10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СТАРОКУПАВИНСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Утверждаю
Директор лицея
Г.А.Чармусова
Приказ № от ___.___.20___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет внеурочная деятельность «Народные промыслы»
Класс 2 «__А___»
Учитель: Врагова Елена Викторовна
Категория высшая
Стаж работы 37 лет
Педагогический стаж 37 лет
Всего часов на учебный год 35 часа
Количество часов в неделю 1 час
Плановых контрольных работ 0
Плановых лабораторных работ 0
Плановых экскурсий 0
Составлена в соответствии с программой «Праздники ,традиции и ремёсла народов России.» Автор Л. Н. Михеева .Издательство Москва «Вентана-Граф » 2011год. Сборником программ по внеуорчной деятельности 1-4 классы под редакцией Н, Ф, Виноградовой Москва «Вентана –Граф» 2011 год.
г. Старая Купавна 2016 г.
Пояснительная записка-
Общая характеристика программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народные промыслы » социального направления для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы НОО и программы НОО МБОУ «Старокупавинский лицей», федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам начального образования, представленных в ФГОС НОО.
(рабочая программа 2 класс./сост. «Народоведение » авторы: И.В.Зубарева, Е.Ю.Ломтева и в соответствии с годовым календарным планом - графиком лицея на 2016 - 2017 учебный год).
«Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Сборник программ,составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова/ под общ. ред. А.П.Мишиной. - М: Планета, 2015 г.- 272с.
- Цели общего образования с учетом специфики учебного предмета
Социокультуризация (практическая идентификация со своим народом) обучающихся младшего школьного возраста на основе погружения в традиции и обычаи русского народа (российских народностей в региональном представительстве) с учётом особенностей возрастного развития обучающихся, воспитанников, приобщение их к культурному наследию своего народа.
- Задачи :
формировать личность учащегося, способного самостоятельно, равноправно выполнять различные социальные роли;
прививать навыки социального поведения средствами данного курса на доступном материале;
формировать представления о семье, родном доме как составной составляющей общества;
формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;
расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;
развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
знать народные праздники, игры, песни и танцы;
формировать элементы доступного пониманию анализа, синтеза, сравнения;
активизировать внимание и память;
формировать навыки соблюдения поведенческих норм семейной жизни.
- Содержание учебного предмета
Знакомство с народным творчеством и народной культурой России.
Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.
Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от второго класса к четвёртому.
Ценностные ориентиры программного содержания кружка
отражают целевые установки системы начального образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
- уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;
– обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
– приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
– интеллектуального и духовного развития личности ребенка;
– укрепления психического и физического здоровья;
формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:
- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;
– взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.
развитие умения учиться, а именно:
– создания условий для развития личности ребенка;
– развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:
- развития самоуважения, самокритичности;
- ответственности за свои действия;
- готовности к преодолению трудностей;
– профилактики асоциального поведения;
– создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.
- Учебно-тематическое планирование
Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего примерного содержания кружка:
Основные части (разделы):
I часть. Дом. Род. Народ. Традиции дома. Традиции семьи. Семейные отношения. Традиции народа. Народная культура. Устное народное творчество. Семейные праздники (дни рождения, памятные события). Праздники светские и духовные. Народная одежда. Народные игры.
Практическая деятельность. Разучивание и проигрывание народных игр. Напевание русских народных песен. Разучивание потешек, пестушек (из детского фольклора). Организация праздника в стенах школы (с обязательным привлечением родителей, других родственников учащихся).
II часть. Жизнь по народному календарю. Народные промыслы и ремёсла. Игрушки России, Народное отношение к природе. Народные приметы. Времена года. Основные сезонные народные праздники. Народные промыслы. Их функции и особенности.
Практическая деятельность. Разучивание колядок, закличек. Игры со снегом. Весенняя игра «Вербохлёст». Майская игра «Завивание берёзки». Разучивание народных сезонных песен. Изготовление детьми изделий народного промысла (лепка, рисование, роспись и т.д.). Изготовление кукол – закруток.
I I I часть. Основные вехи истории России. Великие русские города: Древний Киев, Великий Новгород, Москва. История возникновения Москвы , других древних городов .История Купавны. Московская область сегодня: экономика, экология, культура. История моей семьи в истории России.
Практическая деятельность. Дети собирают генеалогические сведения, изучают происхождение своего имени, фамилии, определяют себя в историческом времени и культурном пространстве. Оформляют проекты по теме, готовят их презентации. Совершают поездки в исторические места Московской области . Посещают культурные места областного центра.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
В соответствии с требованиями Стандарта кружок «Народоведение (обычаи моего народа)» организуется по социальному направлению развития личности. Организация занятий кружка регулируется базисным учебным планом образовательного учреждения. В данном случае это занятия с 1 по 4 класс. По 1 часу в неделю. Общее число часов – 102.
Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка «Народоведение (обычаи моего народа)»
Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Формирование универсальных учебных действий.
1.Личностные результаты.
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
установки на здоровый образ жизни;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
проявлять познавательную инициативность;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
различать способ и результат действия;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать;
устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Выпускник получит возможность научиться:
правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
задавать вопросы;
владеть диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
2. Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
различать государственные и духовные праздники
создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
реализовывать свой творческий потенциал;
воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского искусства;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеи России и своего региона;
адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем |
I четверть – 8 часов Твой дом. Твоя семья. |
1 | Что такое «народная культура»? |
2 | Твой дом. Твоя семья. Пословицы, поговорки о доме, о семье. |
3 | Загадки. |
4 | Загадки о доме, о семье, о предметах быта. |
5 | Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома. |
6 | Мама – заботница, мама – работница. |
7 | «Жили – были дед да баба» |
8 | Обобщающий – утренник «Каково в дому – таково и самому» |
II четверть – 8 часов Традиции семьи, традиции народа. |
9 | Традиции народа. Традиции семьи. Народные песни. |
10 | Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, частушки). |
11 | Песни родного края. Концерт. |
12 | Скороговорки, считалки, потешки, пестушки. |
13 | Неигровой фольклор. Прибаутки, небылицы, стишки без конца, дразнилки, мирилки. |
14 | Празднование Нового года в России и за рубежом. |
15 | Что тебе подарить? Новогодние подарки семье и друзьям. Творческая мастерская. |
16 | Как вручить подарок. Практическое занятие. |
| III четверть – 10 часов Праздники светские и духовные. |
17 | Праздники светские и духовные. Проектирование. |
18 | Семейные праздники: дни рождения, памятные события. |
19 | «Вместе работаем – вместе веселимся».Игра.. |
20 | Юбилей бабушки и дедушки. |
21 | Школьные традиционные праздники. Занятие -презентация. |
22 | Государственные праздники. |
23 | День защитников Отечества. Урок- спортивный праздник. |
24 | Международный женский день - 8 марта Утренник. |
25 | Церковный праздник – Пасха. |
26 | Пасхальные обряды, обычаи, игры и забавы. |
| IV четверть – 8 часов Народный костюм. Игры русского народа. |
27 | Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. Экскурсия. |
28 | Народный костюм. |
29 | Русский народный костюм. |
30 | Посещение Русской избы. Экскурсия. |
31 | Игры нашей улицы. |
32 | Народные игры. Обрядовые игры. |
33 | Русские народные игры. |
34 35 | Обобщающее занятие. Праздник «Русские ремесла» |
Учебно-методическое обеспечение
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». - Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия по этикету: mega.km.ru/ eticet
www.etiket.net.ru
Материально-техническое обеспечение
Компьютер; проектор; магнитная доска; документ-камера;
интерактивная доска; музыкальный центр; колонки.