МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 города РУДНЯ »
Рассмотрена на заседании МО Руководитель ШМО ________________ (Н.Н.Рогова) Протокол № 1 от 26 августа 2016 г. | Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от 30 августа 2016 г. | «Утверждаю»: ДиректорМБОУ СШ №2 г.Рудня _________________ Чудалева Н.Д. Приказ № _____ от « ___» 20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА С УВЛЕЧЕНИЕМ»
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 4 Б КЛАССА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД -34ч., В НЕДЕЛЮ – 1ч.
УЧИТЕЛЬ ТЕРЕЩЕНКОВА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА
Программа разработана на основе:
ФГОС НОО.
Письмо от 12 мая 2011 г. № 03-296 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Авторская программа Е.Э. Кочурова «Занимательная математика».
2016 – 2017 учебный год
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности.
Личностными результатами внеурочной деятельности «Математика с увлечением» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Математика – царица наук
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
Как люди научились считать
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
Интересные приемы устного счёта
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
Упражнения с многозначными числами.
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
Учимся отгадывать ребусы
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
Числа-великаны. Коллективный счёт.
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
Упражнения с многозначными числами
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
Решение ребусов и логических задач
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Загадки- смекалки.
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
Игра «Знай свой разряд».
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
Обратные задачи
Решение обратных задач, используя круговую схему.
Практикум «Подумай и реши
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Задачи с изменением вопроса.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
Проектная деятельность «Газета любознательных».
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
Решение нестандартных задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Решение олимпиадных задач.
Решение задач повышенной сложности.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Математические горки.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
Наглядная алгебра. -
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
Решение логических задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Игра «У кого какая цифра».
Закрепление знаний нумерации чисел.
Знакомьтесь: Архимед
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Знакомьтесь: Пифагор!
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
Учимся комбинировать элементы знаковых систем
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
Задачи с многовариантными решениями
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Математический КВН
Систематизация знаний по изученным разделам.
Учимся комбинировать элементы знаковых систем
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
Задачи с многовариантными решениями
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Математический КВН
Систематизация знаний по изученным разделам.
Круглый стол «Подведем итоги
Систематизация знаний по изученным разделам.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол. – во часов |
1 | Математика – царица наук | 1 |
2 | Как люди научились считать | 1 |
3 | Интересные приемы устного счёта | 1 |
4 | Решение занимательных задач в стихах | 1 |
5 | Упражнения с многозначными числами | 1 |
6 | Учимся отгадывать ребусы | 1 |
7 | Числа-великаны. Коллективный счёт | 1 |
8 | Упражнения с многозначными числами | 1 |
9 | Решение ребусов и логических задач | 1 |
10 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- | 1 |
11 | Загадки- смекалки | 1 |
12 | Игра «Знай свой разряд». | 1 |
13 | Обратные задачи | 1 |
14 | Практикум «Подумай и реши» | 1 |
15 | Задачи с изменением вопроса. | 1 |
16 | Проектная деятельность «Газета любознательных». | 2 |
17 | Решение нестандартных задач. | 1 |
18 | Решение олимпиадных задач. | 1 |
19 | Решение задач международной игры «Кенгуру | 1 |
20 | Математические горки | 1 |
21 | Наглядная алгебра. | 1 |
22 | Решение логических задач | 1 |
23 | Игра «У кого какая цифра». | 1 |
24 | Знакомьтесь: Архимед!- | 1 |
25 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 |
26 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 |
27 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- | 1 |
28 | Задачи с многовариантными решениями.- | 1 |
29 | Математический КВН | 1 |
30 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем | 1 |
31 | Задачи с многовариантными решениями | 1 |
32 | Математический КВН.- | 1 |
33 | Круглый стол «Подведем итоги». | 1 |
| Итого | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование.
Наименование тем курса | Всего ча сов | В том числе | Виды деятельности | Форма контроля | Дата провед. |
лекция | П/ р | С/ р |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | | | Определение интересов, склонностей учащихся. | | |
2. Как люди научились считать. | 1 | | 1 | | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | конкурс на лучшую презентацию | |
3. Интересные приемы устного счёта. | 1 | | | | устный счёт | математический диктант | |
4. Решение занимательных задач в стихах. | 1 | | | 1 | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | тестирование | |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | | 1 | | работа с алгоритмами | тестирование | | |
6. Учимся отгадывать ребусы. | 1 | | | 1 | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус | |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | | | 1 | решение теста -кроссворда | проверочный тест | |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | | 1 | | работа с алгоритмом | контрольный тест | |
9. Решение ребусов и логических задач. | 1 | | | 1 | самостоятельная работа | мини-олимпиада | |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | | 1 | | составление схем, диаграмм | тестирование | |
11. Загадки- смекалки. | 1 | | 1 | | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку | |
12. Игра «Знай свой разряд». | 1 | | | 1 | работа с таблицей разрядов | тест | |
13. Обратные задачи. | 1 | | | 1 | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» | |
14. Практикум «Подумай и реши». | 1 | | 1 | | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | тестирование | |
15.Задачи с изменением вопроса. | 1 | | | | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи | |
16-17. «Газета любознательных». | 2 | 1 | | 1 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету | |
18.Решение нестандартных задач. | 1 | | 1 | | решение задач на установление причинно-следственных отношений | тестирование | |
19.Решение олимпиадных задач. | 1 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |
20.Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |
21. Школьная олимпиада | 1 | | | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |
22. Игра «Работа над ошибками» | 1 | | 1 | | работа над ошибками олимпиадных заданий | тестирование | |
23.Математические горки. | 1 | | 1 | | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» | |
24. Наглядная алгебра. | 1 | | | 1 | работа в группах: инсценирование | тестирование | |
25.Решение логических задач. | 1 | | 1 | | схематическое изображение задач | тестирование | |
26.Игра «У кого какая цифра» | 1 | | | 1 | творческая работа | тестирование | |
27.Знакомьтесь: Архимед! | 1 | | | 1 | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | |
28.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | | | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | | |
29.Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 1 | | | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина | |
30.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | 1 | | Работа в парах по решению задач | школьная олимпиада | |
31.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | | 1 | | составление знаковых систем | тест | |
32.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | | 1 | индивидуальная работа | тестирование | |
33.Математический КВН | 1 | | 1 | | работа в группах | школьная олимпиада | |
34. Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | | | | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
Литература
Байрамукова, П.У. Внеклассная работа по математике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 140 с.
Буренкова, Н.В. Использование моделирования как средства обучения обобщённому способу решения задач /Н.В. Буренкова //Сборник научных статей Начальное образование XXI век. – Брянск: Изд-во БГУ, 2008. – С.7-8.
Предметные недели в школе. Математика. / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград, 2001.
Русанов В. М. Математические олимпиады младших школьников. – М., 1990.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
Е.Э. Кочурова «Занимательная математика».