СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие в нач. классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная разработка, с презентацией. Можно использовать на уроках чтения или во внеурочке. Нацелена на формирование у детей представлений о добре, доброте и добрых поступках. Способствует развитию адекватной самооценке, анализу собственного поведения и поведения окружающих. 

Просмотр содержимого документа
«внеклассное занятие в нач. классах»

Яковлева Наталья Борисовна

Учитель начальных классов МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска.

Внеклассное занятие «Добрым быть не просто…»

Цель:

- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Задачи:

- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

- развивать творческие возможности детей.

Оборудование: Карточки- задания, карточки-названия групп, на доске плакат-«корзина добрых идей», мини-плакаты с высказываниями о «бескорыстии», компьютер с интерактивной доской, презентация, песня к презентации «Лучики надежды», памятки с девизом и правилами Международного движения «Добрые дети мира».



1.Орг. момент.

-Прозвенел для вас звонок,

Начинается урок!

2.Вступительная беседа.

-Сегодня у нас с вами необычный урок. На этом уроке мы будем решать задачи, но не математические, а связанные с жизнью.

Чтобы нам было легче общаться, я разделила вас на команды:

«Доброжелательные»,« Добросердечные»,«Добросовестные»,«Добродушные».

Кого мы назовём доброжелательным? Добросердечным? Добросовестным? Добродушным?

Ответы детей.

-В названии ваших команд есть что-то общее. Что ?

(ДОБРО)

-Верно. Тема нашего занятия звучит так «Добрым быть непросто..» (Слайд).

На какой вопрос мы вместе будем искать ответ?

(Легко быть добрым?)

3.-Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Что в вашем представлении –доброта?

Ответы детей.

(Слайд.)

-В словаре С.И. Ожегова читаем: «Добро» - всё положительное, хорошее, полезное».

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

«Во внутреннем мире человека доброта- это солнце.» сказал очень давно один известный философ Виктор Мари Гюго. Поэтому результаты нашей работы мы будем оформлять на доске в виде солнышка. (Слайд.)

-А какого человека вы назвали бы добрым?

Ответы детей.

-Вот видите сколько мнений. Я согласна с вами всеми. И предполагая такие ответы, выделила 5 важных слагаемых в этом определении :«ПРИВЕТЛИВОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ», «ОТЗЫВЧИВОСТЬ», «ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ,»«ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬ» и «БЕСКОРЫСТИЕ».

(слайд-лучи солнышка прокручиваются)

4. Вы сказали, что добрый человек- должен быть приветливым и вежливым .

(На слайде «светиться» лучик-«вежливость и приветливость»)

(В чём выражается приветливость?(в основном в словах) А вежливость? (в поступках)

Кто из вас считает, что он добрый и вежливый?

Сейчас мы это проверим. У вас на столах карточки с заданиями. Решите задачи и исправьтегде нужно ошибки.


1группа

Решите задачу.

По улице шли 2 прохожих. Одному-62 года, а другому 8 лет. У первого в руках: портфель, 3 книжки и один большой свёрток. Одна из книг упала.

-У Вас упала книга,-закричал мальчик, догоняя прохожего.

-Разве?- удивился тот.

-Конечно, - объявил мальчик, у Вас было 5 вещей, а осталось 4!

-Я вижу, ты хорошо усвоил вычитание и сложение, однако есть правила, которых ты ещё не усвоил.

Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

2группа.

Оцените ситуацию.

Девочка возмущённо жаловалась маме: «Во дворе есть такой мальчик-всё время зовёт меня Машкой!» «А ты как его зовёшь?»-спросила мама. «Я вообще его никак не зову. Я ему просто кричу «Эй,ты!»

Права ли девочка?

3группа.

Решите задачу.

На день рождения имениннику неожиданно подарили две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: «Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня уже такая есть!»

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?


4группа.

Злая колдунья ,которая ненавидит добрых людей, всё специально перепутала.

Будь вежлив со своими товарищами , давай им побольше прозвищ и кличек .

Отвечай грубостью на грубость.

Перебивай взрослых, если тебе нужно о чём-то их спросить.

Своего «спасибо»и «здравствуй» жалей, а чужого жди.

Исправьте правила и подготовьтесь выразительно их прочитать.

Самостоятельная работа в группах . Выбор отвечающих. Ответы детей.

Обсуждение ответов: оценка ответов одноклассниками(согласны-не согласны), добавления, исправления.


-Итак, мы вспомнили некоторые правила вежливого поведения. И я уверена, что знаете вы их гораздо больше. Главное воспитать в себе привычку их выполнять, тогда вас будут считать вежливыми. А о словах, которые должны часто употреблять добрые люди вам напомнят ребята,которые специально выучили стихи к нашему занятию.

Стихи.

Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
                      Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
                      Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
                       Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
                      Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
                    Пожалуйста.Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
                      Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь- они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!


5.-Недавно мне в руки попался номер газеты «Моя семья». В ней есть две замечательных рубрики. «Поможем» и «В хорошие руки».

В первую рубрику обращаются люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию: Сгорел дом, стали инвалидами, или одинокими, брошенными всеми родными. И вот совершенно незнакомые люди со всех концов страны шлют им деньги, посылки, письма со словами поддержки.

Во второй рубрике одна организация, которая заботится о бездомных животных, которые по каким-то причинам остались без хозяев, помещает их фотографии. И всех их потом разбирают новые хозяева, которые прочли эту газету.

Скажите, почему незнакомые люди так поступают?

Ответы детей. (На слайде «загорается» лучик «отзывчивость».)

-Спасибо. Значит, не зря у нас на доске светит лучик- ОТЗЫВЧИВОСТЬ, т.е. доброе отношение к обиженным, больным и бедным.

А умеете ли вы быть отзывчивыми? Давайте узнаем, легко ли это?

Работа в группах над заданием№2.

1группа.

Вы нашли маленького бездомного котёнка, но родители не позволяет вам взять его домой.

Если вы добры, и отзывчивы,как вы поступите?

2 группа.

Вы торопитесь в школу, скоро звонок, вам нельзя опаздывать,но возле крыльца стоит девочка и плачет.

Если вы добры и отзывчивы, как вы поступите?

3группа.

Вашего друга обижает большой, сильный и грубый мальчик из другого класса. Если вы пожалуетесь учителю, он грозит вас подкараулить потом и побить.

Если вы добры и отзывчивы, как вы поступите?

4группа.

Вы пошли в поход с классом. Учитель сказал, чтоб все взяли с собой что-нибудь перекусить. Но когда вы пришли на место, оказалось, что ваш товарищ Саша забыл положить бутерброд в сумку. Вы сами очень проголодались, бутерброд у вас один, совсем маленький.

Если вы добры и отзывчивы, как вы поступите?


Самостоятельная работа в группах . Выбор отвечающих. Ответы детей.

Обсуждение ответов: оценка ответов одноклассниками(согласны-не согласны), добавления, исправления.


В заключение обсуждения дети читают стихи М. Садовского «Доброе сердце».


Я как-то в дом принёс щенка,


Бездомного бродягу,


Чтоб подкормить его слегка,


Голодного беднягу.


Ну, что ж, - сказала мама, - пусть


Он поживёт немножко,


В глазах его такая грусть!


Найдётся супа ложка…


Я во дворе нашёл потом


Котёнка чуть живого,


Его принёс я тоже в дом,


Сказала мама снова:


Ну, что ж, - она сказала, - пусть


Он поживёт немножко,


В глазах его такая грусть!


Найдётся каши ложка…


Я под гнездом нашёл птенца,


Над ним вороны вились,


Я спрятал в шапку сорванца,


Мы с ним домой явились,


Ну, что ж, - сказала мама, - пусть


Он поживёт немножко,


В глазах его такая грусть!


Найдётся хлеба крошка…


Однажды я принёс ежа,


Ужа и черепаху,


И заяц в нашу дверь вбежал,


Наверное, со страху.


Сказала мама: - Пусть живут –


В квартире так чудесно,


А если потесниться, тут


И нам найдётся место!



6.

- «Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид.

(В. Розов)

А теперь попробуйте ответить мне какое отношение имеет к теме нашего разговора следующее стихотворение?

Я предал пса, что был ко мне привязан,

Как добрый человек и друг большой.

Я подарил его, как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой.

Своей судьбе он покорился молча,

Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих всю ночь он выл по волчьи,

Бросая вызов совести людской.

Он звал меня. И я его услышал,

Я тоже был с разлукою знаком.

И вот он у меня под боком дышит,

И руку лижет липким языком.

Ответы детей.

(«Загорается» слайд-лучик «Забота об окружающих»)

-Действительно, добрый человек- это человек , заботливо относящийся к близким людям, престарелым родственникам, своим домашним животным.

Но вот вам задание: обсудите и решите, кого из ребят другой группы вы считаете самым заботливым, по отношению к одноклассникам?

В задании №3:

-Мы считаем, что самым заботливым человеком из группы№1 можно назвать…….. . Потому что….. . (4г-1г, 3г-2г).

Названные дети выходят к доске.

-Вот видите, ребята, добрые дела иногда вознаграждаются и добрая слава находит своих героев. (АПЛОДИСМЕНТЫ)

7.Продолжая тему нашего разговора, послушайте выступление ребят и скажите, почему мальчик потерял друга?

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цветка.

Доброта - не пряник, не конфета.


2. Только надо, надо добрым быть.

И в беде друг друга не забыть.

Будет вертеться Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.


3. Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость.

И взамен не требует награды.


. Друг напомнил мне вчера, сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды, я в тот день забыл пенал.

В стенгазете, чуть не каждой обо мне упоминал.

Я упал, и весь промок, он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то, а теперь представил счёт.

Не влечёт меня ребята, больше к другу не влечёт.




Ответы детей. (Слайд.«Зажигается лучик-«бескорыстие»)

Действительно так. Нельзя мерить добро и добрые поступки. Они должны совершаться бескорыстно. Об этом гласит народная мудрость и забывать об этом нельзя. У вас на столах лежат слова, используя которые, вы должны быстро собрать пословицы и поговорки и высказывания, про бескорыстие.

Самостоятельная работа в группах . Выбор отвечающих. Ответы детей.

Высказывания прикрепляются на доску.

«Кто добр поистине, добро творит в молчании».

«Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ».

«Главное в добрых поступках- это желание их утаить».

«Скромность всякому к лицу».

9.

-У нас остался один лучик. «ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬ».

(Слайд.«Загорается» лучик.)

Посоветуйтесь в группах и ответьте: Как вы это понимаете? Зачем доброму человеку нужно быть предупредительным ?

Ответы детей.

-Действительно, если вы хотите помочь человеку советом, посочувствовать ему, нужно обязательно его выслушать, поддерживая с ним зрительный контакт, одобряя его жестом, прикосновением. А если вы внимательны и понимаете, что можете помочь. Помогайте! Будьте волшебниками!

Дети читают стихи.

1. Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

2. На клумбе – цветок,

Его листья повисли

Грустит он…О чём?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться,

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

3. А что же сестрёнка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестрёнке

И ты обернулся

Ретивым конём-

Галопом сестрёнка

Помчалась на нём.

4. Хоть мама

Ёщё не вернулась с работы,

Нетрудно узнать её думы, заботы.

И ты совершаешь

Великое чудо-

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись, домой:

-Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!





10.

-Ну , а теперь ответьте мне честно. Легко ли быть добрым? Что нужно делать , чтобы тебя считали добрым человеком?

Ответы детей.

11.Слушаем сказку(можно пересказать её кратко).
Даром ни одно доброе дело не пропадает
.
В спахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

А. Неелова

-Чему учит сказка? Как легче совершать добрые дела? (Когда все вместе…)

-Уже который год наша школа сотрудничает с международной организацией, которая называется «Добрые дети мира».(Слайд с девизом и правилами движения.)«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» Л. Толстой. Давайте и мы вложим туда частичкусвоего труда. Посовещайтесь и предложите одно-два хороших добрых дела, к которым мы можем подготовиться и выполнитьвсе вместе, как проект.(Слайд- «Проект») . Затем дети «складывают» свои идеи в «корзину».

(Можно дать им это как дом.задание им и родителям. А «корзину» повесить в уголок.)

12.Завершая наш разговор, хочу пожелать всем расти и быть добрыми не на словах, а на деле.

Быть добрым надо по привычке

Не по расчёту. Пригодись

Хотя бымаленькой синичке-

Пусти её из клетки ввысь!

Давайте, прямо сейчас выполним уже одно «доброе дело», подарим нашим гостям

песню «Лучики».

Гостям можно раздать «памятки» с девизом и правилами.

  • Группа детей поёт, в это время идут слайды.



Использованные материалы:

  • Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. – 1996г.

  • А. Лопатина, М. Скребцова

« НАЧАЛА МУДРОСТИ». 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 304 с. - (Серия «Образование и творчество»).

  • http://mail.puzkarapuz.org/42720-dobrota.html

  • http://uchitel.edu54.ru

  • http://www.envim.info

  • http://www.shield-of-culture.org





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!