Муниципальное общеобразовательное учреждение
Никулинская основная школа муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области

Программа внеурочной деятельности
в условиях ФГОС
«Культура здоровья»
Направление: социальное
Срок реализации – 4 года
Возраст обучаемых – 6 – 10 лет
Ф.И.О., должность автора:
Пчелякова Н.В. , учитель начальных классов
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Культура здоровья»1-4 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области «О внедрении образовательной программы «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области №2702-р от 11.08.2011г.;
4. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области, рекомендованная министерством образования Ульяновской области в 2011г.;
5. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов Жуков О.Ф, Лукьянова М.И, методическое пособие, Ульяновск, УлГУ. 2012г
6. СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологичесие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
7. Профессиональный стандарт педагога.
8.Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения Никулинской основной школы муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области на 2016-2017 учебный год.
Показатели здоровья детей и подростков в России вызывает серьезную озабоченность медицинских, педагогических работников и общественности.
Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, которая, во- первых, не побуждает и не учит конструировать собственное здоровье, во- вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем молодежи, берет на себя система образования.
Цель программы «Обучение культуре здоровья»:
Сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
- формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
- обучение ребенка самопознанию;
- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
-обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
- обучение здоровому питанию;
- профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);
- формирование физической культуры личности;
- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
Характеристика внеурочной деятельности «Культура здоровья»
«Культура здоровья личности»: это социально – детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно – ценностных ориентаций, социальных ценностей, приобретенных в результате обучения и воспитания и интегрированных в образе жизни.
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.
Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.
Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний деятельность по сохранению здоровья может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.
Важнейшим элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья должны стать программы обучения культуре здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.
Предлагаемая примерная программа призвана послужить моделью, которую образовательные учреждения и учителя смогут использовать при разработке рабочих программ, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений учащихся.
Программа состоит из семи разделов: здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика ПАВ – зависимостей; половое воспитание; обучение навыкам семейной жизни.
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Принципы реализации программы. Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).
Организационно – педагогические характеристики
образовательного процесса
Данная программа реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «социальное» в соответствии с образовательным планом МОУ Никулинской ОШ.
Программа разработана для младших школьников 6 - 10 лет. В 1 - 3 классах программа рассчитана на 30 часов (1 часа в неделю) и в 4 классе на 34 часов (1 часа в неделю), может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в смешанной группе классов.
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
внеурочной деятельности «Культура здоровья»
Предметные:
- формирование понятия, что такое здоровье;
-ознакомление со способами сохранения и укрепления собственного здоровья;
- формирование представлений об основных пищевых веществ, их значении для здоровья, полноценного питания;
-оценивание правильности поведения в местах общественного питания, организация питания в течении дня;
-осознание важности двигательного режима как фактора здорового образа жизни;
-умение переключаться на разные виды деятельности во избежание утомления;
-умение отличать состояние здоровья от состояния болезни;
-умение осуществлять постейшие физиологические измерения;
-овладение правилами поведения на улице, общение с незнакомыми людьми;
-умение оказывать первую доврачебную помощь при травмах;
-освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные УУД:
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в дополнительных источниках;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здоровья, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- работать в парах.
Личностные УУД:
- освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;
- оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «терпение», «природа», «семья»;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувств гордости за свою Родину.
Содержание внеурочной деятельности «Культура здоровья»
№ | Содержательные разделы | классы |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Здоровье, здоровый образ жизни | 6 | 6 | 6 | 6 |
2 | Обучение самопознанию | 6 | 6 | 6 | 6 |
3 | Межличностное общение | 6 | 6 | 6 | 6 |
4 | Обучение безопасности | 8 | 8 | 8 | 8 |
5 | Формирование физической культуры личности | Данный раздел программы реализуется на уроках физической культуры в соответствии со стандартом начального образования |
6 | Обучение навыкам семейной жизни | 4 | 4 | 4 | 4 |
7 | Профилактика ПАВ- зависимостей | нет | нет | нет | 4 |
9 | Итого | 30 | 30 | 30 | 34 |
Содержание программы внеурочной деятельности «Культура здоровья», 1класс
№ | Разделы программы | Темы | Кол- во часов |
1 | Здоровье, здоровый образ жизни | | 6 |
| Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» | Что такое здоровье. Отличия здорового человека от больного. | 2 |
| Здоровое питание | Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья; пищевые источники | 2 |
| Двигательный режим | Потребность в движении | 1 |
| Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний | Гигиена тела. Выбор одежды, обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями. | 2 |
2 | Обучение самопознанию | | 6 |
| Знание своего тела | Части тела, их функционирование и предназначение. Внутренние органы, их предназначение. | 4 |
| Осознание и признание себя | Я- уникальный. Выражение чувств. Типы эмоций. | 2 |
| Самопознание через ощущение, чувство, образ. | | |
3 | Правила межличностного общения | Дружба. Зачем нужны друзья. Взаимовлияние людей. Правила поведения в школе. Школьный коллектив. | 6 |
4 | Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев | Безопасное поведение на дорогах. Основные ситуации, в которые попадают дети на дорогах. Правила поведения на железнодорожных путях. Номера телефонов экстренной помощи. Что вокруг нас может быть опасным? Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. | 8 |
5 | Формирование физической культуры личности | На уроках физической культуры | |
6 | Обучение навыкам семейной жизни. | Половая принадлежность. Права полов. Поло- ролевые различия. Различия между мальчиками и девочками. | 4 |
7 | Профилактика ПАВ- зависимостей | | - |
Содержание программы внеурочной деятельности «Культура здоровья», 2класс
№ | Разделы программы, темы | Содержание | Кол- во часов |
1 | Здоровье, здоровый образ жизни | | 6 |
| Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» | Факторы, негативно влияющие на здоровье человека | 2 |
| Здоровое питание | Как происходит пищеварение. Режим питания. | 2 |
| Двигательный режим | Физическая активность для удовольствия и для тренировки. | 1 |
| Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний | Гигиена полости рта. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Выбор зубной щётки, пасты. | 2 |
2 | Обучение самопознанию | | 6 |
| Знание своего тела | Рост и развитие человека. Периодизация развития. Половые различия. | 4 |
| Осознание и признание себя | Моё значение в школе и дома. Способы выражения чувств. | 2 |
| Самопознание через ощущение, чувство, образ | | |
3 | Правила межличностного общения | Отказ от нежелательного общения. Конструктивное решение конфликтных ситуаций. | 6 |
4 | Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев | Бытовой и уличный травматизм. Опасные факторы современного жилища. Безопасное поведение на улице. | 8 |
5 | Формирование физической культуры личности | На уроках физической культуры | |
6 | Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. | Постоянство пола. Гендерное равноправие и ответственность. | 4 |
7 | Профилактика ПАВ- зависимостей | | - |
| Аспекты курения | | |
| Детство без алкоголя. | | |
| Навыки противостояния и сопротивления распространению нарком. | | |
Содержание программы внеурочной деятельности «Культура здоровья», 3класс
№ | Разделы программы, темы | Содержание | Кол- во часов |
1 | Здоровье, здоровый образ жизни | | 6 |
| Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» | Здоровый образ жизни. | 2 |
| Здоровое питание | Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приёма пищи в разных странах. | 2 |
| Двигательный режим | Личное отношение к хорошей физической форме. | 1 |
| Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний | Профилактика инфекционных заболеваний. Представление об иммунитете. | 2 |
2 | Обучение самопознанию | | 6 |
| Знание своего тела | Здоровье и болезнь. Гуманное отношение к физическим недостаткам. | 4 |
| Осознание и признание себя | Мои сильные стороны. Как эмоции других влияют на нас. | 2 |
| Самопознание через ощущение, чувство, образ | | |
3 | Правила межличностного общения | Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми. | 6 |
4 | Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев | Безопасное поведение в экстремальных ситуациях. Поведение в городе, деревне. Общение с незнакомыми людьми. | 8 |
5 | Формирование физической культуры личности | На уроках физической культуры | |
6 | Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. | Информация о структуре семьи. Потребности и обязанности членов семьи. Отличия семьи от других социальных институтов | 4 |
7 | Профилактика ПАВ- зависимостей | | - |
| Аспекты курения | | |
| Детство без алкоголя | | |
| Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании | | |
Содержание программы внеурочной деятельности «Культура здоровья», 4 класс
№ | Разделы программы, темы | Содержание | Кол- во часов |
1 | Здоровье, здоровый образ жизни | | 6 |
| Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» | Семья и здоровье. | 1 |
| Здоровое питание | Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой. | 3 |
| Двигательный режим | Значение движения для органов и систем организма. | 1 |
| Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний | Гигиена труда и отдыха. | 2 |
2 | Обучение самопознанию | | 6 |
| Знание своего тела | | |
| Осознание и признание себя | Уважение к себе. Ответственность за выражение эмоций. | 2 |
| Самопознание через ощущение, чувство, образ | Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств. | 4 |
3 | Правила межличностного общения | Семейные связи. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности. | 6 |
4 | Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев | Поведение на пожаре. Вызов экстренной помощи. Стихийные бедствия и катастрофы. | 8 |
5 | Формирование физической культуры личности | На уроках физической культуры | |
6 | Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. | Изменения при переходе от детства к зрелости. Базовая информация об основах репродукции. | 4 |
7 | Профилактика ПАВ- зависимостей | | 4 |
| Аспекты курения | Что находится в сигарете. Влияние курения на организм человека. | 4 |
| Детство без алкоголя | | |
| Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании | | |
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Культура здоровья»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых достижениях детей.
В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:
Здоровье, здоровый образ жизни
Знать:
Что такое здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Способы сохранения и укрепления собственного здоровья. Значение хорошего здоровья для общества и личного благополучия, ответственность за собственное здоровье.
Об основных пищевых веществах, значение для здоровья полноценного питания. Как происходит пищеварение. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы в основных продуктах питания. Подбор продуктов питания. Традиции приема пищи в разных странах.
Что такое сбалансированное питание. Питание в особых условиях. Правила поведения в местах общественного питания.
Двигательный режим как фактор здорового образа жизни. Значение движений для организма. Знать индивидуальную норму физических нагрузок. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Утомление и переутомление.
Основные гигиенические правила. Профилактика инфекционных заболеваний. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний. Знать для чего делаются прививки.
Уметь:
Соблюдать правила режима питания. Иметь навык обработки продуктов перед употреблением, хранения продуктов питания. Составлять индивидуальное меню, с учетом энергетической ценности продуктов. Организовывать питание в течение дня. Пользоваться столовыми приборами. Приготовить элементарные блюда. Оценивать правильность и сроки хранения продуктов питания.
Быть опрятно одетым. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода. Подобрать гигиенические средства ухода за телом полостью рта.
Иметь стереотип мытья рук перед приемом пищи. Использовать пассивную защиту при общении с больным человеком. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров. Распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.
Подбирать режим дня и следовать ему. Использовать разнообразные виды двигательной деятельности. Распознавать признаки утомления. Переключаться на разные виды деятельности во избежания утомления. Противостоять физическим и эмоциональным перегрузкам.
Обучение самопознанию
Знать:
Информацию об органах и частях тела, их функциональное предназначение. Отличия состояния здоровья от состояния болезни. Индивидуальные особенности строения тела. Функции основных систем организма. Физиологические процессы, происходящие в организме в разные периоды взросления.
Эмоции, типы эмоций, выражение чувств. Сильные стороны самого себя. Ответственность за выражение эмоций. Унаследованные и приобретенные черты личности. Интересы и способности личности. Самоуважение и самооценка. Биологические основы поведения. Кризисы в периоды взросления. Стресс и его профилактика.
Уметь:
Осуществлять простейшие физиологические измерения. Соблюдать адекватный для своего организма физиологический режим труда и отдыха.
Рассказывать о своих телесных ощущениях. Распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их. Выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния. Имитировать различные эмоциональные проявления. Контролировать собственное эмоциональное поведение. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.
Межличностное общение
Знать:
Общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влияниям группы. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми.
Уметь:
Применять навыки межличностной коммуникации. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать. Отстаивать аргументировано отстаивать свою правоту в различных конфликтных ситуациях. Противостоять групповому давлению.
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев
Знать:
Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице. Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. Правила поведения при возникновении конфликтных ситуаций в школе.
Уметь:
Прогнозировать развитие ситуации на дороге. Распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Безопасно обращаться с электро, газовыми и другими бытовыми приборами. Оказать первую помощь при травмах. Критическое отношение к поведенческим рискам. Ориентироваться в экстремальных ситуациях. Уметь объяснять младшим детям принципы безопасного поведения.
Профилактика ПАВ - зависимостей
Знать:
Иметь общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют ПАВ. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма. Почему люди начинают и продолжают курить. Что такое алкоголь и чем опасно его употребления. Как алкоголь влияет на организм человека. Последствия употребления наркотиков. История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. Влияние употребления ПАВ на потомство. Как отказаться от употребления ПАВ.
Уметь:
Избегать ситуации пассивного курения. Вести себя, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Сопротивляться групповому давлению с целью употребления ПАВ. Объяснять младшим детям пагубность употребления ПАВ.
Обучение навыкам семейной жизни
Знать:
О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Риски, связанные с сексуальным здоровьем человека. Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье.
Уметь:
Распознавать изменения, происходящие в организме в процессе взросления. Строить отношения с лицами противоположного пола. Объяснить роль семьи в жизни человека. Вести себя в различных семейных ситуациях. Избегать рисков, связанных с сексуальным здоровьем.
Контроль предметных результатов
Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).
Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель; эксперты.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Технические средства обучения
Интерактивный комплекс:
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- колонки.
Наглядные пособия
- Видеоуроки по темам курса
- ЭОРы по темам курса
- Инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса
- Раздаточный материал для освоения разделов курса
Научно – методическое обеспечение программы
1.Жуков О.Ф, Лукьянова М.И. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов- Ульяновск, УлГУ, 2012
2.Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов\под общ. Ред. Л.Ф.Шатохиной.Москва ,2005
3.Шатохина Л.Ф.Обучение здоровью: методические рекомендации по организации учебного процесса\ Л.Ф.Шатохина.
4.Белогуров С.Б. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании: наглядно – методическое пособие\ С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович 2-е изд. Стереотип. –М центр «Планетариум»,2000-96с.
5.Климович В.Ю.Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: наглядно- методическое пособие\ В.Ю.Климович. М.Центр «Планетариум»2004.-76с.
6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы\ Н.К.Смирнов М. АРКТИ, 2003-273с.
7.Настольная книга учителя физической культуры: справочно- методическое пособие\сост. Б.И.Мишин – М «Издательство АСТ»ООО «Издательство Астрель», 2003 -526с.
8.Лёвушкин С.П. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: методическое пособие\ С.П. Лёвушкин, О.Ф. Жуков, С.Н.Блинков- Ульяновск, 2004- 207с.
9.Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе\ Э.Н. Вайнер ( электронный ресурс) –Режим доступа:http//zdd/September.ru/2006/13/1.htm.