Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность методический конструктор»
Внеурочная деятельность школьников
Методический конструктор
Раздел 1. Сущность внеурочной деятельности школьников
- ВД – объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их воспитания и социализации.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников
- Игровая
- Познавательная (не на уроке)
- Проблемно-ценностное общение
- Досугово-развлекательная
- Художественное творчество
- Социально преобразующая добровольческая деятельность
- Трудовая
- Спортивно-оздоровительная
- Туристско-краеведческая
Результаты и эффекты ВД
- Воспитательный результат ВД – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
- Воспитательный эффект ВД – влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребенка.
Результаты внеурочной деятельности
- Первый уровень результатов : приобретение школьниками социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов : получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Результаты внеурочной деятельности
- Третий уровень результатов : получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
- Достижение трех уровней результатов увеличивает вероятность появления эффектов ВД.
- Первый – достигается относительно простыми формами, второй – более сложными, третий – самыми сложными формами ВД.
Соответствие уровней результатов , форм и видов ВД
- Форсирование результатов и форм ВД не обеспечивает эффективности! Примеры:
- Социальное творчество – 1) социальная проба (участие ребенка в деле, акции, организованной взрослым) – 2) КТД – 3) социально-образовательный проект.
См. таблицу 1
методического конструктора
Раздел 2. Формы организации ВД
- По всем направлениям ВД представлены формы работы и результаты для трех уровней, приведены примеры.
См. с. 16 - 114
Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников
Типы образовательных программ ВД:
- Комплексные образовательные программы – достижение всех трех уровней результатов в различных видах внеурочной деятельности.
- Тематические образовательные программы – получение результатов в определенном проблемном поле (патриотическое воспитание, воспитание счастьем, воспитание толерантности …).
Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников
Типы образовательных программ ВД:
- Программы по достижению результатов определенного уровня – первого, первого и второго, второго и третьего, часто связаны с возрастом детей.
- Программы по конкретным видам ВД – игровой, познавательной и др.
- Возрастные образовательные программы
- Индивидуальные образовательные программы.
Общие правила разработки программ ВД
- ПВД могут быть разработаны школой самостоятельно или на основе переработанных примерных программ.
- Программы должны быть рассчитаны на определенный возраст: для младших школьников, подростков и др.
- Содержание программ отбирается педагогически целесообразным и соответствующим потребностям и запросам учащихся и родителей.
Общие правила разработки программ ВД
- ПВД содержит: введение (цель программы, принципы, структура, объем часов, возрастная группа учащихся), перечень основных разделов с указанием часов на их освоение (тематический план), описание разделов и содержания занятий (конспекты), характеристика основных результатов.
- В ПВД описывается содержание ВД, суть и направленность планируемых дел и мероприятий.
Общие правила разработки программ ВД
- В ПВД указывается количество часов аудиторных занятий – не более 50% от общего числа часов – и внеаудиторных (активных) занятий.
- ПВД могут реализовываться как в отдельном классе, так и в творческих объединениях школьников одной возрастной группы ( образец программы для класса и образец программы для старших подростков)
Раздел 4. Диагностика эффективности ВД школьников
- Изучение изменений в личности школьника : опросник личностного роста через отношение к ценностям (к себе, к Отечеству и др.)
- Изучение детского коллектива: методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), социометрия
- Изучение профессиональной позиции педагога: диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
См. книгу Изучение эффективности воспитательного процесса /Под ред. Е.Н. Степанова . – М., 2003.
Раздел 5. Нормативное обеспечение ВД школьников
- Примерная должностная инструкция замдиректора по ВД
- Примерная должностная инструкция педагога-организатора
- Примерная должностная инструкция классного руководителя
- Примерная должностная инструкция педагога дополнительного образования
- Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня
Раздел 6. Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы
- Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года (проект)
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2010 г. № 30-51-433/16)
Раздел 6. Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11. 02. 2000 г. № 101/28-16)