Аннотация
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Информатика Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнова.
Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960, Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», на основе СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику) | ИЗУЧЕНИЕ КУРСА "ИНФОРМАТИКА" В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ дает возможность обучающимся достичь следующих результатов |
в направлении личностного развития: |
у выпускника будут сформированы: | выпускник получит возможность для формирования: |
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, установка на здоровый образ жизни. | адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности; внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
В метапредметном направлении: |
выпускник научится | выпускник получит возможность научиться |
строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; владеть общим приёмом решения задач. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. осуществлять анализ обьектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать. т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии допускать возможность существования у людей различных тoчек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основание и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; с учетом целей коммуникации достаточно, точно последовательно" полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной; и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач |
В предметном направлении: |
выпускник научится | выпускник получит возможность научиться: |
строить и достраивать цепочку по системе условий; проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек). выделять одинаковые и разные цепочки из набора; выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания; оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п. оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже; оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной; строить цепочки по индуктивному описанию; шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования; организовывать полный перебор объектов (мешка); оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке; строить и достраивать мешок по системе условий; использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка; выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания; сортировать объекты по одному и двум признакам; строить мешок бусин цепочки анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты. правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов; использовать имена для различных объектов; сортировать слова в словарном порядке; сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность строить небольшие деревья по инструкции и описанию; использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей; искать слово в словаре любого объема; использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок; использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков; заполнять таблицу кругового турнира; строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32 | проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек). проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков); выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева. получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта. решать простые лингвистические задачи восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения. строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек). строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков; планировать и проводить сбор данных, строить дерево кубкового турнира для любого числа участников строить выигрышную стратегию, используя дерево игры. |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форма организации и видов деятельности
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
Виды внеурочной деятельности:
Игровая;
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественное творчество;
Результаты и эффекты внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;
Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.
Учёт внеурочных достижений обучающихся
- Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио, таблицы наблюдений развития УУД или листы оценки метапредметных результатов учащихся по внеурочной деятельности (Приложение 1).
- Основными задачами составления портфолио, таблиц наблюдений развития УУД или листов оценки метапредметных результатов учащихся по внеурочной деятельности являются:
Систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;
Создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.
Создание условий для педагогического мониторинга занятости и достижений обучающихся.
3 год обучения
Формы деятельности учащихся: игры, викторины, тесты, диспуты, практикум, олимпиады, поисково-исследовательская деятельность.
Разделы программы :
1 класс
Понятие о правилах игры – 1 час
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками. Базисные объекты и их свойства – 10 часов
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.
Области – 1 час
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.
Цепочка – 5 часов
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке - понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки -понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счета. Понятия идет раньше, идет позже для объектов числового ряда.
Мешок - 3 часа
Понятие мешка как неупорядочекного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному признаку.
Основы логики высказываний - 2 часа
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка.
Основы теории алгоритмов - 2 часа
Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию.
Математическое представление информации -1 час
Одномерная таблица для мешка - использование таблицы для классификации объектов по одному признаку.
Решение практических задач - 3 часа
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов, легко различимых по внешним признакам (отличающихся по цвету), с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй», 1 часть). Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины») Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа текстом»).
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация - 3 часа
Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Мое имя»). Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»). Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).
2 класс
Области -1 час
Выделение и подсчет областей в картинке.
Цепочка - 6 часов
Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конка, третий с конца и т. д. Понятия раньше; позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчетом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т.д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяце. Календарь, как цепочка дней года. *Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.
Мешок - 3 часа
Мешок бусин цепочки. Классификация объектов мешка по двум признакам.
Язык - 7 часов
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания. Поиск слов в учебном словаре, пропедевтика правил словарного порядка.
Основы логики высказываний - 4 часа
Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Основы теории алгоритмов - 2 часа
Выполнение инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов: алгоритма подсчета областей картинки, алгоритма подсчета букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре.
Математическое представление информации - 2 часа
Двумерная таблица для мешка - использование таблицы для классификации объектов по двум признакам. Использование таблиц для подсчета букв и знаков в русском тексте.
Решение практических задач - 2 часа
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов, отличающихся по нескольким трудно различимым признакам, с использованием разбиения задачи на подзадачи, группового разделения труда и трафаретов (проект «Разделяй и властвуй», 2 часть). Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация - 3 часа
Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»). Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»). Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).
3 класс
Цепочка - 4 часа
Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек - цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек.
Мешок - 3 часа
Классификация объектов по нескольким признакам. Соответствие между разными таблицами для одного мешка. Операция склеивания мешков цепочек.
Дерево - 7 часов
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. *Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.
Язык - 3 часа
Буквы и знаки в русском тексте: внутрисловные знаки - дефис и апостроф. Словарный порядок слов. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование.
Основы теории алгоритмов - 5 часов
Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.
Математическое представление информации - 2 часа
Двумерная таблица для мешка - использование основной и рабочей таблицы для классификации объектов по двум признакам. Использование таблицы для склеивания мешков.
Решение практических задач - 4 часа
Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путем построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»). Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»). Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»). Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач (проект «Турниры и соревнования», 1 часть).
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация - 3 часа
Определение дерева по веточке и почкам с использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»). Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один из движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая картина»).
4 класс
Игры с полной информацией - 12 часов
Турниры и соревнования - правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полкой информацией: Крестики-нолики, Камешки, 17олзунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Цепочка - 1 час
Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
Дерево - 3 часа
Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.
Язык - 1 час
Решение лингвистических задач.
Основы теории алгоритмов - 3 часа
Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком.
Математическое представление информации - 2 часа
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбцатой и круговой диаграммы, заполнение таблицы, построение диаграмм.
Решение практических задач - 3 часа
Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»). Изучение способов проведения спортивных соревнований, в ходе проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования», 2 часть). Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).
Решение практических задач. ИКТ-квалификация -3 часа
Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования исполнителя в программе ПервоJlого или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»). Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»). Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового файла с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).
3 раздел Тематическое планирование
1 класс
Раздел | Количество часов | Проект |
Понятие о правилах игры | 1 | |
Базисные объекты и их свойства. | 10 | Проект «Моё имя» |
Области | 1 | Проект «Записная книжка» |
Цепочка | 5 | Проект «Вырезаем бусины» |
Мешок | 3 | |
Основы логики высказываний | 2 | Проект «Фантастический зверь» |
Основы теории алгоритмов | 2 | |
Математическое представление информации | 1 | |
Решение практических задач | 3 | Проект «Разделяй и властвуй», 1 часть |
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация | 3 | Проект «Работа с текстом» |
2 класс
Раздел | Количество часов | Проект |
Области | 1 | |
Цепочка | 6 | Проект «Разделяй и властвуй», 2 часть |
Мешок | 3 | |
Язык | 7 | Проект «Новогодняя открытка» |
Основы логики высказываний | 4 | Проект «Снаружи и внутри» |
Основы теории алгоритмов | 2 | Проект «Римские цифры» |
Математическое представление информации | 2 | Проект «Календарь» |
Решение практических задач | 2 | Проект «Мой лучший друг/Мой любимец» |
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация | 3 | Проект «Буквы и знаки в русском тексте» |
3 класс
Раздел | Количество часов | Проект |
Цепочка | 4 | Проект « |
Мешок | 3 | Проект «Одинаковые мешки» |
Дерево | 7 | Проект «Определение дерева» |
Язык | 3 | Проект «Лексиграфический порядок» |
Основы теории алгоритмов | 5 | Проект «Сортировка слиянием» |
Математическое представление информации | 2 | Проект «Турниры и соревнования», 1 часть |
Решение практических задач | 4 | Проект «Живая картинка» |
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация | 3 | Проект ««Живая картинка» |
4 класс
Раздел | Количество часов | Проект |
Игры с полной информацией | 12 | Проект «Турниры и соревнования», 2 часть |
Цепочка | 1 | Проект «Наш мультфильм» |
Дерево | 3 | Проект «Стратегия Победы» |
Язык | 1 | |
Основы теории алгоритмов | 3 | Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть |
Математическое представление информации | 2 | Проект «Дневник наблюдения за погодой», 2 часть |
Решение практических задач | 3 | Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть |
*Решение практических задач. ИКТ-квалификация | 3 | Проект «Дневник наблюдения за погодой», 2 часть |