слову «Свобода» и записываем их на карточке.

2-ое –посмотреть, как ребята отразили свободу в рисунках

3-е – послушаем музыкальные произведения, чтобы полнее ощутить чувство свободы

Учитель

4-ое – посмотрим, что говорят о свободе народные пословицы

5-ое – что говорит о свободе православная культура

6-ое – как толкуется слово «свобода» в словарях

Весь материал, полученный в ходе работы, предлагаю собирать для газеты ребятам 3-его класса

Слайд – план работы

В1 – Возьмите карточки и напишите на каждом лучике, что вы представляете, когда слышите слово свобода



- Что у вас получилось? Прочитайте.

(ребята зачитывают слова-ассоциации и крепят карточки на плакат)


В2 - Ребята, наши рисунки тоже совпадают с теми словами, что мы записали.

(коллаж на доске)

В1 - Давайте проверим, усилит ли нам ощущение свободы музыка, подобранная к слову «свобода» Лёвой (Женей). Исполни нам, пожалуйста, своё музыкальное произведение.

(название произведения, исполняется ребятами муз. произведение на гитаре)

- Что вы почувствовали, слушая музыку и разглядывая рисунки?

(счастье, свободу, лёгкость, радость)

В2 – Следующее задание: Каждая команда из слов должна составить пословицу о свободе и постараться её объяснить.

(дети составляют пословицы, зачитывают, крепят на плакате, объясняют их смысл)

Примерные пословицы:

  • Хорошо птичке в золотой клетке, а того лучше на зелёной ветке;

  • Свободен тот, кто может не лгать;

  • Хоть хвою жую, да на воле живу;

  • Как коня не держи, всё равно на волю рвётся.

В2 - И из пословиц мы видим, что русский народ ценит свободу.


В1 – Следуя дальше по плану, знатоков 4б класса попросим в учебном тексте А.Кураева найти и зачитать, что говорит о свободе православная культура, а в словаре синонимов – синонимы к слову «свобода».

В2 - Знатоки 4а класса, а вы найдите и зачитайте объяснение к слову «свобода» в Толковом словаре Ожигова и в Большом Энциклопедическом словаре.

(ребята зачитывают ответы, крепят выписки на плакат)


  1. Ответ на 2-ой вопрос. слайд – проблемные вопросы


В1 – Что такое свобода, мы теперь знаем, можем перейти ко 2-ому вопросу.

- Для чего нужна людям свобода? - предлагаю обсудить ответ на вопрос в группах 1 минуту

(ребята в группах высказывают своё мнение, учитель выбирает, кто будет отвечать, заслушиваются ответы детей,

- А можем мы это всё назвать счастьем? (крепится на плакат слово «счастье»)

В2 – Ещё один вариант ответа нам подскажет притча. Послушайте, пожалуйста

(инсценировка)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

- Ребята, как думаете, что ответил мастер? (ответы детей, учитель просит продолжить)

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

В2 - Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

- Какой бы путь выбрали вы?

- Что же ещё даёт свобода человеку?

Вывод: Свобода даёт человеку право выбора (крепим на плакат)


  1. Ответ на 3-ий вопрос. слайд – проблемные вопросы


В1 – Перейдём к последнему вопросу. Всегда ли хорошо, когда у человека есть свобода?

(на схеме крепим «да»)

В2 – Предлагаю провести эксперимент. Давайте попробуем и мы сделать выбор. У вас на карточках записаны поступки. Поместите их в нужный столбец по своему выбору.

МОЖНО НЕЛЬЗЯ

- обмануть маму;

- позаботиться о больном;

- нагрубить товарищу;

- не сдержать слово;

- помочь другу;

- обидеть малыша;

- пожалеть бабушку;

- заступиться за слабого;

(дети поочерёдно крепят карточки на доску)


Учитель - Уважаемые третьеклассники, понравился ли вам выбор знатоков?

- А можно поменять названия столбцов? Почему?

В2 – Знатоки, а как вы определили, что можно, а что нельзя?

- Что стоит на страже выбора? (совесть, воспитание, нравственность)



Учитель – Перед выбором часто в своей жизни стояли и многие известные люди. Обратимся к страницам истории.

  1. Выбор Александра Невского (ученик читает)

слайд А.Невский


- Все мы знаем о ратных подвигах Святого Благоверного и великого князя Александра Невского. Это победа русского войска под его предводительством над шведами в неравной битве на реке Неве -1240г, разгром немецких рыцарей на Чудском озере -1242г.

И вот татарский хан прислал Александру приказ явиться к нему на поклон. После блестящих побед над шведами и рыцарями-меченосцами трудно было Александру унижаться перед ханом. Куда легче было бы ему броситься в бой с татарами и умереть в бою. Но он понимал, что Русь разорена и не в силах сейчас разбить татар.

- Перед каким выбором встал Александр Невский?

- Как думаете, какой выбор сделал? (ответы детей)

Лучше, думал он, принять унижение на самого себя, но сберечь родину. И отправился в орду на поклон.

- Что помогло Александру Невскому сделать этот выбор?

- Каким мы увидели в этом поступке князя?


  1. Выбор полководца М.И.Кутузова слайд М.И.Кутузов

- Вспомните выдающегося полководца, фельдмаршала, Героя Отечественной войны 1812 Михаила Илларионовича Кутузова. В своей жизни не раз ему приходилось стоять перед сложным выбором.

Отечественная война1812года…

До полной победы над французами было еще далеко. Оставался главный оплот – Москва. Перед Кутузовым встала сложнейшая задача. Его войска, и так уступавшие в численности французам, понесли огромные потери и не могли больше противостоять Наполеону в страшной битве. Главное для него как для командующего было сохранить армию, хотя генералы и солдаты говорили: «Лучше умереть в Москве, чем сдать ее неприятелю». Но Кутузов понимал, что решается судьба не только армии и Москвы, но и всей России.

- Перед каким выбором стоял Кутузов? (Сдать Москву или дать сражение)

- Какое решение он выбрал?

- А почему так решил?

Решение далось ему тяжело. Полководец был готов пойти против желания царя, вопреки настроении армии и народа, чтобы в конце концов разгромить врага и спасти Россию.



  1. Выбор соратников Гитлера (слайд Гитлер)

И А.Невский и М.И.Кутузов стояли перед сложным выбором. И выбор этот они сделали во благо своего народа, во благо своей Родины. Но история знает и другие примеры.

30-ые годы 20-го века. К власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Он мог выбрать два пути

- Какой выбор он сделал?

К чему это привело?

«Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью».

На какой путь встали люди, ведомые таким девизом и забывшие про совесть, и к чему это привело – всем известно – самая разрушительная за последние столетия война, унесшая десятки миллионов жизней.

И у этого человека был выбор, но от того, к чему привел сделанный им выбор, до сих пор содрогается все человечество




Учитель - Давайте вернёмся к нашему главному вопросу. Хорошо ли, когда у человека есть свобода?

- Как теперь мы на него ответим? (не всегда)

(На доске крепим «нет»)

- Когда же хорошо?

- А когда нет?

В1 - Из карточек, которые лежат у вас на столах, я предлагаю 1-ой группе выбрать те, которые поясняют вариант ответа «да». А 2-ой группе «нет»

(Слова: добро, совесть, ответственность, справедливость, любовь, зло, корысть, тщеславие, жестокость.)


Учитель: Итак, сделаем вывод, пользуясь нашей моделью.

Главный вывод. (Хорошо, когда у человека есть свобода, если им правят: добро, совесть, ответственность, справедливость. Плохо, когда у человека есть свобода, если им правят: зло, корысть, тщеславие, жестокость)


  1. Итог.

В1 – Из предложенных на слайде вариантов высказываний, выберите то, в котором заключён вывод нашего занятия.

  • Всякий человек любит свободу с той лишь разницей, что нравственный её желает для всех, а безнравственный только для себя.

Бернек Карл Людвиг


В2 – Я надеюсь, что мы ответили на ваши вопросы, а материал, собранный в ходе нашего занятия, мы передаём вам в класс.











8