ПЛАН-КОНСПЕКТ
внеклассного занятия с использованием
здоровьесберегающих технологий
на тему: «Здоровье и дом»
1 класс
Учитель: Левинская И.И.
г. Донецк
Цель: Развивать УУД для формирования здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи: 1. Обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам; повышение функциональных возможностей.
2. Воспитание творческого отношения к самовоспитанию; эстетическое и эмоциональное развитие личности (на основе введения и закрепления знаний о понятиях: здоровье, дизайн, цвет, свет, воздух, шум и др.)
3. Укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний путём различных профилактических методик.
4. Формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности в домашнем быту.
5. Формирование умения правильно применять полученные знания на практике в ходе игры «Студия юных дизайнеров».
Ход занятия:
I. Организационный момент. Настрой на творческую деятельность в ходе повышения эмоциональности с применением танцевально-ритмической минутки (с использованием ТСО, под музыку песни «Две волшебные буквы»).
II. Создание проблемной ситуации.
- В нашу студию юных дизайнеров поступил заказ на оформление комнаты, чертежи которой лежат у вас перед глазами. Что мы с вами должны будем сделать за время нашего занятия. Вспомните, чем занимаются дизайнеры? (Ответы детей).
Дизайнер – это человек, который занимается оформлением …
-Что должен знать и уметь дизайнер?
-Для чего нужны эти знания?.. (Чтобы дома было комфортно).
-А если дома человек не будет хорошо себя чувствовать, ему будет плохо, то что с ним произойдёт? (Он может заболеть).
-Если дизайнер хорошо справится со своей работой, то человек как себя будет чувствовать?..
- Значит, что будет главной целью нашего занятия? Что мы с вами будем сегодня учиться делать?
III. Формулирование темы занятия.
-Сформулируйте кратко тему нашего занятия. (Учитель вывешивает название темы на доску).
-По заданию клиента нашей студии юных дизайнеров мы выполним эскиз оформления его жилой комнаты с учётом всех пожеланий…
IV. Массаж биологически активных точек (зон) по А. А. Уманской.
-Для того, чтобы успешно справиться с поставленными задачами, мы научимся делать массаж, который может в дальнейшем помочь в профилактике различных заболеваний.
Содержание массажа, одобренного и разрешённого к применению приказом Минздравом СССР №1346 от 10. 10. 1986 г. в качестве средства неспецифической профилактики и укрепления здоровья населения:
1) Техника выполнения акупрессуры.
Разучиваем технику кругового вибрационного воздействия пальцем, проводя воздействие на центр ладони. Сила давления для детей - 1-3 кг. Фиксируем внимание детей на том, что «пальчик прирастает к волшебной точке». За секунду производится 2-4 круговых давящих вращений пальцем (в зависимости от темперамента) попеременно по и против часовой стрелки, направление вращения сменяется каждую секунду. Воздействие на каждую БАТ продолжается 10-15 сек…
2) Описание зон (учитель вывешивает таблицу с изображением БАТ на теле человека).
1-я зона – область грудины. Контролирует кроветворение и органы грудной клетки. Кончики пальцев располагаются по центру грудины (непарные БАТ). Контрольная точка находится на ширине 3 пальцев ниже ярёмной ямки в центре грудины. Условное название для детей – «играем на пианино».
2-я зона – область яремной ямки в основании шеи (непарная БАТ). Активизирует иммунную систему. Вращение производится без надавливания. Кодовое название – «ямка».
3-я зона – на передне-боковой поверхности шеи. Активизирует циркуляцию артериальной крови, направленную к голове. Контрольное движение – поглаживание шеи двумя ладонями сверху вниз без сильного надавливания с правой и левой стороны. Кодовое название – «гладим котёнка».
4-я зона – задняя поверхность шеи и основание затылка. Контролирует все сосудистые реакции организма. Контрольное движение – давящее поглаживание сверху вниз двумя руками с левой и правой стороны. Кодовое название – «гладим большую собаку».
5-я зона – область 7-го шейного позвонка и его отростков. Контролирует состояние позвоночника и бронхов. Контрольная точка – сам седьмой позвонок (непарная БАТ). Кодовое название – «молоточек».
6-я зона – область носа. Контролирует слизистую оболочку носа, прилегающие пазухи. Связана со многими внутренними органами. Контрольная точка – под крыльями носа (парная БАТ). Кодовое название – «носик».
7-я зона – область глаз. Контролирует память, зрение, настроение, интеллект. Контрольная точка – возле переносицы у начала бровей (парная БАТ). Кодовое название – «бровки».
8-я зона – область уха и место прикрепления его к голове. Контролирует органы слуха и множество внутренних органов (на ушной раковине расположены 181 БАТ). Первая контрольная точка – точка козелка и точка под ухом, производится одновременное воздействие. Вторая зона – последовательное воздействие по всему краю уха снизу вверх. Кодовое название – «лепим вареники».
9-я зона – кисть. «Главная» БАТ, «точка 99 болезней» - общеукрепляющая, тонизирующая, противоболевая, противоаллергическая и так далее. С тыльной стороны ладони в костном углу между большим и указательным пальцами, вершина кожной складки, возникающей при сжатии большого и указательного пальцев.
V. Работа над проблемой занятия.
1. Составляющие здоровья.
-Что такое здоровье? Что мы понимаем под здоровьем, когда говорим: «Я здоров!»?
- Что может повлиять на состояние вашего здоровья дома?
Строительство домика из кирпичей с названиями: «Цвет», «Свет», «Воздух», «Место», «Шум».
- Дизайнер должен учесть все эти составляющие при создании здоровой атмосферы в доме.
2. Беседа о влиянии и выборе цветов при оформлении жилой комнаты, важных предметов бытового обихода, их местоположении и назначении.
Справочный материал (использование показа слайдов):
1. Цвет – недопустимо использование в интерьере тёмных цветов, ядовитых, раздражающих. Красный цвет используется только в качестве сигнального, поскольку является раздражающим. Психологи сделали свои выводы о влиянии цветов на человека (см. таблицу в приложении).
Использование показа слайдов.
Упражнение для зрительной профилактики.
Плотно закройте глаза руками так, чтобы через них не проходил свет. Следите при этом за тем, чтобы посадка была удобной. Особое внимание – на спину и шею, они должны быть прямыми и расслабленными. Закрыв глаза, попытайтесь увидеть перед глазами чёрный цвет. Скорее всего, постоянно будут возникать цветные полоски, ромбики и кляксы. Чем чернее будет цвет, тем лучше расслаблены глаза. Многие из людей со слабой близорукостью могут добиться полного восстановления зрения сразу после выполнения этого упражнения.
2. Свет – под действием света может улучшаться или ухудшаться работоспособность, настроение, состояние здоровья.
- Какие бытовые приборы могут быть использованы в интерьере для соблюдения норм освещённости? Подумайте, как и где вы их разместите.
3. Воздух. Содержание в нём кислорода должно соответствовать потребностям организма, поэтому должна быть продуманной система проветривания.
- Какие приборы используются в интерьере для обеспечения чистоты воздуха?
4. Место имеет очень огромное значение. Комната не должна быть захламлённой. Обстановка – соответствовать назначению…
5. Один из знаменитых композиторов сказал, И. Гайдн, сказал: «Найдите хорошую мелодию – и ваша композиция, каков бы она не была, будет прекрасной и непременно понравиться».
- Какие технические средства могут помочь в воспроизведении такой мелодии?
- По мнению многих учёных, музыка избирательно лечит наши болезни.
- Сейчас мы попробуем расслабиться под музыкальное произведение Эдварда Грига «Утро в лесу». Оно помогает избавиться от утомляемости.
3. Оздоровительный массаж кистей рук (по Т. А. Солдатовой)
- Прежде, чем приступить к выполнению дизайнерского эскиза жилой комнаты, хорошо продумайте расположение всех деталей интерьера в целях заботы о здоровье клиента. А чтобы работа спорилась – выполним оздоровительный массаж кистей рук (в ритме стихотворения-считалочки):
Человечек, кто ты есть?
Как умеешь пить и есть?
Как умеешь закаляться?
И умеешь ли смеяться?
Можешь ли добро творить?
Делать, а не говорить?!
Техника выполнения: в ритме медленно проговариваемого стихотворения круговыми движениями («вкручиваем лампочку») массируются пальцы, начиная с мизинца (особое внимание обращается на массаж кончиков пальцев (возле ногтевой фаланги). Последняя строчка стихотворения сопровождается интенсивным массажем центра ладони, выполняемым круговыми движениями («Вдавливаем кнопку») с помощью большого пальца другой руки.
4.Самостоятельное разрешение проблемы учащимися (индивидуальная помощь учителя).
VI. Итог занятия. Выставка работ. Комментирование. Выводы о проделанной работе.