Внеурочная деятельность в образовательной организации в условиях ФГОС общего образования
Петрова Наталия Вячеславовна, МОУ СОШ № 32
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Структура ФГОС
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Требования к структуре основной образовательной программы
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
Ради чего
учить?
обновление
ценности
средств
обучения
образования
формирование универсальных способов действий
Внеурочная деятельность
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Приказ № 2357, пункт 19.10
- Программы курсов внеурочной деятельности - компонент содержательного раздела ООП ОУ.
- План внеурочной деятельности – организационного раздела ООП ОУ.
- Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план и программу внеурочной деятельности.
Приказ № 2357, пункт 19.10
Нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Закон РФ «Об образовании» (п.16, ст.50);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Внеурочная деятельность
образовательная деятельность , осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Направления внеурочной деятельности
- спортивно-оздоровительное,
Организационные модели внеурочной деятельности
Базовая модель
Модель «школы полного дня»
Оптимизационная модель
Модель дополнительного образования
Инновационно-образовательная модель
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса
Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является:
- наличие необходимой учебно-материальной базы
- наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров
- соблюдение СанПиНов , в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания
СанПиН 2.4.2.2821-10, пункт 10.10
- В первом классе с сентября по декабрь продолжительность внеурочной деятельности - 35 минут, с января – 45 минут.
- Продолжительность непрерывных занятий такими видами деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов.
- Такие занятия в начальной школе проводятся не более 1 раза в день (от 35 до 45 минут).
- На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии.
- Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5— для обучающихся 4 классов.
Приказ № 2357, пункт 19.10
Обучающиеся могут посещать не все занятия внеурочной деятельности, предлагаемые образовательным учреждением, или вообще отказаться от этих занятий.
Внеурочная деятельность МОУ СОШ № 32
Спортивно-оздоровительное направление
Кружки «Чемпион», «Подвижные игры»
Общеинтеллектуальное направление
Кружки «Умники и умницы», «Учусь создавать проект»,
«Путь к грамотности», «Наглядная геометрия»,
«36 занятий для будущих отличников»
Духовно-нравственное направление
Кружки «Краеведение», «В стране этикета»,
«Праздники, традиции и ремесла народов России»,
«Я – гражданин России»
Общекультурное направление
Кружки «Волшебная кисточка», «Волшебный мир книг»,
«Смастерим игрушку», «Юный дизайнер», «Музыка для всех»
Социальное направление
Кружки «Добрая дорога», «Азбука здоровья»,
«Растем здоровыми и сильными», «Моя первая экология»
Предполагаемые результаты
внеурочной деятельности
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Уровни воспитательных результатов
Второй уровень –
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Уровни воспитательных результатов
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Уровни воспитательных результатов
В начальной школе
приоритет 1 уровня
Опасно форсировать процесс воспитания!
3 уровень
2-й уровень
1-й уровень
Внеурочная деятельность: путь к успеху каждого
Каждый ученик может быть успешным в чем-то своем
Не все ученики должны быть «отличниками»
в учебе