СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рограмма по внеурочной деятельности для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Научно – познавательное направление

«Почемучка»

  1.      Пояснительная записка

С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».

  Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

  Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

 Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

  Задачи:

  Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

 Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

   Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.

  Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

  Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Принципы: 

 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Виды деятельности младшего школьника:

·         Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

·         Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

·         Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

·         Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

·         Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.

 Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

 

 





2.      Планируемые результаты

 

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее:

 - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

 - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 -  формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

  Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

 - способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;

 -умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

-способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа, установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

-умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;

 -наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

 - любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

  Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».

Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся

  • создание ситуации успеха для каждого ученика

  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка

  Содержание программы

Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.

 

Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.





 



















2 класс

 

п\п

 

Тема

 

Практические действия или трудовые операции (примерные)

 

Планир.дата провед.

Фактич.дата провед.

Примечание

 

Школа

 

 




1

 

Первые рисунки

 

Рисование восковыми мелками

 

животных

 










2

 

Кто изобрел перо

 

Изготовление ручки из пера

 






3

 

Карандаш

 

Рисование карандашами (тема любая)

 






4

 

История шариковой ручки

 

Поделки из сломанных ручек

 






5

 

Кто изобрел ноты

 

Письмо нот на нотном стане

 






6

 

Кто изобрел бумагу

 

Аппликация из бумаги (тема любая)

 






7

 

Когда появились первые книги

 

Изготовление книжки-малышки

 






8

 

Кто написал первую энциклопедию

 

Рассматривание энциклопедий

 






9

 

Как возникли библиотеки

 

Экскурсия в библиотеку

 






10

 

Откуда пошли названия дней недели

 

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

 




11

 

Как возникли единицы измерения

 

Измерение разными мерками

 






12

 

Как люди начали добывать полезные ископаемые

 

Рассматривание коллекций полезных ископаемых

 




13

 

У какой страны впервые появился флаг

 

Рисование флага сказочной страны

 






14

 

Какие бывают ребусы

 

Составление и разгадывание ребусов

 






15

 

Первая марка

 

Изготовление «собственной» марки

 






16

 

Кто изобрел кроссворд

 

Разгадывание кроссвордов

 






17

 

Кто придумал первую карту

 

«Найди клад»(по карте)

 






18

 

Кто автор микроскопа

 

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

 




19

 

Скотч. Шотландская лента

 

«Книжкина больница» (ремонт книг)

 






20

 

Настольные наборы

 

Лепка из глины

 






 

Еда

 

 




21

 

Хлеб из орехов

 

Поделки из скорлупы орехов

 






22

 

Как картофель попал в Россию

 

Поделки из картофеля

 






23

 

Кое-что из истории конфет

 

Плетение пояса из фантиков

 






24

 

Откуда фрукты и овощи получили свое название

 

Рисование овощей и фруктов

 






25

 

Каменный мед (сахар)

 

Составление сборника народных рецепты лечения (с медом)

 




26

 

Секретное мороженое

 

Составление рецепта мороженного

 






27

 

Где прячутся витамины

 

Поделки из овощей

 






28

 

Секрет каши

 

Аппликация с использованием крупы

 






29

 

Когда появились первые кулинарные книги

 

Составление рецепта(тема любая)

 






30

 

Такая разная капуста

 

Составление загадок о капусте

 






31

 

Где появились арбузы

 

«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)

 






32

 

Из чего делают пряники

 

Лепка пряников из соленого теста

 






33

 

Шоколад

 

Рисование обертки шоколада

 






34

 

Такой разный чай

 

Заваривание чая

 






 

итого

 

34

 



 











4.      Содержание программы

 

2 класс

 

Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.

 

Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!