Яковлева Наталья Борисовна
Учитель начальных классов МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска.
Внеклассное занятие «Добрым быть не просто…»
Цель:
- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
Задачи:
- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
- развивать творческие возможности детей.
Оборудование: Карточки- задания, карточки-названия групп, на доске плакат-«корзина добрых идей», мини-плакаты с высказываниями о «бескорыстии», компьютер с интерактивной доской, презентация, песня к презентации «Лучики надежды», памятки с девизом и правилами Международного движения «Добрые дети мира».
1.Орг. момент.
-Прозвенел для вас звонок,
Начинается урок!
2.Вступительная беседа.
-Сегодня у нас с вами необычный урок. На этом уроке мы будем решать задачи, но не математические, а связанные с жизнью.
Чтобы нам было легче общаться, я разделила вас на команды:
«Доброжелательные»,« Добросердечные»,«Добросовестные»,«Добродушные».
Кого мы назовём доброжелательным? Добросердечным? Добросовестным? Добродушным?
Ответы детей.
-В названии ваших команд есть что-то общее. Что ?
(ДОБРО)
-Верно. Тема нашего занятия звучит так «Добрым быть непросто..» (Слайд).
На какой вопрос мы вместе будем искать ответ?
(Легко быть добрым?)
3.-Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Что в вашем представлении –доброта?
Ответы детей.
(Слайд.)
-В словаре С.И. Ожегова читаем: «Добро» - всё положительное, хорошее, полезное».
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
«Во внутреннем мире человека доброта- это солнце.» сказал очень давно один известный философ Виктор Мари Гюго. Поэтому результаты нашей работы мы будем оформлять на доске в виде солнышка. (Слайд.)
-А какого человека вы назвали бы добрым?
Ответы детей.
-Вот видите сколько мнений. Я согласна с вами всеми. И предполагая такие ответы, выделила 5 важных слагаемых в этом определении :«ПРИВЕТЛИВОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ», «ОТЗЫВЧИВОСТЬ», «ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ,»«ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬ» и «БЕСКОРЫСТИЕ».
(слайд-лучи солнышка прокручиваются)
4. Вы сказали, что добрый человек- должен быть приветливым и вежливым .
(На слайде «светиться» лучик-«вежливость и приветливость»)
(В чём выражается приветливость?(в основном в словах) А вежливость? (в поступках)
Кто из вас считает, что он добрый и вежливый?
Сейчас мы это проверим. У вас на столах карточки с заданиями. Решите задачи и исправьтегде нужно ошибки.
1группа
Решите задачу.
По улице шли 2 прохожих. Одному-62 года, а другому 8 лет. У первого в руках: портфель, 3 книжки и один большой свёрток. Одна из книг упала.
-У Вас упала книга,-закричал мальчик, догоняя прохожего.
-Разве?- удивился тот.
-Конечно, - объявил мальчик, у Вас было 5 вещей, а осталось 4!
-Я вижу, ты хорошо усвоил вычитание и сложение, однако есть правила, которых ты ещё не усвоил.
Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
2группа.
Оцените ситуацию.
Девочка возмущённо жаловалась маме: «Во дворе есть такой мальчик-всё время зовёт меня Машкой!» «А ты как его зовёшь?»-спросила мама. «Я вообще его никак не зову. Я ему просто кричу «Эй,ты!»
Права ли девочка?
3группа.
Решите задачу.
На день рождения имениннику неожиданно подарили две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: «Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня уже такая есть!»
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
4группа.
Злая колдунья ,которая ненавидит добрых людей, всё специально перепутала.
Будь вежлив со своими товарищами , давай им побольше прозвищ и кличек .
Отвечай грубостью на грубость.
Перебивай взрослых, если тебе нужно о чём-то их спросить.
Своего «спасибо»и «здравствуй» жалей, а чужого жди.
Исправьте правила и подготовьтесь выразительно их прочитать.
Самостоятельная работа в группах . Выбор отвечающих. Ответы детей.
Обсуждение ответов: оценка ответов одноклассниками(согласны-не согласны), добавления, исправления.
-Итак, мы вспомнили некоторые правила вежливого поведения. И я уверена, что знаете вы их гораздо больше. Главное воспитать в себе привычку их выполнять, тогда вас будут считать вежливыми. А о словах, которые должны часто употреблять добрые люди вам напомнят ребята,которые специально выучили стихи к нашему занятию.
Стихи.
Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь- они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
5.-Недавно мне в руки попался номер газеты «Моя семья». В ней есть две замечательных рубрики. «Поможем» и «В хорошие руки».
В первую рубрику обращаются люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию: Сгорел дом, стали инвалидами, или одинокими, брошенными всеми родными. И вот совершенно незнакомые люди со всех концов страны шлют им деньги, посылки, письма со словами поддержки.
Во второй рубрике одна организация, которая заботится о бездомных животных, которые по каким-то причинам остались без хозяев, помещает их фотографии. И всех их потом разбирают новые хозяева, которые прочли эту газету.
Скажите, почему незнакомые люди так поступают?
Ответы детей. (На слайде «загорается» лучик «отзывчивость».)
-Спасибо. Значит, не зря у нас на доске светит лучик- ОТЗЫВЧИВОСТЬ, т.е. доброе отношение к обиженным, больным и бедным.
А умеете ли вы быть отзывчивыми? Давайте узнаем, легко ли это?
Работа в группах над заданием№2.
1группа.
Вы нашли маленького бездомного котёнка, но родители не позволяет вам взять его домой.
Если вы добры, и отзывчивы,как вы поступите?
2 группа.
Вы торопитесь в школу, скоро звонок, вам нельзя опаздывать,но возле крыльца стоит девочка и плачет.
Если вы добры и отзывчивы, как вы поступите?
3группа.
Вашего друга обижает большой, сильный и грубый мальчик из другого класса. Если вы пожалуетесь учителю, он грозит вас подкараулить потом и побить.
Если вы добры и отзывчивы, как вы поступите?
4группа.
Вы пошли в поход с классом. Учитель сказал, чтоб все взяли с собой что-нибудь перекусить. Но когда вы пришли на место, оказалось, что ваш товарищ Саша забыл положить бутерброд в сумку. Вы сами очень проголодались, бутерброд у вас один, совсем маленький.
Если вы добры и отзывчивы, как вы поступите?
Самостоятельная работа в группах . Выбор отвечающих. Ответы детей.
Обсуждение ответов: оценка ответов одноклассниками(согласны-не согласны), добавления, исправления.
В заключение обсуждения дети читают стихи М. Садовского «Доброе сердце».
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
Ну, что ж, - она сказала, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка…
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились,
Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут –
В квартире так чудесно,
А если потесниться, тут
И нам найдётся место!
6.
- «Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид.
(В. Розов)
А теперь попробуйте ответить мне какое отношение имеет к теме нашего разговора следующее стихотворение?
Я предал пса, что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит,
И руку лижет липким языком.
Ответы детей.
(«Загорается» слайд-лучик «Забота об окружающих»)
-Действительно, добрый человек- это человек , заботливо относящийся к близким людям, престарелым родственникам, своим домашним животным.
Но вот вам задание: обсудите и решите, кого из ребят другой группы вы считаете самым заботливым, по отношению к одноклассникам?
В задании №3:
-Мы считаем, что самым заботливым человеком из группы№1 можно назвать…….. . Потому что….. . (4г-1г, 3г-2г).
Названные дети выходят к доске.
-Вот видите, ребята, добрые дела иногда вознаграждаются и добрая слава находит своих героев. (АПЛОДИСМЕНТЫ)
7.Продолжая тему нашего разговора, послушайте выступление ребят и скажите, почему мальчик потерял друга?
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цветка.
Доброта - не пряник, не конфета.
2. Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
Будет вертеться Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3. Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость.
И взамен не требует награды.
. Друг напомнил мне вчера, сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды, я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не каждой обо мне упоминал.
Я упал, и весь промок, он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то, а теперь представил счёт.
Не влечёт меня ребята, больше к другу не влечёт.
Ответы детей. (Слайд.«Зажигается лучик-«бескорыстие»)
Действительно так. Нельзя мерить добро и добрые поступки. Они должны совершаться бескорыстно. Об этом гласит народная мудрость и забывать об этом нельзя. У вас на столах лежат слова, используя которые, вы должны быстро собрать пословицы и поговорки и высказывания, про бескорыстие.
Самостоятельная работа в группах . Выбор отвечающих. Ответы детей.
Высказывания прикрепляются на доску.
«Кто добр поистине, добро творит в молчании».
«Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ».
«Главное в добрых поступках- это желание их утаить».
«Скромность всякому к лицу».
9.
-У нас остался один лучик. «ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬ».
(Слайд.«Загорается» лучик.)
Посоветуйтесь в группах и ответьте: Как вы это понимаете? Зачем доброму человеку нужно быть предупредительным ?
Ответы детей.
-Действительно, если вы хотите помочь человеку советом, посочувствовать ему, нужно обязательно его выслушать, поддерживая с ним зрительный контакт, одобряя его жестом, прикосновением. А если вы внимательны и понимаете, что можете помочь. Помогайте! Будьте волшебниками!
Дети читают стихи.
1. Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
2. На клумбе – цветок,
Его листья повисли
Грустит он…О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
3. А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём.
4. Хоть мама
Ёщё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы, заботы.
И ты совершаешь
Великое чудо-
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись, домой:
-Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
10.
-Ну , а теперь ответьте мне честно. Легко ли быть добрым? Что нужно делать , чтобы тебя считали добрым человеком?
Ответы детей.
11.Слушаем сказку(можно пересказать её кратко).
Даром ни одно доброе дело не пропадает.
В спахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
А. Неелова
-Чему учит сказка? Как легче совершать добрые дела? (Когда все вместе…)
-Уже который год наша школа сотрудничает с международной организацией, которая называется «Добрые дети мира».(Слайд с девизом и правилами движения.)«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» Л. Толстой. Давайте и мы вложим туда частичкусвоего труда. Посовещайтесь и предложите одно-два хороших добрых дела, к которым мы можем подготовиться и выполнитьвсе вместе, как проект.(Слайд- «Проект») . Затем дети «складывают» свои идеи в «корзину».
(Можно дать им это как дом.задание им и родителям. А «корзину» повесить в уголок.)
12.Завершая наш разговор, хочу пожелать всем расти и быть добрыми не на словах, а на деле.
Быть добрым надо по привычке
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бымаленькой синичке-
Пусти её из клетки ввысь!
Давайте, прямо сейчас выполним уже одно «доброе дело», подарим нашим гостям
песню «Лучики».
Гостям можно раздать «памятки» с девизом и правилами.
Использованные материалы:
« НАЧАЛА МУДРОСТИ». 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 304 с. - (Серия «Образование и творчество»).