СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность Азбука безопасности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дана пояснительная записка и календарно-тематическое планирование с УУД.

Просмотр содержимого документа
«2А Азбука безопасности»


Пояснительная записка


Рабочая программа «Азбука безопасности» составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  примерного содержания программы по ОБЖ для 2 класса, авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова, соответствует  требованиям нормативных документов: ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения».  


Программа составлена в соответствии с требованиями нормативно-правовых и инструктивно – методических документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089;

3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

5. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548


Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.


Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи:

1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

2.Научить основным правилам дорожного движения.

3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.


Место предмета

Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» рассчитана на 1 год (2 класс), 34 учебных часа, из расчета 1 часа в неделю.


Характеристика курса «Азбука безопасности»

Содержание курса «Азбука безопасности» разработано на основе положений федеральных законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов и результатов научных исследований в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. Содержание учебного материала сформировано по модульному принципу.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;

  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).


Формы и методы обучения

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа «Азбука безопасности» предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

• тематические занятия

• игровые тренинги

• разбор дорожных ситуаций на настольных играх

• экскурсии

• конкурсы, соревнования, КВН, викторины

• изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

• выпуск стенгазет

• разработка проектов по ПДД

• встреча с работниками ГИБДД

• просмотр видеофильмов

Основные методы обучения:

  1. Словесные:

рассказ, беседа с разбором и анализом дорожного происшествия;

  1. Наглядные:

показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций;

  1. Практические:

практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины, экскурсии по городу с целью изучения программного материала.


Содержание программы

1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.

2.Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).

3.Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра.

4.Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .

5.Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.

6.Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.

7.Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.

8.Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).

9.Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)

10.Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».

11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.

12.Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)

13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).

14.Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)

15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)

16.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.

17.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).

18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.

19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.

20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.

21. Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

22.Мы- пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия.

23.КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»

24.Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».

25.Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.

26.Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.

27.Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.

28.Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)

29.Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.

30. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, викторина.

31.Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.


Планируемые результаты.

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей;


Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • Распознавать схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.

  • Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.

  • Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.

  • Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)

  • Вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.

  • Основные причины ДТП в микрорайоне.

  • Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:

- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);

- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;

- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;


- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;

- дорогу нужно переходить, но не перебегать.

  • Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.

  • Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов ( красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди).

  • Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).

  • Разнообразие видов транспорта.

Получат возможность научиться:

  • Различать виды транспорта и транспортных средств;

  • Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.

  • Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;

  • Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;

  • находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;

  • Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).

  • При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.





















Календарно – тематическое планирование


п/п

Дата

Тема

план

факт

02.09


Улица полна неожиданностей.

09.09


Улица полна неожиданностей.Экскурсия.

16.09


Наш город и его транспорт.

23.09


Где и как переходить дорогу?

30.09


Дорога в школу.

07.10


Наша улица, наш район.

14.10


Как рождаются опасные ситуации на дорогах?

21.10


Викторина «Светофорчик».

28.10


Наши верные друзья на улицах и дорогах.

11.11


Наши верные друзья на улицах и дорогах.

18.11


Сигналы регулирования дорожного движения.

25.11


Игра «Регулировщик».

02.12


Дорожные знаки.

09.12


Запрещающие знаки.

16.12


Предупреждающие знаки.

23.12


Знаки особого предписания и знаки сервиса.

13.01


Опасные ситуации на дорогах.

20.01


Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.

27.01


Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

03.02


Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

10.02


Мы- пассажиры.

03.03


КВН «Транспорт и правила поведения в нём».

10.03


Будь внимательным и осторожным.

17.03


Клуб внимательных пешеходов.

31.03


Про разметку на дороге.

07.04


Перекрёсток.

14.04


Маленькие секреты транспорта.

21.04


Дорожный этикет.

28.04


Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

05.05


Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»

12.05


Конкурс рисунков «Смело по зебре шагая»

19.05


Итоговое занятие













Учебно-методическое обеспечение

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С.П., 2002.

2.  Анастасова  Л.П., Ижевский П.В., Иванова  Н.В.Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности» - М.,1996.

3. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 1998.

4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.,2000.

5.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В.Григорьев, П. В. Степанов -М.:Просвещение,2010.

6. «365 уроков безопасности». Л.Логинова-«Айрис Пресс», Москва. 2000.

7. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва, 2003.

8. DVD  «Уроки осторожности»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.

9.DVD  «Уроки хорошего поведения»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.

10. DVD«Азбука безопасности.Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2003-2011.

Интернет-ресурсы

1. numi.ru/download.php?id=35025.Педагогический проект. «Безопасность шаг за шагом».

2. nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti.../metodicheskie-rekomendatsii-...

3. http://summercamp.ru/index.php?title=Подвижные_игры_для_детей_младшего_

возраста_(7–10_лет)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!