Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Фентисовская основная общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № ___ от « ____» ___________ 20__ г. | Утверждена приказом № ____ от «____» ______________ 20__г. Директор школы ____________ В.Т. Кожевникова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
(общеинтеллектуальное направление)
Уровень образования | Основное общее образование |
Классы | 5-7 |
Срок реализации | 3 года |
Составитель | Учитель математики Сутулова Н.Н. |
с. Фентисово 2019г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Тематическое планирование.
Лист корректировки рабочей программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010г). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами курса в соответствии с целями внеурочной деятельности, которые определены стандартом.
МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеобразовательная школа» на изучение курса «Азбука безопасности» отводится в 5 класссе Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ «Фентисовская основная - 1 час в неделю, в 6 классе –1 час в неделю, в 7 классе –1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности»
5 класс
Личностными результатами освоения курса «Азбука безопасности» в 5 классе являются:
- развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных интересов в повседневной жизни подростка;
- понимание важности сохранения своего здоровья и начало формирования потребности соблюдения норм здорового образа жизни;
- формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека.
Метапредметными результатами освоения курса «Азбука безопасности» в 5 классе являются:
- овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;
- овладевать навыками безопасного поведения в повседневной жизни; оценивать свои поступки;
- моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;
- приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы;
- развитие умения формулировать свои мысли, умения принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения;
- освоение алгоритмов действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной жизни: дома, на улице, в транспорте, в школе и других общественных местах.
Предметные результаты освоения курса «Азбука безопасности» в 5 классе:
В результате обучения по представленной программе для 5 класса большинство учащихся будут:
- представлять: общие правила поведения в любой опасной ситуации; роль окружающей среды в жизнеобеспечении человека; важность сохранения своего здоровья; роль продуктов питания в сохранении своего здоровья; элементарные правила здорового образа жизни и умение применять их в повседневной жизни.
- понимать: что такое опасность; необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия; влияние потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды; важность обеспечения безопасности жилища, личной и общественной безопасности.
- знать: что такое опасность, опасная, экстремальна н и чрезвычайная ситуации; о службах защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; признаки опасных ситуаций в быту, на улице; возможные источники опасности в населенных пунктах; возможные источники опасности в жилище; возможные причины возгораний и пожаров; принципы работы средств тушения возгорания; подручные средства тушения возгорания; об опасности газов, используемых в быту; порядок действий в случае затопления жилища по разным причинам; порядок действий в случае проявления первых признаков землетрясения; о возможных опасных ситуациях на дорогах; правила движения пешехода; о возможных опасных ситуациях на общественном транспорте; правила поведения на льду замерзшего водоема; основные правила соблюдения санитарно-гигиенических норм в повседневной жизни; о правилах работы с персональным компьютером; правила обеспечения безопасности жилища и личной и общественной безопасности.
- уметь: сравнивать разные понятия и делать выводы. Объяснять сущность и необходимость правил безопасного поведения. Приводить примеры, анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы (индивидуальная работа и работа в группе со сверстниками и учителем). Аргументировать и отстаивать свое мнение. Анализировать ситуацию, делать соответствующие выводы и принимать правильные решения.
- соотносить свои действия с планируемыми результатами. Предвидеть возможность проявления опасности в жилище. Предвидеть возникновения пожароопасных ситуаций. Уметь применять правила обеспечения безопасности жилища и личной и общественной безопасности. Уметь находить альтернативные решения. Знать элементарные правила здорового образа жизни и уметь применять их в повседневной жизни.
6 класс
Личностными результатами обучения ОБЖ в 6 классе являются:
- развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных и общественных интересов от внешних природных и социальных угроз;
-понимание важности сохранения своего здоровья и начало формирования потребности соблюдения норм здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности в конкретной ситуации;
-формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни.
Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 6 классе являются:
-овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать из влияние на человека и окружающую среду;
-овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;
моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;
-приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы;
-развитие умения формулировать свои мысли, умения принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения; умение работать в коллективе;
освоение алгоритмами действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной жизни и на отдыхе.
Предметные результаты освоения курса «Азбука безопасности» в 6 классе:
В результате обучения по представленной программе для 6 класса большинство учащихся будут:
Представлять: влияние климатических факторов на состояние и здоровье человека. Иметь представление об элементарных медицинских средствах и перевязочном материале при оказании первой помощи. О лекарственных свойствах дикорастущих растений. Иметь представление о принципах оказания первой доврачебной помощи, в том числе при закрытых переломах, при отравлениях, при укусах животных.
Понимать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия; ценность жизни человека.
Знать: принципы подготовки к кратковременному и длительному путешествию; что такое топографическая карта и ее информационная нагрузка, представлять, что такое план местности и абрис; стороны света, принципиальное устройство компаса и принцип его работы. Основные правила личной гигиены. Опасных животных. Элементарные санитарно-гигиенические правила.
Уметь: оценивать различные возможные реальные ситуации; работать в группе; принимать решения; оценивать особенности своего физического состояния и здоровья. Уметь находить необходимую информацию. Планировать свою деятельность и корректировать ее со своими сверстниками и старшими. Ориентироваться с помощью карты и компаса. Определять стороны света по Солнцу и часам со стрелками. Применить знания, полученные на уроках географии. Применять теоретические знания на практике.
Развивать навыки, необходимые в повседневной жизни. Уметь принимать решение.
Уметь определять пульс, накладывать шину из подручных средств, накладывать жгут при венозном кровотечении. Накладывать простейшие повязки при потертостях, ссадинах, порезах.
7 класс
Личностными результатами прохождения программы являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую медицинскую помощь.
В сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
(34 ч., 1 ч. в неделю)
Основы безопасности личности, общества и государства.
Основы комплексной безопасности
Личная безопасность в повседневной жизни.
Введение. Значение и задачи курса «Азбука безопасности».
-Безопасность, опасная и экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация, виды чрезвычайных ситуаций (техногенная, социальная, природная). Понимание необходимости и важности обеспечения личной и общественной безопасности.
-Понятие «правило безопасного поведения». Понимание важности соблюдения правил безопасности в повседневной жизни. Понимание последствий невыполнения правил безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни. Возможность прогноза возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Способы выявления признаков опасностей.
Службы защиты населения. Сигналы оповещения об опасности.
Службы, защищающие население: полиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, аварийная газовая служба, спасатели (МЧС), поисково-спасательная служба (ПСС). Телефоны специальных служб защиты населения: «01», «02», «03», «04», справочная служба «05» (в Челябинске телефоны специальных служб защиты населения: «101», «102», «103», «104»). Система вызова экстренных служб по единому номеру «112». Оповещение населения, виды сигналов оповещения.
Опасные ситуации в повседневной жизни. Особенности жизни в городе и других населенных пунктах. Опасные и аварийные ситуации в жилище. Необходимые меры безопасности в повседневной жизни. Правила безопасного поведения в быту.
- Безопасность в быту. Зависимость существования человека от городской инфраструктуры — социальных структур, обеспечивающих условия жизни в городе.
- Технические аварии в системах жизнеобеспечения: в канализационной системе, затопление помещений; аварии лифта; разрушение зданий; нарушение газоснабжения; отключения электроэнергии и теплоснабжения; неисправность запирающих устройств. Причины возникновения аварий и опасных ситуаций в повседневной жизни, пути их устранения и предотвращения.
- Возгорание. Источники возгорания. Горение. Самовоспламенение. Пожар и его опасные спутники (ядовитый дым, угарный газ, высокая температура воздуха, задымление и плохая видимость, паника и растерянность, обрушение конструкций и взрывы бытового газа). Причины возгорания и пожара, человеческий фактор. Последствия пожара. Правила поведения при возгорании и пожаре. Телефон пожарной службы — «01», «112». Оповещение при пожаре и правила эвакуации. «План эвакуации» в общественных местах. Способы эвакуации. Правила поведения п задымленном помещении. Технические системы охранно-пожарной сигнализации. Пожарные краны. Тушение и средства тушения пожаров. Способы борьбы с небольшим загоранием с использованием имеющихся средств. Правила пожарной безопасности в жилище и общественных местах. Важность соблюдения правил пожарной безопасности. Предотвращение пожароопасной ситуации.
- Опасные вещества в быту. Ядовитые газы и их источники: угарный газ, оксид азота, бытовой газ. Основные свойства и признаки ядовитых газов. Опасные вещества в быту: химические удобрения, средства защиты от сорняков и насекомых в сельском хозяйстве; ртуть, лекарства, непригодные для употребления продукты питания. Классификация китовой химии (относительно безопасные, опасные для глаз и кожи, огнеопасные, ядовитые). Основные правила соблюдения санитарно-гигиенических норм в повседневной жизни. Признаки отравления и первая доврачебная помощь
Безопасное поведение в населенном пункте, городе.
- Массовые мероприятия в городе, толпа, паника. Поведение человека в толпе.
- Природные опасные явления в городе: гололед и гололедица, штормовой и ураганный ветер.
- Безопасность на водоемах. Правила поведения па льду замерзшего водоема. Оказание помощи человеку, попавшему в холодную воду. Правила безопасности при купании в водоемах. Безопасный отдых на берегу водоема. Опасные ситуации социального характера.
- Криминогенные ситуации в населенных пунктах. Социально-бытовые виды опасности: хулиганство, кражи, мошенничество, конфликты на почве алкоголизма и наркомании. Рекомендации, как уменьшить вероятность возникновения криминальной ситуации. Террористический акт. Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета, при взрыве и при захвате заложников.
Опасные ситуации на дорогах.
Правила дорожного движения.
- Дорога и ее элементы. Дорожные знаки. Одностороннее и двустороннее движение. Тротуар. Проезжая часть. Перекресток. Участники дорожного движения: пешеходы, водители и пассажиры. Правила пешеходов. Транспорт и его виды. Тормозной путь.
- Безопасность в общественном и личном транспорте. Правила поведения в общественном транспорте. Посадка и выход в общественном транспорте. Опасные зоны в общественном транспорте; турникеты, эскалатор, перрон, предупредительная полоса. Особенности железнодорожного транспорта и правила поведения на железной дороге. Опасные и чрезвычайные ситуации на железной дороге. Правила поведения на водном транспорте. Опасные и чрезвычайные ситуации на водном транспорте. Правила поведения на воздушном транспорте.
Безопасность окружающей среды.
Экологическое равновесие.
- Экология. Предмет изучения экологии. Влияние человека на природную среду. Загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения. Роль промышленных предприятий и транспорта в загрязнении окружающей среды. Сохранение водных и почвенных ресурсов. Вещества, загрязняющие воздушную среду. Мероприятия, проводимые по защите водной, почвенной и воздушной среды. Окружающая среда и здоровье человека. Безопасность пищевых продуктов.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Понятие первой доврачебной помощи. Важность первой доврачебной (медицинской) помощи для спасения человека. Знакомство с правилами первой доврачебной помощи. Понятия рана, кровотечение, виды кровотечений (капиллярное, венозное и артериальное). Правила остановки кровотечения. Правила обработки раны. Ожоги: термические, химические. Первая помощь при ожогах.
Понятие здоровья. Значение здоровья для человека. Главные правила здорового образа жизни. Режим мня. Влияние внешней среды на здоровье человека: шумовое загрязнение, техника безопасности при пользовании персональным компьютером и телевизором.
6 класс
(34 ч., 1 ч. в неделю)
Основы безопасности личности, общества и безопасности. Основы комплексной безопасности
Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях.
Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее.
- Понятия «опасные ситуации» и «экстремальные ситуации». Причины возникновения опасных и экстремальных ситуаций на отдыхе, в туристском походе. Опасная ситуация может стать экстремальной. Необходимость объективной оценки опасной ситуации. Возможность предотвратить перерастание опасной ситуации в экстремальную. Подготовленность человека при автономном существовании в природе: психологическая, физическая, материальная.
- Природа и человек. Подготовка к активному отдыху на природе. Потенциально опасные факторы: природные, техногенные, социальные. Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией и действия по их преодолению. Переутомление. Уныние Страх. Боль и травмы. Холод. Жара. Алгоритм первых действий в экстремальной ситуации.
- Необходимое снаряжение для краткосрочного и продолжительного многодневного отдыха. НАЗ (носимый аварийный запас). Благополучное длительно путешествие или однодневный поход обеспечивается продуманной экипировкой, необходимым минимальным продовольственным запасом, наличием питьевой воды, Психологической и физической подготовленностью человека.
- Акклиматизация. Реакклиматизация. Особенности акклиматизации в различных природных условиях: жаркого, холодного климата, в северных района- и горной местности. Правила успешной акклиматизации.
Выживание человека в условиях автономного существования в природной среде.
Правила поведения в условиях автономного существования в природной среде.
- Ориентирование на местности. Ориентиры: шум железной дороги, автодороги; реки и ручьи; просеки; элементы рельефа местности, Солнце, звёзды и созвездия. Ориентирование с помощью механических часов и гномона. Истинный (или местный) полдень данной местности. Ориентирование по местным признакам. Компас и ориентирование с помощью компаса. Стороны Света. Магнитный меридиан. Магнитное склонение. Азимут. Азимут обратного движения. Способы подачи сигналов бедствия: дымовой костер, постоянный сигнальный костер; свист (свисток), сигнальное зеркало, сигналы международного кода; ракетница и сигнальный патрон.
- Правила поведения при аварии транспортного средства.
- Устройство временных укрытий. Летние и зимние виды убежищ. Выбор места. Виды временных укрытий: шалаш, навес, вигвам и строительный материал. Виды зимних укрытий (иглу, снежная пещера, нора, траншея).
- Место для костра. Типы костров и очаги. Виды топлива. Разжигание костра. Теория разведения огня без спичек. Спички и НАЗ. Сохранение огня.
- Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из подручных средств. Природные средства, используемые для личной гигиены. Уход и сбережение одежды и обуви. Добывание пищи. Растительная и животная пища. Добывание питьевой воды.
- Безопасность при прохождении по местности. Правила переправы через реки. Правила передвижения в горах, в лавиноопасных и камнепадных районах, по заболоченной местности. Распознавание лавино- и камнепадоопасных склонов.
Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях.
- Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Правила оказания первой доврачебной помощи.
- Аптечка. Природные лекарственные средства. Замена промышленных лекарственных средств природными.
- Травмы. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги. Помощь при потертостях, мозолях, ссадинах, порезах и ожогах. Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин. Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных. Отравления. Оказание первой помощи при укусах и отравлениях. Первая помощь при утоплении. Основные приемы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Тепловые и солнечные удары. Обморожения. Поражения молнией. Правила поведения, позволяющие избежать теплового, солнечного ударов, обморожения, поражения молнией, и оказание помощи.
7 класс
(34 ч., 1 ч. в неделю)
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает два раздела:
Раздел 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает два раздела.
Раздел 2. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи».
Раздел 3. «Основы здорового образа жизни».
Основы безопасности личности, общества и государства (27 ч)
Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация. Причины, правила поведения , происхождение землетрясений. Оценка последствий землетрясений. Общее понятие о вулканах и меры по уменьшению потерь от извержения вулканов. Оползни, сели, обвалы, снежные лавины и их последствия. Правила безопасного поведения при оползнях ,обвалах и снежных лавинах. Происхождение, классификация и последствия ураганов бурь и смерчей. Виды наводнений. Правила безопасного поведения и последствия наводнений. Причины, последствия и правила безопасного поведения при цунами. Причины ,последствия и правила безопасного поведения при природных пожарах. Эпизоотии, эпидемии, эпифитотии.
Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера(3ч)
Человек и стихия. Характер и темперамент. Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (2 ч)
Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах ,переноска пострадавших.
Основы здорового образа жизни (2ч)
Режим-необходимое условие здорового образа жизни. Профилактика переутомления и содержание режима дня.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
5 класс
№ | Раздел | Кол-во часов (теория) | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Введение | 1 | Понимание что такое опасность, необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимание ценности жизни человека, своей ответственности за поступки и действия. |
2 | Раздел 1. Личная безопасность в повседневной жизни | 31 | Представлять общие правила поведения в любой опасной ситуации; роль окружающей среды в жизнеобеспечении человека; роль продуктов питания в сохранении своего здоровья. Понимать влияние потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды, важность обеспечения безопасности жилища, личной и общественной безопасности. Уметь сравнивать разные понятия и делать выводы; объяснять сущность и необходимость правил безопасного поведения; приводить примеры, аргументировать и отстаивать свое мнение; анализировать ситуацию, делать соответствующие выводы и принимать правильное решение.; соотносить свои действия с планируемыми результатами; предвидеть возможность проявления опасности в жилище; предвидеть возникновения пожароопасных ситуаций; применять правила обеспечения безопасности жилища и личной и общественной безопасности; находить альтернативные решения. Знать элементарные правила здорового образа жизни и уметь применять их в повседневной жизни. |
3 | Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 3 | Представлять важность сохранения своего здоровья. Знать элементарные правила здорового образа жизни и умения применять их в повседневной жизни. |
Всего часов: | 34 | | | |
6 класс
№ | Раздел | Кол-во часов (теория) | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Введение | 1 | Понимание что такое опасность, необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимание ценности жизни человека, своей ответственности за поступки и действия. |
2 | Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее | 4 | Знать и понимать, что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; принципы подготовки к кратковременному и длительному путешествию. Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия. Уметь оценивать различные возможные реальные ситуации; работать в группе; принимать решения. |
3 | Раздел 2.Пребывание человека в различных климатических условиях | 3 | Знать и представлять климатические особенности и метеоусловия интересуемых районов путешествий (пребывания). Уметь оценивать различные возможные реальные ситуации; учитывать особенности своего физического состояния и здоровья. |
4 | Раздел 3.Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде | 15 | Уметь планировать свою деятельность и корректировать ее со своими сверстниками и старшими;оценивать различные возможные реальные ситуации; реально оценивать свои физические способности ; ориентироваться с помощью карты и компаса ; определять стороны света по Солнцу и часам со стрелками; применять теоретические знания на практике ;оценивать достоверность местных признаков при ориентировании по сторонам Света; находить необходимую информацию ;применять теоретические знания на практике ; принимать решение ; применять знания, полученные на уроках географии. Понимать ценность жизни человека. Знать, что такое топографическая карта и ее информационную нагрузку, представлять, что такое план местности и абрис; стороны света, принципиальное устройство компаса и принцип его работы ; что такое магнитный азимут и магнитное склонение;что такое местное, поясное и декретное время; определять истинный или местный полдень; основные правила личной гигиены. Развивать навыки конструирования; практические навыки; навыки необходимые в повседневной жизни |
5 | Раздел. 4. Основы медицинских знаний Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях | 13 | Уметь определять пульс; накладывать шину из подручных средств; накладывать жгут при венозном кровотечении; принимать решение; применять элементарные медицинские средства и перевязочный материал при оказании первой помощи; самостоятельно находить необходимую информацию; накладывать простейшие повязки при потертостях, ссадинах, порезах; оказывать первую доврачебную помощь при закрытых переломах; накладывать шины; оказывать первую помощь при укусах животных; оказывать первую доврачебную помощь при отравления;оказывать первую помощь; Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека Иметь представление о лекарственных свойствах дикорастущих растений. Знать опасных животных; элементарные санитарно-гигиенические правила; правила поведения, позволяющие избежать перегрев и обморожение организма; элементарные гигиенические правила; элементарные санитарно-гигиенические правила Представлять принцип реанимации — искусственного дыхания и непрямого массажа сердца |
Всего часов: | 34 | |
Учебно-тематический план 7 класс
Наименование раздела, темы | Количество часов |
I.Основы безопасности личности, общества и государства | 27 часов |
1.Землетрясения | 3 часа |
2.Вулканы | 2 часа |
3.Оползни, сели, обвалы и снежные лавины | 6 часов |
4.Ураганы, бури, смерчи | 4 часа |
5.Наводнения | 3 часа |
6.Цунами | 3 часа |
7.Природные пожары | 4 часа |
8.Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений | 2 часа |
9.Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 часа |
II.Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи | 2 часа |
10.Наложение повязок и помощь при переломах | 2 часа |
Основы здорового образа жизни | 2 часа |
11.Режим учебы и отдыха подростка | 2 часа |
Итого | 34часа |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Содержание | Количество часов | Дата проведения урока |
Планир. | Фактич. |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях-24 часа |
1 | Правила дорожного движения. Правила поведения в ЧС. Особенности города как среды обитания | 1 | | |
2 | Системы обеспечения безопасности города | 1 | | |
3 | Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире) | | | |
4. | Пожар | | | |
5. | Средства пожаротушения | | | |
6 | Затопление квартиры. | 1 | | |
7 | Электричество. | 1 | | |
8 | Опасные вещества и продукты питания | 1 | | |
9 | Взрыв и обрушение дома. | 1 | | |
10 | Захлопнулась дверь(сломался замок, потерялись ключи) | | | |
11 | Опасность толпы | | | |
12 | Собака бывает кусачей | 1 | | |
13 | Обобщение и контроль знаний по теме «Личная безопасность в повседневной жизни» | 1 | | |
14 | Организация дорожного движения, причины и последствия ДТП | 1 | | |
15 | Безопасное поведение пешеходов и пассажиров | 1 | | |
16 | Безопасность в общественном транспорте и автомобиле | 1 | | |
17-18 | Железнодорожный и авиационный транспорт. | 2 | | |
19 | Морской и речной транспорт. | 1 | | |
20 | Психологические основы самозащиты. | 1 | | |
21 | Ситуации криминогенного характера в доме (квартире), в подъезде. | 1 | | |
22 | Ситуации криминогенного характера на улице, опасные домогательства | 1 | | |
23 | Если вы оказались заложником | 1 | | |
| | | | |
24 | Загрязнение воды | 1 | | |
25 | Загрязнение воздуха | 1 | | |
26 | Загрязнение почвы | 1 | | |
27 | Фильтрующие противогазы. Пользование противогазом. | 1 | | |
28----- | Повторение тем: «Способы индивидуальной защиты», «Опасные ситуации социального характера. | 1 | | |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. |
29 | Виды ранений и оказание первой медицинской помощи . | 1 | | |
30 | Общая характеристика кровотечений | 1 | | |
31 | Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений | 1 | | |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни |
32 | Движение и здоровье. Нарушение осанки и причины их возникновения | 1 | | |
33---- | Обобщение и контроль знаний по курсу ОБЖ 5 класса. | 1 | | |
34 | Телевизор и компьютер – друзья или враги? | 1 | | |
35 | Развитие и изменения организма в вашем возрасте. Физическое и нравственное взросление человека. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план. | Факт. |
2 | 3 | 4 | | |
1 |
1 | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | Введение. Экстремальные ситуации в природе и причины их возникновения | 1 | | |
2 | | Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. | 1 | | |
3-4 | | Психологические основы выживания в природных условиях | 2 | | |
5 | | Страх- главный психологический враг | 1 | | |
6 | | Подготовка к походу и поведение в природных условиях | 1 | | |
7 | | Обобщение по теме «Экстремальные ситуации в природных условиях. | 1 | | |
8 | | Надежные одежда и обувь - важное условие безопасности | 1 | | |
9 | | Правила поведения в экстремальных ситуациях в природных условиях | 1 | | |
10 | | Действия при потере ориентировки | 1 | | |
11 | | Способы ориентирования. Тест (10мин) | 1 | | |
12 | | Техника движения в природных условиях | 1 | | |
13 | | Сооружение временного жилища | 1 | | |
14 | | Разведение костра | 1 | | |
15 | | Обеспечение пищей. Тест (15мин) | 1 | | |
16 | | Обеспечение водой | 1 | | |
17 | | Поиск и приготовление пищи | 1 | | |
18 | | Особенности лыжных, водных и велосипедных походов | 1 | | |
19 | | Безопасность на водоемах | 1 | | |
20 | | Сигналы бедствия Тест (10мин) | 1 | | |
21 | | Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме | 1 | | |
22 | | Акклиматизация в различных природно климатических условиях | 1 | | |
23 | | Коллективные и индивидуальные средства защиты | 1 | | |
24 | | Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств | 1 | | |
25 | | Взрывы в местах массового скопления людей | 1 | | |
26 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | Средства оказания первой помощи Тест (10 мин) | 1 | | |
27 | | Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей | 1 | | |
28 | | Первая помощь при ожогах Тест (7 мин) | 1 | | |
29 | | Тепловой и солнечный удар. Обморожение и общее охлаждение организма | 1 | | |
30 | | Беда на воде | 1 | | |
31 | | Закрытые травмы | 1 | | |
32 | | Способы переноски пострадавших. Тест (15) | 1 | | |
33 | Основы здорового образа жизни | Правильное питание – основа здорового образа жизни. Гигиена и культура питания. Тест (12мин) | 1 | | |
34 | | Особенности подросткового возраста | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ урока | Тема урока. | | Дата проведения |
План. | Факт. |
|
1 | Понятие о чрезвычайных ситуациях Комбинированный урок | | |
2 | Происхождение и классификация землетрясений Комбинированный урок | | |
3 | Оценка землетрясений их последствия и меры по уменьшению потерь Комбинированный урок | | |
4 | Правила безопасного поведения при землетрясениях Практическое занятие | | |
5 | Общее понятие о вулканах Комбинированный урок | | |
6 | Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов Комбинированный урок | | |
7 | Оползни Комбинированный урок | | |
8 | Сели Комбинированный урок | | |
9 | Обвалы Комбинированный урок | | |
10 | Снежные лавины Комбинированный урок | | |
11 | Последствия оползней, обвалов, снежных лавин и меры по уменьшению потерь от них Комбинированный урок | | |
12 | Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей обвалов ,снежных лавин. Практическое занятие | | |
13 | Происхождение ураганов бурь смерчей Комбинированный урок |
14 | Классификация ураганов бурь смерчей Комбинированный урок | | |
15 | Последствия ураганов бурь смерчей и меры по уменьшению ущерба от них Комбинированный урок | | |
16 | Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов бурь смерчей Практическое занятие | | |
17 | Виды наводнений Комбинированный урок | | |
18 | Последствия наводнений и меры по уменьшению ущерба от них Комбинированный урок | | |
19 | Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений Практическое занятие | | |
20 | Причины и классификация цунами Комбинированный урок | | |
21 | Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них Комбинированный урок | | |
22 | Правила безопасного поведения при цунами Практическое занятие | | |
23--- | Причины природных пожаров Комбинированный урок | | |
24 | Последствия природных пожаров и меры по уменьшению ущерба от них Комбинированный урок | | |
25 | Правила безопасного поведения в зоне лесного или торфяного пожаров Практическое занятие | | |
26 | Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии Комбинированный урок | | |
27 | Защита от инфекционных заболеваний людей животных и растений. Комбинированный урок | | |
28 | Человек и стихия Комбинированный урок | | |
29 | Характер и темперамент Комбинированный урок | | |
30 | Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии Комбинированный урок | | |
31 | Правила наложения повязок Практическое занятие | | |
32 | Первая помощь при переломах, переноска пострадавших Практическое занятие | | |
33---- | Режим-необходимое условие здорового образа жизни Комбинированный урок | | |
34 | Профилактика переутомления и содержание режима дня Комбинированный урок | | |