Научно – познавательное направление
«Почемучка»
1. Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
· Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
· Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
· Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
· Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
· Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
2. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
-умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
-умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
развитие познавательных интересов обучающихся
создание ситуации успеха для каждого ученика
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
Содержание программы
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
2 класс
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) | Планир.дата провед. | Фактич.дата провед. | Примечание |
| Школа | | | | |
1 | Первые рисунки | Рисование восковыми мелками животных |
| | |
2 | Кто изобрел перо | Изготовление ручки из пера |
| | |
3 | Карандаш | Рисование карандашами (тема любая) |
| | |
4 | История шариковой ручки | Поделки из сломанных ручек |
| | |
5 | Кто изобрел ноты | Письмо нот на нотном стане |
| | |
6 | Кто изобрел бумагу | Аппликация из бумаги (тема любая) |
| | |
7 | Когда появились первые книги | Изготовление книжки-малышки |
| | |
8 | Кто написал первую энциклопедию | Рассматривание энциклопедий |
| | |
9 | Как возникли библиотеки | Экскурсия в библиотеку |
| | |
10 | Откуда пошли названия дней недели | Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) | | | |
11 | Как возникли единицы измерения | Измерение разными мерками |
| | |
12 | Как люди начали добывать полезные ископаемые | Рассматривание коллекций полезных ископаемых | | | |
13 | У какой страны впервые появился флаг | Рисование флага сказочной страны |
| | |
14 | Какие бывают ребусы | Составление и разгадывание ребусов |
| | |
15 | Первая марка | Изготовление «собственной» марки |
| | |
16 | Кто изобрел кроссворд | Разгадывание кроссвордов |
| | |
17 | Кто придумал первую карту | «Найди клад»(по карте) |
| | |
18 | Кто автор микроскопа | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой | | | |
19 | Скотч. Шотландская лента | «Книжкина больница» (ремонт книг) |
| | |
20 | Настольные наборы | Лепка из глины |
| | |
| Еда | | | | |
21 | Хлеб из орехов | Поделки из скорлупы орехов |
| | |
22 | Как картофель попал в Россию | Поделки из картофеля |
| | |
23 | Кое-что из истории конфет | Плетение пояса из фантиков |
| | |
24 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Рисование овощей и фруктов |
| | |
25 | Каменный мед (сахар) | Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) | | | |
26 | Секретное мороженое | Составление рецепта мороженного |
| | |
27 | Где прячутся витамины | Поделки из овощей |
| | |
28 | Секрет каши | Аппликация с использованием крупы |
| | |
29 | Когда появились первые кулинарные книги | Составление рецепта(тема любая) |
| | |
30 | Такая разная капуста | Составление загадок о капусте |
| | |
31 | Где появились арбузы | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) |
| | |
32 | Из чего делают пряники | Лепка пряников из соленого теста |
| | |
33 | Шоколад | Рисование обертки шоколада |
| | |
34 | Такой разный чай | Заваривание чая |
| | |
| итого | 34 | | |
4. Содержание программы
2 класс
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.