СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "В поисках своего призвания"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия «В поисках своего призвания»

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

Задачи: познакомиться с особенностями некоторых профессий, подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии, объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии,  формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии;  коррекция эмоционально – волевой сферы.

План:

1. Вступительное слово.

2. Понятия «Профессия» «Специальность»

3. Игра «Самая-самая».

4. Рассказы учащихся о новых специальностях.

5. Классификация профессий.

6. Физкультминутка. Игра – разминка:  «Типы профессий».

7. Профессиональный план. Формула правильного выбора профессии.

8. Итог занятия.

Подготовительный этап.

Учащиеся получили опережающее здание: найти материал о современных специальностях.

Оборудование: чистые листочки, листы с анкетой, воздушные шарики, ручки, фломастеры, ТСО.  Эпиграф: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Ход занятия:

СЛАЙД 1

Чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла».

У каждого дела

       Запах особый:

       В булочной пахнет

       Тестом и сдобой.                                        

       Мимо столярной

        Идешь мастерской –

       Стружкою пахнет

       И свежей доской.

        Пахнет маляр

        Скипидаром и краской.

        Пахнет стекольщик

        Оконной замазкой.

        Куртка шофера

        Пахнет бензином

        Блуза рабочего –

        Маслом машинным.

        Пахнет кондитер

        Орехом мускатным.

        Доктор в халате –

        Лекарством приятным.

        Рыхлой землею,

        Полем и лугом

        Пахнет крестьянин,

        Идущий за плугом.

        Рыбой и морем

        Пахнет рыбак.

        Только бездельник

        Не пахнет никак.

        Сколько не душится

        Лодырь богатый, -

        Очень не важно

        Он пахнет, ребята!

Вступительная беседа.

Воспитатель: Мы вспомнили стихотворение, которое вы учили в детстве. Тогда для вас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность. Но в жизни каждого наступает этап поиска и выбора . Понятия «Профессия» «с будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.  Что мы имеем в виду, когда произносим слово «Профессия», «Специальность»? Необходимо различать эти понятия...

        СЛАЙД 2

Функциональное разделение труда. «Профессии и специальности»

Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.

Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.. Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург. Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей. Чтобы уметь различать профессию от специальности, мы с вами выполним два упражнения.

СЛАЙД 3

Упражнение 1. Каждому ученику даются карточки с заданием.

Задание: из списка выделить специальности. Токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха, учитель физкультуры.

СЛАЙД 4

Упражнение 2  

Задание: из списка выделить профессии. Учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.

СЛАЙД 5

Воспитатель. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы можете ориентироваться в мире профессий, а для этого проведем игру «Самая-самая». Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными, опасными, ответственными (проводится игра).

СЛАЙД 6

Как говорят философы, ничего нет постоянного. Это же явление происходит и с миром профессий. Каждая профессия имеет свойство стареть, исчезать, получать новое дополненное содержание. Среди ушедших в прошлое такие профессии, как кучер, пряха, белошвейка, трубочист, извозчик и др.

СЛАЙД 7

Вместе с тем возникают новые специальности: аудитор, сестра-геронтолог, радиолог. О некоторых новых специальностях мы узнаем из рассказов ребят. Рассказ учащихся о новых специальностях.

1. Я хочу представить вам профессию аудитора. Аудиторы контролируют не  бизнес, а счета, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные переводы через счета, отчислять налоги и другие денежные операции. Правильность ведения финансово-учётной и отчётной документации контролируется аудитором. Такая  профессия требует высокой квалификации и ответственности.

2. А я хочу познакомить вас с профессией логиста. Логист – специалист по организации транспортировки продукции предприятия. Этот человек знает, как найти оптимальное соотношение цена – качество во всём, что связано с перемещением грузов: перевозка, складирование. Он должен иметь и хорошее экономическое образование, и курсы по специализации.

3.Сравнительно новой для России профессией, о которой я хочу рассказать, является профессия маркетолога.  Маркетолог -  это специалист по изучению рынка. Он тщательно изучает товар или услуги своей фирмы, потребителей данного товара или услуги, анализирует конкурентов и их деятельность, формирует товарный ассортимент и др.  Он так же анализирует,  как надо изменяться предприятию, чтобы их товары пользовались успехом.

СЛАЙД 8

4. Я представлю вам профессию фандрайзера. Человек, который ищет деньги и возможности для предприятия. Он должен обладать очень хорошей интуицией. Образование экономическое и техническое, а ещё и курсы по специализации. Спрос постоянно высокий.

5. Я расскажу о PR – агенте (пиар - агенте). Это специалист по рекламе и связям с общественностью.   PR – агент имеет гуманитарное образование, например, журналист. С результатом работы пиар – агентов мы встречаемся во время предвыборной кампании.

СЛАЙД 9

Воспитатель. Самыми перспективными в нашей стране из современных профессий являются это: менеджер по исследованиям, дизайнер компьютерного макетирования, секретарь со знанием двух иностранных языков, техник производства, строитель-эколог, гид-курьер и т.д.

Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов.

 Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности.  Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.): «Человек-человек»; «Человек-техника»;  «Человек-знак»; «Человек - художественный образ»; «Человек-природа». В последнее время появился новый тип - шестой - «Человек-бизнес».

Основная часть.

СЛАЙД 10

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист, биолог ). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

СЛАЙД 11

2. Человек-техника. Профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее ремонтом, составляют группу “Человек – техника”.  Это могут быть пилоты, водители, матросы, инженеры конструкторы электромонтёры, токари, трактористы, операторы машин и сложного оборудования, слесари и т.д., использующие технические устройства.

СЛАЙД 12

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей, умение  общаться. К такому типу профессий относятся педагоги, врачи, журналисты и продавцы, психологи и юристы.

СЛАЙД 13

4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор, оперировать знаками или символами. Это программисты, статистики, брокеры, банкиры, бухгалтера, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

СЛАЙД 14

5. Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это писатели, художники, актеры и музыканты, поэты и певцы, скульпторы и архитекторы – творцы всего того, что мы называем словом «искусство».

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь, сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

СЛАЙД 15

Тест «Профпригодность»

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

 а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

 в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

 

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой  «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

По информации, полученной из тестов, можно проанализировать некоторые качества личности и характера.

 Например, если у вас обнаружились развитые интересы в области профессий типа «Человек – природа», то, по-видимому, вы – человек мечтательный, лиричный, добрый. Любите животных, растения, вообще живую природу. Умеете чувствовать “настроение” пейзажа, времени года. Для вас природа – живое, одухотворенное существо. Вы предпочитаете уединяться в каком-нибудь живописном уголке. Скорее всего, у вас дома есть домашние животные. Неудивительно, если вы немного пишете стихи и всегда с удовольствием перечитываете в книгах описание пейзажей.

Если вы определили свои интересы в сфере «Человек – техника», тогда у вас технический склад мышления. Любимые предметы у вас – математика и физика, в свободное время возитесь с различными механизмами. Знаете практически все модели автомобилей. По характеру такой человек немногословен, предпочитает сразу же приступить к делу, любит ручной и физический труд. В общем – человек сдержанный, основательный в своих поступках и решениях.

«Человек – человек». Вы – человек общительный, активный, живой и подвижный. У вас много друзей, вам нравится бывать в компаниях. Вы наблюдательны, умеете понимать характеры людей, их настроения, знаете, как вести себя в той или иной ситуации, как разрядить напряженную атмосферу, уладить ссору между друзьями. Вам интересно размышлять о том, какие внутренние причины лежат в основе того или иного поступка знакомого человека, какие цели он перед собой ставил, чего добивался. Вы умеете установить психологический контакт с собеседником, поддержать интересную беседу.

Если ваши интересы лежат в сфере «Человек – знак», то можно предположить, что вы склонны к уединению. Предпочитаете кропотливый труд – проведение сложных расчетов, занятие кодированием. Любите рассуждать на абстрактные темы.

Если вас интересует сфера «Человек – художественный образ», то вы – человек эмоциональный, увлекающийся, часто действуете по настроению, импульсивно. Мечтательны, любите фантазировать. Может, владеете музыкальным инструментом, рисуете, пишете стихи, увлекаетесь моделированием одежды, дизайном. Такие люди любят модно одеваться, стараются придать своей внешности блеск, артистичность, оригинальность. В жизни не любят однообразия и уныния, всегда стремятся наполнить ее особым смыслом.

Воспитатель.  Ну, что устали? Для того, чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку.

СЛАЙД 16

Физкультминутка. Игра-разминка: типы профессий. Я буду называть профессию, а вы должны определить к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия

•Ч-П: встать.

•Ч-Т: два раза нагнуться

•Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас.

•Ч-З: два раза сделать приседание.

•Ч-Х: поаплодировать.

(эколог, водитель, учитель,  бухгалтер, художник.)

(ветеринар ,пилот, врач, программист, модельер)

СЛАЙД 17

Воспитатель. Ребята, каждый из вас в будущем мечтает кем-нибудь стать. Я сейчас дам каждому воздушный шар, на котором вы напишите свои будущие профессии. Посмотрите, только в нашем классе какое разнообразие профессий! А в мире насчитывается около 50 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращается обратно. Это означает, что надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

СЛАЙД 18

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию нужно :

1. Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии то есть, что я «ХОЧУ».

СЛАЙД 19

2. Оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать – это наше «МОГУ».

СЛАЙД 20

3. Узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «НАДО».

СЛАЙД 21

4. А теперь подумайте и составьте свою формулу правильного выбора профессии: ХОЧУ+МОГУ+НАДО.

Например, если ваши мечты, что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, состоянию здоровья или характеру, что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется спросом на рынке труда,  «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно выбрали ту или иную профессию.

Кем в будущем ты мечтаешь стать? Например, водителем. Твоя мечта- это твое «Хочу», обратимся к результатам диагностики, ты склонен к типу профессии «Человек-техника» - это твое «Могу», а теперь воспользуемся сайтом «Службы занятости населения», выясняется, что профессия пользуется спросом на рынке труда.

Подведение итогов.

СЛАЙД 22

Воспитатель: Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья».

Профессий много на Земле,  

Но выбирай,  любя

Решай, мой друг, кем быть тебе,  

Ведь каждая из них важна.

 Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. На этом наше занятие подошло к концу.  Давайте подведем итог. Мне хочется, чтобы вы сегодня унесли с собой одну мысль: какую бы человек ни выбрал для себя профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью, чтобы не получилось так, как в стихотворении «Странное дело»:

СЛАЙД 23

Странное дело,

А, может быть, нет.

Жил-был на свете

Когда-то сапожник.

Был он сапожником

45 лет,

Но про него говорили:

Художник!

Странное дело,

А, может быть, нет.

Жил-был на свете,

Был он художником 70 лет,

Но про него говорили:

Сапожник.

Странное дело,

А, может быть, нет. (Р.Сеф)

Спасибо за работу на занятии.

 

 

 

Упражнение 1. Задание: из списка выделить специальности. Токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха, учитель физкультуры.

 

Упражнение 2 

Задание: из списка выделить профессии. Учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.

 

 

Упражнение 1. Задание: из списка выделить специальности. Токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха, учитель физкультуры.

 

Упражнение 2 

Задание: из списка выделить профессии. Учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!