СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. Информатика в играх и задачах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка  внеурочной деятельности для начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Информатика в играх и задачах.»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №4 им. Героя Советского союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области, авторской программы Горячева А. В. (Программа «Информатика» Образовательная система «Школа 2100») в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Рабочая учебная программа «Информатика в играх и задачах» входит во внеурочную деятельность по интеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающихся в учебную деятельность, формировании компетентности обучающихся в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности обучающихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов:34 (из расчёта 1 час в неделю).

Цель: развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи:

  1. Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;

  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

  1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент, делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний.

  2. Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).



  1. Учебно – тематический план

п/п

Темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

План действий и его описание

9

4

5

2

Отличительные признаки и составные части предметов

7

3

4

3

Логические рассуждения

11

5

6

4

Аналогия. Закономерности

7

3

4


Итого:

34

15

19



  1. Содержание курса внеурочной деятельности


План действий и его описание (9ч).

Последовательность действий.

Последовательность состояний в природе.

Выполнение последовательности действий.

Составление линейных планов действий.

Поиск ошибок в последовательности действий.

Знакомство со способами записи алгоритмов.

Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.


Отличительные признаки и составные части предметов (7ч).

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов.

Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Составные части предметов.

Логические рассуждения (11ч).

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы.

Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов.

Высказывания и множества.

Вложенные множества.

Построение отрицания высказываний.


Аналогия. Закономерности (7 час).

Истинность и ложность высказываний.

Логические рассуждения и выводы.

Поиск путей на простейших графах.

Выигрышная стратегия, как один из способов решения задач.


Формы работы и контроля

Формы занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Форма подведения итогов – игры, соревнования, конкурсы, марафон.

Способы контроля: устный опрос; контрольная работа; комбинированный опрос; проверка самостоятельной работы.




  1. Планируемые результаты


Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы ВД "Информатика в играх и задачах".


Критерии

Показатели

Инструмента

рий

Личностные результаты :

Нравственно-этическое оценивание.

Самоопределение и смыслообразова-ние.


( базовая ценность-

нравственный выбор)




Воспитательные результаты

1 уровня


Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия,уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

Воспитательные результаты

2 уровня

Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения. Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.


Воспитательные результаты

3 уровня

Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.




Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).

Метапредметные результаты


Познавательные УУД:

Ученик научится:

- анализировать объекты с целью выделения признаков;

- выбирать основание для сравнения и классификации объектов;

- доказать свою точку зрения;

- определять последовательность событий и действий;

- использовать знаково-символические средства;

- кодировать и декодировать информацию;

- понимать информацию, представленную в неявном виде.


Методики «Простые аналогии»,

«Схематизация»,

«Таинственное письмо» (Венгер Л.А.).


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

Самостоятельно анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию, преобразовывать модели и схемы для решения задач, кодировать и декодировать свою информацию, понимать информацию, представленную в неявном виде и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.


Регулятивные УУД:

Ученик научится

осуществлять контроль при наличии эталона;

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

Методика"Коррек

турная проба"


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять контроль на уровне произвольного внимания,

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия



Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора; формулировать вопросы

Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.
























































Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

Раздел № 1. План действий и его описание – 9 часов


Признаки предметов.

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату.

Определять действие, обратное заданному.

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

Составлять алгоритм.

Выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями.


Описание предметов.


Состав предметов.


Действия предметов.


Симметрия.


Координатная сетка.


Контрольная работа № 1

по теме «План действий».


Разбор контрольной работы.


Повторение.


Отличительные признаки и составные части предметов (7ч)

10

Действия предметов.

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

Находить объединение и пересечение наборов предметов.


11

Обратные действия.


12

Последовательность событий.


13

Алгоритм.


14

Ветвление.


15

Контрольная работа № 2

по теме «Отличительные

признаки предметов».


16

Разбор контрольной работы.


Логические рассуждения (11ч)

17

Множество. Элементы множества.

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.

Находить объединение и пересечение

наборов предметов.


18

Способы задания множеств.


19

Сравнение множеств.


20

Отображение множеств.


21

Кодирование.


22

Вложенность множеств.


23

Пересечение множеств.


24

Объединение множеств.


25

Контрольная работа № 3 по теме «Множества».


26

Разбор контрольной работы.


27

Повторение.


Аналогия. Закономерности (7 час)

28

Высказывание. Понятия «истина» и «ложь».

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные.

Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.


29

Отрицание.


30

Высказывание со вязками «и», «или».


31

Графы, деревья.


32

Комбинаторика.


33

Контрольная работа № 4 по теме «Аналогия».


34

Разбор контрольной работы. Повторение.




Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2012.

  • Горячев А.В., Горина К.И.,..Информатика. 2-й класс («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителя. –М:Баласс,2012.