СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность – это мир творчества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЛАЙД1 МБОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г.о. Самара ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ Кировского района Августовская конференция « Новые образовательные стандарты: творческие поиски, методические находки» Секция «ФГОС в действии: основная школа после уроков» Внеурочная деятельность – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов. Благодаря таким занятиям раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции. СЛАЙД 2 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время ,в связи с переходом на новые стандарты второго поколения, происходит совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные и т.п.. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. В процессе формирования личности, воспитание играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. СЛАЙД 3 Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: • приобретение учащимися социального опыта; • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Цель внеурочной деятельности: Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Одно из важнейших условий результативности воспитания – организация разнообразных видов деятельности обучающихся и воспитанников с учетом их возрастных особенностей, участвуя в которых приобретается нравственный опыт, опыт социальных отношений, формируются коммуникативные и творческие способности, происходит становление патриота и гражданина, человека ответственного за свое здоровье, за свои поступки, за выбор будущей профессиональной деятельности. Задачи внеурочной деятельности: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся. 2. Формирование навыков социального общения. 3. Формирование духовных ценностей и способности к духовному развитию и реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной и социально-ориентированной деятельности. 4. Формирование, поддержка и распространение идей духовного единства, межнационального согласия, толерантности, а также сохранение и развитие самобытной культуры, традиций, родного языка, знаний об истории народов, проживающих на территории РФ. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Формирование этических представлений о семейных ценностях, семейных ролях и отношения к семье, как основе Российского общества. 7. Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики. 8. Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности. 9. Воспитание и выработка потребности вести здоровый образ жизни. 10. Вовлечение в спортивно- и культурно-массовые мероприятия. 11. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 12. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 13. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. Основные принципы: • Включение учащихся в активную деятельность. • Доступность и наглядность. • Связь теории с практикой. • Учёт возрастных особенностей. • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). СЛАЙД 4 Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: • игровая деятельность; • познавательная деятельность; • проблемно-ценностное общение; • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); • художественное творчество; • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); • трудовая (производственная) деятельность; • спортивно-оздоровительная деятельность; • туристско-краеведческая деятельность. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: • спортивно-оздоровительное, • художественно-эстетическое, • научно-познавательное, • военно-патриотическое, • общественно полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Направление внеурочной деятельности определяет эффект, а вид деятельности определяет результат. СЛАЙД 5 При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую (фактический результат), но и приобрёл знание о себе и окружающих, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. СЛАЙД 6 Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии за пределами дружественной среды школы юный человек действительно становится гражданином, свободным человеком. СЛАЙД 7 Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы: коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности СЛАЙД 8 Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности. Важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. СЛАЙД 9 Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам: • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате; • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня; • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности. СЛАЙД 10 Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» Основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности ярко отображены в методическом пособии Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников». СЛАЙД 11 Форму методического конструктора и общие правила разработки программы внеурочной деятельности Вы можете посмотреть на блоге Кировского ТИМО. ------ СЛАЙД 12

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!