СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Мир информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Информатика Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова

Просмотр содержимого документа
«Мир информатики»

Аннотация

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Информатика Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова.

Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960, Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», на основе СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения учебного предмета

(требования к выпускнику)


ИЗУЧЕНИЕ КУРСА "ИНФОРМАТИКА" В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ дает возможность обучающимся достичь следующих результатов

в направлении личностного развития:

у выпускника будут сформированы:

выпускник получит возможность для формирования:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

внутренняя позиция школьника

на уровне положительно­го отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мо­тивационная основа учебной деятельности, включающая социаль­ные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

ориентация на понимание причин ус­пеха в учебной дея­тельности;

учебно­-познавательный инте­рес к новому учебному материалу и способам решения новой част­ной задачи.

ориентация в нравственном содер­жании и смысле по­ступков как собствен­ных, так и окружаю­щих людей;

развитие эти­ческих чувств - стыда, вины, совести как ре­гуляторов морального поведения;

знание основ­ных моральных норм и ориентация на их вы­полнение,

установка на здоровый образ жизни.

адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

внутренней позиции на уровне положительно­го отношения к школе, понимания необходи­мости учения, выра­женного в преоблада­нии учебно-­познавательных мо­тивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­-познавательной моти­вации учения;

устойчивого учебно-­познавательного ин­тереса к новым общим способам решения за­дач;

положительной адек­ватной дифференци­рованной самооценки на основе критерия успешности реализа­ции социальной роли «хорошего ученика».

морального сознания на конвен­циональном уровне, способности к реше­нию моральных ди­лемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следо­вание в поведении мо­ральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и по­ступках;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

В метапредметном направлении:

выпускник научится

выпускник получит возможность научиться

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие спо­собов решения задач;

основам смыслового чтения худо­жественных и позна­вательных текстов, выделять существен­ную информацию из текстов разных видов;

владеть общим приёмом решения за­дач.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

использовать знаково-­символические сред­ства, в том числе мо­дели и схемы для ре­шения задач.

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использова­нием учебной литера­туры.

осуществлять анализ обьектов с вы­делением существен­ных и несуществен­ных признаков;

осуществлять синтез как составле­ние целого из частей;

проводить срав­нение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-­следственные связи;

строить рассуж­дения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать. т. е. осуществлять генера­лизацию и выведение общности для целого ряда или класса еди­ничных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под поня­тие на основе распознавания объектов,

выделение существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии

допускать воз­можность существо­вания у людей раз­личных тoчек зрения, в том числе не совпа­дающих с его собст­венной, и ориентиро­ваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать раз­ные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопро­сы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуни­кативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической фор­мой речи.

создавать и пре­образовывать модели и схемы для решения задач.

осуществлять расширенный поиск информации с исполь­зованием ресурсов биб­лиотек и Интернета

осуществлять синтез как составле­ние целого из частей, самостоятельно до­страивая и восполняя недостающие компо­ненты;

осуществлять сравнение и классификацию, само­стоятельно выбирая основание и критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логиче­ское рассуждение, включающее установ­ление причинно­-следственных связей

учитывать раз­ные мнения и интере­сы и обосновывать собственную позицию;

задавать вопро­сы, необходимые для организации собствен­ной деятельности и сотрудничества с партнером;

с учетом целей коммуникации доста­точно, точно последо­вательно" полно пере­давать партнеру необ­ходимую информацию как ориентир для построения действия;

адекватно использовать речевые средства для эффек­тивного решения раз­нообразных коммуни­кативных задач

осознанно и про­извольно строить ре­чевое высказывание в устной; и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эф­фективных способов решения задач в зави­симости от конкрет­ных условий;

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач




В предметном направлении:

выпускник научится

выпускник получит возможность научиться:

строить и достраивать цепочку по системе условий;

проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).

выделять одинаковые и разные цепочки из набора;

выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;

оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.

оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;

оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;

строить цепочки по индуктивному описанию;

шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;

организовывать полный перебор объектов (мешка);

оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;

строить и достраивать мешок по системе условий;

использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;

выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;

сортировать объекты по одному и двум признакам;

строить мешок бусин цепочки

анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.

правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;

использовать имена для различных объектов;

сортировать слова в словарном порядке;

сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность

строить небольшие деревья по инструкции и описанию;

использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;

искать слово в словаре любого объема;

использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;

использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;

заполнять таблицу кругового турнира;

строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32

проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).

проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);

выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.

получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.

решать простые лингвистические задачи

восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.

строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).

строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;

планировать и проводить сбор данных,

строить дерево кубкового турнира для любого числа участников

строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.




  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форма организации и видов деятельности

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

  • Общеинтеллектуальное;

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая;

  • Познавательная;

  • Проблемно-ценностное общение;

  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • Художественное творчество;

Результаты и эффекты внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.

Учёт внеурочных достижений обучающихся

- Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио, таблицы наблюдений развития УУД или листы оценки метапредметных результатов учащихся по внеурочной деятельности (Приложение 1).

- Основными задачами составления портфолио, таблиц наблюдений развития УУД или листов оценки метапредметных результатов учащихся по внеурочной деятельности являются:

  • Систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;

  • Создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.

  • Создание условий для педагогического мониторинга занятости и достижений обучающихся.

3 год обучения

Формы деятельности учащихся: игры, викторины, тесты, диспуты, практикум, олимпиады, поисково-исследовательская деятельность.













Разделы программы :

1 класс

Понятие о правилах игры – 1 час

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Базисные объекты и их свойства – 10 часов

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.


Области – 1 час

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.


Цепочка – 5 часов

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке - понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки -понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счета. Понятия идет раньше, идет позже для объектов числового ряда.

Мешок - 3 часа

Понятие мешка как неупорядочекного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному признаку.

Основы логики высказываний - 2 часа

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка.

Основы теории алгоритмов - 2 часа

Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию.

Математическое представление информации -1 час

Одномерная таблица для мешка - использование таблицы для классификации объектов по одному признаку.

Решение практических задач - 3 часа

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов, легко различимых по внешним признакам (отличающихся по цвету), с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй», 1 часть). Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины») Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа текстом»).



*Решение практических задач. ИКТ-квалификация - 3 часа

Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Мое имя»). Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»). Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).

2 класс

Области -1 час

Выделение и подсчет областей в картинке.

Цепочка - 6 часов

Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конка, третий с конца и т. д. Понятия раньше; позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчетом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т.д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяце. Календарь, как цепочка дней года. *Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

Мешок - 3 часа

Мешок бусин цепочки. Классификация объектов мешка по двум признакам.

Язык - 7 часов

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания. Поиск слов в учебном словаре, пропедевтика правил словарного порядка.

Основы логики высказываний - 4 часа

Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Основы теории алгоритмов - 2 часа

Выполнение инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов: алгоритма подсчета областей картинки, алгоритма подсчета букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре.

Математическое представление информации - 2 часа

Двумерная таблица для мешка - использование таблицы для классификации объектов по двум признакам. Использование таблиц для подсчета букв и знаков в русском тексте.

Решение практических задач - 2 часа

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов, отличающихся по нескольким трудно различимым признакам, с использованием разбиения задачи на подзадачи, группового разделения труда и трафаретов (проект «Разделяй и властвуй», 2 часть). Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).



*Решение практических задач. ИКТ-квалификация - 3 часа

Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»). Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»). Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).

3 класс

Цепочка - 4 часа

Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек - цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек.

Мешок - 3 часа

Классификация объектов по нескольким признакам. Соответствие между разными таблицами для одного мешка. Операция склеивания мешков цепочек.

Дерево - 7 часов

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. *Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.

Язык - 3 часа

Буквы и знаки в русском тексте: внутрисловные знаки - дефис и апостроф. Словарный порядок слов. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование.

Основы теории алгоритмов - 5 часов

Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.

Математическое представление информации - 2 часа

Двумерная таблица для мешка - использование основной и рабочей таблицы для классификации объектов по двум признакам. Использование таблицы для склеивания мешков.

Решение практических задач - 4 часа

Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путем построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»). Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»). Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»). Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач (проект «Турниры и соревнования», 1 часть).





*Решение практических задач. ИКТ-квалификация - 3 часа

Определение дерева по веточке и почкам с использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»). Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один из движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая картина»).

4 класс

Игры с полной информацией - 12 часов

Турниры и соревнования - правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полкой информацией: Крестики-нолики, Камешки, 17олзунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Цепочка - 1 час

Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

Дерево - 3 часа

Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.

Язык - 1 час

Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов - 3 часа

Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком.

Математическое представление информации - 2 часа

Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбцатой и круговой диаграммы, заполнение таблицы, построение диаграмм.

Решение практических задач - 3 часа

Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»). Изучение способов проведения спортивных соревнований, в ходе проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования», 2 часть). Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).

Решение практических задач. ИКТ-квалификация -3 часа

Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования исполнителя в программе ПервоJlого или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»). Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»). Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового файла с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).





3 раздел Тематическое планирование

1 класс

Раздел

Количество часов

Проект

Понятие о правилах игры

1


Базисные объекты и их свойства.

10

Проект «Моё имя»

Области

1

Проект «Записная книжка»

Цепочка

5

Проект «Вырезаем бусины»

Мешок

3


Основы логики высказываний

2

Проект «Фантастический зверь»

Основы теории алгоритмов

2


Математическое представление информации

1


Решение практических задач

3

Проект «Разделяй и властвуй», 1 часть


*Решение практических задач. ИКТ-квалификация

3

Проект «Работа с текстом»



2 класс

Раздел

Количество часов

Проект

Области

1


Цепочка

6

Проект «Разделяй и властвуй», 2 часть

Мешок

3


Язык

7

Проект «Новогодняя открытка»

Основы логики высказываний

4

Проект «Снаружи и внутри»

Основы теории алгоритмов

2

Проект «Римские цифры»

Математическое представление информации

2

Проект «Календарь»

Решение практических задач

2

Проект «Мой лучший друг/Мой любимец»

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация

3

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»



3 класс

Раздел

Количество часов

Проект

Цепочка

4

Проект «

Мешок

3

Проект «Одинаковые мешки»

Дерево

7

Проект «Определение дерева»

Язык

3

Проект «Лексиграфический порядок»

Основы теории алгоритмов

5

Проект «Сортировка слиянием»

Математическое представление информации

2

Проект «Турниры и соревнования», 1 часть

Решение практических задач

4

Проект «Живая картинка»

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация

3

Проект ««Живая картинка»



4 класс

Раздел

Количество часов

Проект

Игры с полной информацией

12

Проект «Турниры и соревнования», 2 часть

Цепочка

1

Проект «Наш мультфильм»

Дерево

3

Проект «Стратегия Победы»

Язык

1


Основы теории алгоритмов

3

Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть

Математическое представление информации

2

Проект «Дневник наблюдения за погодой», 2 часть

Решение практических задач

3

Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация

3

Проект «Дневник наблюдения за погодой», 2 часть





Просмотр содержимого документа
«тематическое планирование»

Тематическое планирование для УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4»

Тематическое планирование для УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4» дано для двух вариантов изучения курса – компьютерного (II вариант) и бескомпьютерного (I вариант).

1 класс

Название темы

Число часов

Характеристика деятельности учащихся

I

II

Раскрась, как хочешь

1

1

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах

Правило раскрашивания

1

1

Проект «Моё имя»

1

Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).

Работать в компьютерной адаптированной среде: изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж)

Цвет

1

1

Работать по правилам игры: раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом.

Выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках фиксированного набора

Области

1

1

Соединяем линией

1

1

Сравнивать фигурки по различным признакам

Работать по правилам игры: выполнять действия «соедини», «обведи». Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах

Одинаковые (такая же). Разные

1

1

Обводим

1

1

Бусины

1

1

Осуществлять сравнение и классификацию по форме и цвету бусин. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин

Одинаковые и разные бусины

1

1

Проект «Разделяй и властвуй», 1-я часть

1

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе хорошо различимых фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи)

Вырезаем и наклеиваем в окно.

1

1

Работать по правилам игры: выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Сравнивать фигурки наложением. Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах

Сравниваем фигурки наложением

1

1

Рисуем в окне

1

1

Все, каждый

1

1

Работать по правилам: выполнять действие «пометь галочкой». Выделять все объекты (фигурки, бусины), удовлетворяющие условию, обводкой или галочкой. Применять общие информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов).

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «галочка» в компьютерных задачах

Помечаем галочкой

1

1

Контрольная работа 1

1

1

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач

1

Проект «Фантастический зверь»

1

Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук

Русские буквы и цифры

1

1

Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах

Цепочка: бусины в цепочке

1

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке: следующий/предыдущий, раньше/позже.

Изготавливать телесную модель цепочки бусин – картонные бусины и нить (ось цепочки).

Нанизывать телесные цепочки бусин по описанию.

Строить и достраивать числовую линейку.

Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными)

Цепочка: следующий и предыдущий

2

1

Проект «Вырезаем бусины»

1

1

Раньше, позже

1

1

Числовой ряд. Числовая линейка

1

1

Одинаковые и разные цепочки

1

1

Проект «Записная книжка»

1

Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса.

Работать в компьютерной среде: изготавливать при помощи компьютерного ресурса базы данных об учениках класса, изготовление бумажной записной книжки

Мешок. Пустой мешок. Есть, нет

1

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах

Одинаковые и разные мешки

1

1

Таблица для мешка (одномерная)

2

1

Решение задач

1

1

Контрольная работа 2

1

1

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

1

1

Обрабатывать и анализировать информацию. Искать графическую и текстовую информацию в рамках одной задачи. Сопоставлять описание объекта и его изображение

Решение проектных задач

1

1

Итого

33

33




Тематическое планирование

Предлагается 2 варианта тематического планирования: I вариант соответствует бескомпьютерному изучению курса, II вариант – компьютерный.

2 класс

Название темы

Число часов

Характеристика деятельности учащихся

I

II

Раскрась как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет

1

2

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах

Проект «Моё имя»

1

Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).

Работать в компьютерной адаптированной среде: изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж)

Области

1

1

Работать по правилам игры: выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом

Одинаковые (такая же). Разные

1

1

Сравнивать фигурки по различным признакам.

Работать по правилам игры: выполнять действия «соедини», «обведи». Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах

Обведи. Соедини

1

1

Бусины

Одинаковые бусины. Разные бусины

1

1

Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин

Проект «Разделяй и властвуй»

1

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам

Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно

1

1

Работать по правилам игры: выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах

Все, каждый.

Буквы и цифры

1

1

Работать по правилам: выделять все объекты (фигурки, бусины), удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах

Контрольная работа 1

Проект «Фантастический зверь»

1

Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук

Цепочка: бусины в цепочке

1

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах

Сколько всего областей

1

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм

Истинные и ложные утверждения

1

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Выделять, достраивать, строить цепочку, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности, в том числе утверждений, содержащих понятия есть/нет, следующий, предыдущий, одинаковые цепочки, разные цепочки.

Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными)

Есть – нет

1

1

Одинаковые цепочки. Разные цепочки

1

1

Бусины в цепочке

1

1

Контрольная работа 2

1

1

Выравнивание, решение трудных задач

1

1

Проект «Новогодняя открытка»

Работать в компьютерной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов

Алфавитная цепочка. Слово

1

1

Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков, анализировать русский алфавит как цепочку букв, упорядочивать русские буквы по алфавиту

Раньше – позже

1

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие имена и понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений

Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет

2

1

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

2

1

Осваивать знаково-символическую систему русского языка – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания). Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определённое слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма

Словарь

1

1

Бусины в цепочке

2

2

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить цепочку по описанию, содержащему понятия частичного порядка: второй после, третий перед, пятый с конца и пр. Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие понятия частичного порядка, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений

Проект «Записная книжка»

1

Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса.

Работать в компьютерной среде: изготовление при помощи компьютерного ресурса базы данных об учениках класса, изготовление бумажной записной книжки

Мешок

1

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах

Одинаковые и разные мешки

1

1

Мешок бусин цепочки

2

2

Таблица для мешка (одномерная)

1

1

Решение задач

2

Контрольная работа 3

1

1

Выравнивание, решение трудных задач

1

1

Проект «Наши рецепты»






Работать в компьютерной среде: составлять небольшой текст – рецепт кулинарного блюда. Вводить текст с клавиатуры, работать в стандартном текстовом редакторе – печатать и оформлять рецепт своего блюда по образцу

Итого

34

34


Тематическое планирование

I вариант – сокращённый бескомпьютерный, II вариант – сокращённый компьютерный, III вариант – расширенный компьютерный.

3 класс

Название темы

Число часов


Характеристика деятельности учащихся

I

II

III

«Информатика, 3» (1-я часть курса)

Раскрась как хочешь. Правило раскрашивания. Цвет

1

2

2

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах

Проект «Моё имя»

1

1

Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).

Работать в компьютерной адаптированной среде: изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж)

Области

1

1


1

Работать по правилам игры: выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом

Одинаковые (такая же). Разные

1


1


1

Сравнивать фигурки по различным признакам.

Работать по правилам игры: выполнять действия «соедини», «обведи». Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах

Обведи. Соедини

1

1

2

Бусины

Одинаковые бусины. Разные бусины

1

1


1

Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин

Проект «Разделяй и властвуй»

1

1

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам

Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно

1


1


2

Работать по правилам игры: выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах

Все, каждый.

Буквы и цифры

1



1



2

Работать по правилам: выделять все объекты (фигурки, бусины), удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах

Контрольная работа 1

1

Проект «Фантастический зверь»

1

Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук

Цепочка: бусины в цепочке

1

1

2

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах

Сколько всего областей

1

1

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм

Истинные и ложные утверждения

1

1

2

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Выделять, достраивать, строить цепочку соответствующую набору утверждений и их значениям истинности, в том числе утверждений, содержащих понятия есть/нет, следующий, предыдущий, одинаковые цепочки, разные цепочки.

Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными)

Есть – нет

1

1

2

Одинаковые цепочки. Разные цепочки

1

1

1

Бусины в цепочке

1


1


2

Контрольная работа 2

1

1

1

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

1

1

1

Проект «Новогодняя открытка»

2

Работать в компьютерной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов

Алфавитная цепочка. Слово

1

1

1

Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков, анализировать русский алфавит как цепочку букв, упорядочивать русские буквы по алфавиту.

Раньше – позже

1

1

2

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить логически грамотные рассуждения, утверждения, включающие имена и понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений

Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет

1

1

2

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

1

1

2

Осваивать знаково-символическую систему русского языка – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания). Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определённое слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма

Словарь

1

1

1

Бусины в цепочке

1

2

2

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить цепочку по описанию, содержащему понятия частичного порядка: второй после, третий перед, пятый с конца и пр. Строить логически грамотные рассуждения, утверждения, включающие понятия частичного порядка, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений

Проект «Записная книжка»

1

2

Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса.

Работать в компьютерной среде: изготовление при помощи компьютерного ресурса базы данных об учениках класса, изготовление бумажной записной книжки

Мешок

1

1

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах

Одинаковые и разные мешки

1

1

1

Мешок бусин цепочки

2

2

2

Таблица для мешка (одномерная)

1

1

2

Решение задач

1

2

Контрольная работа 3

1

1

1

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

1

1

Проект «Наши рецепты»

2

Работать в компьютерной среде: составлять небольшой текст – рецепт кулинарного блюда. Вводить текст с клавиатуры, работать в стандартном текстовом редакторе – печатать и оформлять рецепт своего блюда по образцу

«Информатика, 3 4» (2-я часть курса)

Длина цепочки

1

1

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка цепочек). Строить цепочку по описанию, включающему понятие длина цепочки. Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию

Цепочка цепочек

1

2

Таблица для мешка (по двум признакам)

1

2

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых мешка в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице, используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи)

Проект «Одинаковые мешки»

1

2

Словарный порядок. Дефис и апостроф

1

2

Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определённое слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами

Проект «Лексикографический порядок»

1

2

Контрольная работа 4

1

Выравнивание, решение трудных задач.

1

Проект «Мой лучший друг»/«Мой любимец»

2

Работать в компьютерной среде: составлять текст в письменной форме – небольшой рассказ о своём друге или домашнем любимце. Использовать программу подготовки презентации – готовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст. Набирать текст с клавиатуры. Готовить сообщение и выступать

Итого:

34

34

68