СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " В гостях у волшебницы музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " В гостях у волшебницы музыки"»





В гостях у Волшебницы-Музыки

Цель

- развитие творческой инициативы и самостоятельности детей.



Задачи



обучающие:

- учить различать на слух музыку народную и композиторскую.



развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

воспитывающие:

- воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения

- словесный, наглядный, практический, игровой, активизация музыкального опыта учащихся, закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности.



Формы организации

Коллективная, групповая, индивидуальная, в парах.

Комплексно-методическое обеспечение



■​ компьютер, экран, проектор, магнитная доска, слайдовая презентация

■​ 3 портрета (П.И. Чайковский, Э. Григ, Л.Ван Бетховен);

■​ схемы музыкальных форм (2-хчастная, простая 3-хчастная, вариация, рондо);

■​ рисунки музыкальных инструментов: скрипка, виолончель, флейта, кларнет, гобой, труба, тромбон, арфа, литавры, баян, балалайка, бас-бала​лайка, домра, мандолина, трещотки;

■​ волшебные нотки и скрипичный ключ, сделанные из блестящего картона.

■​ Цветные карточки.

■​ Дирижёрская палочка.

■​ Партитура: В.А. Моцарт. Симфония № 40, 1 часть.



Музыкальный материал к занятию

■​ М. Андреева «Когда я утром встаю»

■​ Л.Ван Бетховен. «К Элизе».

■​ Э. Григ. «Шествие гномов».

■​ П.И. Чайковский. «Щелкунчик» (видеокассета).

■​ В.А. Моцарт. Симфония № 40, 1 часть.







Ход занятия

Великий писатель Гофман делил всех людей на музыкантов и не музыкантов. При этом он имел в виду не столько владение инструментами, сколько особое отношение к миру. Действительно, как важно воспитать в ребенке чуткость к окружающему миру, способность понимать и ценить красоту, сердцем отзываться на все происходящее вокруг. Как ни странно, именно знакомство с основами музыкальной грамоты может помочь в воспитании этой душевной чуткости, необходимой для любого творчества. На уроке - игре идёт обобщение, закрепление знаний детей: о музыкальной форме, о составах симфонического и народного оркестра, о нотах 1 октавы и длительностях.









Педагог: Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в кабинете тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшеб​ница-Музыка!



(Стук в дверь. Почтальон принёс письмо и бандероль - видеокассета с записью балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского)



Почтальон: Дом детского творчества? Вокальный ансамбль? Вам письмо и ценная бандероль!



Педагог: Скоро новогодний праздник, а на праздник принято дарить подарки. Поэтому Королева Музыка прислала нам сюрприз! Да, а к нему и письмо! (Ученик открывает письмо и читает)



Дорогие друзья!



Вот уже несколько дней я внимательно наблюдаю за вами. Мне нравится, как вы занимаетесь музыкой! Поэтому я приготовила для вас музыкальный подарок. Но злая и вредная Кикимора усыпила моих верных слуг. Нотки так крепко спят, что ничего не могут для вас исполнить. Расколдовать их может только тот, кто раздобудет 7 волшебных нот!



Для этого необходимо справиться со сложными заданиями. Тогда чары Кикиморы спадут, и волшебная музыка зазвучит для вас. Я верю, что вы справитесь! Удачи!



Волшебница-Музыка

Педагог: Ну что, ребята? Я думаю, что мы обязательно справимся со сложными заданиями, раздобудем 7 волшебных нот и музыкальный подарок. Волшеб​ная музыка зазвучит у нас на занятии! В этом нам помогут знания и дружба, ведь человек, обладающий знаниями, настоящий волшебник, а дружба помо​гает делать нам настоящие чудеса!



Исполняется песня «Волшебники»



Педагог: Итак, Королева Музыка прислала нам 7 заданий, с которыми мы должны справиться. За каждое правильно выполненное задание мы полу​чаем волшебную нотку.



1 задание: «Музыкальная угадай-ка»



​ Определить автора и название произведения (показать на доске порт​рет композитора).



​ В какой музыкальной форме оно написано (показать схему, которая соответствует форме).



​ Цветными карточками показать настроение каждой части и объяс​нить, почему выбран именно этот цвет).







Педагог: Вот правильные ответы:



Людвиг ван Бетховен «К Элизе»

(Рондо – «круг». Главная тема рефрена контрастирует с темами эпизодов)

Эдвард Григ «Шествие гномов»

(Простая 3 - частная форма)

Педагог: Молодцы, ребята! Мы заработали сразу 2 волшебные нотки — до, ре. (Все нотки выстраиваются на нотном стане!)

2 задание: «Определение состава симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов»



Педагог: Ребята, скажите мне, пожалуйста: мы прослушали только что два произведения. Какое из них были исполнено симфоническим оркестром? Конечно, это «Шествие гномов» Э. Грига.

*​ Ребята, а как по составу различают оркестры? (духовой, камерный, сим​фонический, народных инструментов)

3 задание: необходимо из предложенных рисунков выбрать те музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, в данном случае рус​ских народных инструментов.

Педагог: И вновь мы зарабатываем с вами волшебную нотку «МИ»! Ещё не​много и мы у цели! Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на состав симфоничес​кого оркестра и скажите:

*​ Сколько групп музыкальных инструментов входит в него? Перечислите.

*​ Как они располагаются в оркестре?

4 задание:

«Играем в симфонический оркестр»

Педагог: Представим, что вы музыканты симфонического оркестра, а я маэст​ро Дирижёр. Первые парты — 1-е скрипки и виолончели, вторые парты — 2-е скрипки и альты, один ученик играет на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д.

■ Нам необходимо исполнить с вами фрагмент 1 части Симфонии № 40 В.А.Моцарта. Для этого надо внимательно слушать свою оркестровую партию и вовремя вступать, когда вы её услышите. А я буду вам по​могать и показывать вступление каждой оркестровой партии.

Педагог: Итак, я думаю, что, как на настоящем концерте, мы заработали с вами настоящие аплодисменты. Ну и, конечно, волшебную нотку «ФА»! Молодцы, ребята!



5 задание: «Музыкальный кроссворд»

Педагог: Волшебница-Музыка просит нас разгадать музыкальные кроссворды. Но чтобы справиться с этим непростым заданием, необходимо владеть музыкальной грамотой. Вы знаете, где располагаются нотки на нот​ном стане? Ну, тогда вперёд, за волшебной ноткой!

Педагог: Итак, вы заработали волшебную нотку «Соль».

Мо​лодцы, ребята!

6 задание: «Музыкальные примеры»

Педагог: Ребята, Кикимора запутала все нотки и длительности. Посмотрите, все ли примеры решены правильно?

Педагог: Молодцы, ребята! Мы почти уже у цели, нам осталось раздобыть всего одну волшебную нотку «ЛЯ»! (Появляется Кикимора)

Кикимора: Ну, конечно, всего одну нотку... Кто вам позволит?... Ишь, чего наду​мали... Ничего у вас не выйдет...

Педагог: А почему ты такая вредная?

Кикимора: А просто так! ...Хочу - и, раз, вредная!.. Хочу - и, раз, злая! А хочу - и, раз, добрая! Ничего у вас не выйдет! Все нотки спят крепким сном, никто их не разбудит!

Педагог: Ребята, а давайте мы с вами споём «Пробуждальную песенку», может у нас получится разбудить нотки?

Исполняется «Пробуждальная песенка»





Кикимора: Ха, ха, ха! Поёте-то вы хорошо, но пока я здесь ...ничего у вас не полу​чится!!!

Педагог: Кикимора, как тебе не стыдно? Скоро Новый год, а в Новый год принять входить с добром, да и Деду Морозу это не понравится....



Кикимора: Деду Морозу?...А я дедушку люблю...Ой, боюсь ещё заморозит... Ну, хорошо! Сыграем в мою любимую игру «Крестики-нолики»? Выиграе​те — тогда и посмотрим...

Кикимора: Ну, так и быть! Ваша взяла! Крабли, грабли, крули! Нотки все уснули! Крабли, грабли, бон! Прочь волшебный сон!



Кикимора: Получайте свою волшебную нотку и музыку, а я побежала,...побежала в сказочную ш колу Доброты, хочу стать доброй и умной, пока Новый Год не наступил!... (убегает)



Педагог: Молодцы, ребята! Вы были все очень активны! (особенно…)

Благодаря нашим знаниям и дружбе нам удалось развеять чары Кикиморы и раздобыть 7 волшебных нот, и сейчас для вас зазвучит Волшебная Мелодия!

(Звучит Танец Феи Драже из «Щелкунчика»)



Педагог: Надеюсь, что вы, как и я с нетерпением будете ждать новой встречи с Волшебницей Музыкой! Ведь «что может быть пленительней на свете, чем звуков лад, созвучий красота!» (эпиграф к занятию)



Список используемой литературы:



1.​ Весёлые уроки в школе и дома. (Учимся играя) /Авт.сост. Бугаёва З.Н. - М.:ООО Издательство АСТ», 2002. – 383с.



2.​ Юдина Е.И. Первые уроки творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999 – 272с.



3.​ Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. – М.:ООО Издательство АСТ», 2003 – 397с.



4.​ Практическая значимость: с помощью презентации старалась разбудить у детей фантазию, познакомить визуально с нотной грамотой, заинтересовать слушать классическую музыку, расположить их к творчеству, а главное убедить учащихся любить и понимать мир музыки.



5.​ Для создания данной презентации использовались:Internet Explorer, Word.



6.​ Объём работы: 18 слайдов.



7.​ Рекомендации по использованию презентации: презентация используется в ходе всего занятия, в конспекте пронумерованы слайды. В некоторых слайдах используется анимация для того чтобы ребята подумали, сказали свои варианты ответов, а потом на экране увидели правильный ответ.