СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность по направлениям 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - сформировать нравственные представлении у детей об их поведении  и поступках, представления,  связанные  с определенными нравственными понятиями и моральными нормами, которые  в дальнейшем будут служить ориентирами в  жизненных ситуациях  и в понимании людей, а также способствовать формированию личности и нравственного мировоззрения.

Просмотр содержимого документа
«phpwubNEO_Vneurochnaya-deyatelnost.-2-klass_1»

Просмотр содержимого документа
«общеинтеллект.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение- Старокулаткинская средняя общеобразовательная

Содержание.



1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения программы.

3. Тематическое планирование.

4. Содержание программы.

5. Список литература.

6. Словарь.







































Пояснительная записка

   С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Почемучка»

   Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

  Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.



  Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.



Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности

  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

  • Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.

  • Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.

  • Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.



 Принципы: 

 - доступность, познавательность и наглядность

 - учёт возрастных особенностей

 - сочетание теоретических и практических форм деятельности



 -усиление прикладной направленности обучения

 -психологическая комфортность





  Виды деятельности младшего школьника:

- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

Актуальность программы.

Программа «Почемучка» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО. 

  Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю, 34 часа в год ,которое состоит из теоретической и практической части.   



  Способ реализации: внеурочная  деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного планаформируемой участниками образовательного процесса.

 

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Почемучка»

       Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка» формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:


 Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Почемучка» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об  особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;


  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.


Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия:

  • -предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • - предлагать помощь и сотрудничество; 

  • - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • - формулировать собственное мнение и позицию;

  • - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.



Познавательные универсальные учебные действия

  • - ставить и формулировать проблемы;

  • -  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • - установление причинно-следственных связей;




































К концу года обучения школьники должны знать  и уметь:

ЗУН

Универсальные учебные действия

Игры и игрушки

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Оценка;

  • Коррекция

Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

  • Анализ объектов;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • Построение логической цепи рассуждений

Все для дома

Обучающиеся должны знать:

Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения.  Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями


 







3.  Тематическое планирование

 

п\п

 

Название раздела

 

Количество часов

 

 

2 класс

 




1

 

Школа

20

 

2

 

Еда

  итого

14

  34




 





























 





п\п

 

Тема

 

Практические действия

 

Дата


Ко-во

часов

 

Школа

 

 


20

1

 

Первые рисунки

 

Рисование восковыми мелками животных

 


1

2

 

Кто изобрел перо

Изготовление ручки из пера

 


1






3

 

Карандаш

 

Рисование карандашами (тема любая)

 


1






4

 

История шариковой ручки

 

Поделки из сломанных ручек

 


1

5

 

Кто изобрел ноты

 

Письмо нот на нотном стане

 



1

6

 

Кто изобрел бумагу

 

Аппликация из бумаги (тема любая)

 


1


7

 


Когда появились первые книги

 


Изготовление книжки-малышки

 



1

8

 

Кто написал первую энциклопедию

 

Рассматривание энциклопедий


1






9

 

Как возникли библиотеки

 Проект

Экскурсия в библиотеку


1

10

 

Откуда пошли названия дней недели

 

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

 


1





1

11

 

Как возникли единицы измерения

 

Измерение разными мерками

 



12

 

Как люди начали добывать полезные ископаемые

 

Рассматривание коллекций полезных ископаемых

 


1






13

 

У какой страны впервые появился флаг

 

Рисование флага сказочной страны

 


1






14

 

Какие бывают ребусы

 

Составление и разгадывание ребусов

 


1

15

 

Первая марка

 

Изготовление «собственной» марки

 


1

16

 

Кто изобрел кроссворд

 

Разгадывание кроссвордов

 


1

17

 

Кто придумал первую карту

 

«Найди клад»(по карте)

 


1

18

 

Кто автор микроскопа

 

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

 


1







19

 


Скотч. Шотландская лента

 


«Книжкина больница» (ремонт книг)

 



1






20

 

Настольные наборы

 

Лепка из глины

 


1

 

Еда

 

 


14

1

 

Хлеб из орехов

 

Поделки из скорлупы орехов

 


1





1

2

 

Как картофель попал в Россию

 

Поделки из картофеля

 



3

 

Кое-что из истории конфет

 

Плетение пояса из фантиков

 


1

4

 

Откуда фрукты и овощи получили свое название

 Проект

Рисование овощей и фруктов

 


1

5

 

Каменный мед (сахар)

 

Составление сборника народных рецептов лечения (с медом)

 


1

6

 

Секретное мороженое

 

Составление рецепта мороженного

 


1

7

 

Где прячутся витамины

Проект

 

Поделки из овощей

 


1


8

 


Секрет каши

 


Аппликация с использованием крупы

 



9

 

Когда появились первые кулинарные книги

 

Составление рецепта(тема любая)

 



10

 

Такая разная капуста

 

Составление загадок о капусте

 









11

 


Где появились арбузы

 


«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)



12


Из чего делают пряники


Лепка пряников из соленого теста



1






1

13


Шоколад


Рисование обертки шоколада



1





1

14


Такой разный чай


Заваривание чая








1



 











4.      Содержание программы

 

 

Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.

 

Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.

 

5.      Список литературы

 

1.      Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

2.      История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.smekalka.pp.ru/

3.      История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://planetashkol.ru/

4.      История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/  

5.      История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html 

6.      Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

7.      Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

8.      Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.

9.      Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.

10.   Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

11.   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

  

6.      Словарь

 

Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

 

Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.

 

Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).

 

Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.

 

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.

 

Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

 

Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.

 

Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

 

Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.



Просмотр содержимого документа
«phpwubNEO_Vneurochnaya-deyatelnost.-2-klass_0»

Просмотр содержимого документа
«дух-нрав»

Пояснительная записка

Курс «Азбука нравственности» реализует духовно – нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения младших школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Каждый ученик обязан получить соответствующее нравственное образование, то есть тот минимум нравственных светских знаний, без которых будет затруднено его общение с окружающими. Не овладев нравственными знаниями, человек не сможет достойно вести себя среди людей. Нравственные знания – основа жизни человека в обществе. Они – главная и исходная часть знаний общественных и их основа.

К. Д. Ушинский называл нравственность «золотой оправой образования».

Психолого- педагогические исследования показывают, что развитие у ребёнка нравственных представлений служит основой его осмысленного поведения и построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им как руководство к действию, в выборе тех или иных форм поведения.

Развитие нравственных представлений ребёнка о соответствующих моральных нормах и поступках требует его ознакомления с различными ситуациями – как с близкими, понятными ему, так и с такими, с которыми ему ещё не довелось столкнуться.

В нравственном становлении ребёнка определяющее значение имеет оценка учителем мыслей, действий и поступков каждого ученика. Оценка действий ребёнка, их мотивов («хорошо – плохо») может относиться только к конкретному поступку, совершенному в силу различных обстоятельств, но ни в коем случае не должна переноситься на личность ученика. Это позволяет ребёнку постепенно совершенствовать свои нравственные качества, то есть стараться действовать в соответствии с нормой и в каждом конкретном случае выбирать правильный способ поведения.

Цель - сформировать нравственные представлении у детей об их
поведении и поступках, представления, связанные с определенными
нравственными понятиями и моральными нормами, которые в
дальнейшем будут служить ориентирами в жизненных ситуациях и в
понимании людей, а также способствовать формированию личности и
нравственного мировоззрения.

Задачи:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей,

  • формирование личности

Основными формами и методами реализации программы являются:

- изучение речевого этикета;

- приучение школьников к выполнению правил культурного поведения;
- разъяснение им соответствующих норм морали;

- игровая деятельность;
-решение проблемных ситуаций;
-беседа;

- инсценировка;

- тематическое рисование;

- диалог;

- оценка поступков,

-обсуждение отрывков из художественной литературы.

- поиск























Содержание программы


1. Поведение в школе. 3 часа.

Тема 1. Повторение.

Чему мы научились в первом классе. Вспомнить, о чем шла речь науроках «Азбука нравственности» в прошлом году.
Тема 2. Правила школьной дисциплины.
Наиболее простые правила поведения. Что такое школьная
дисциплина, правила школьной дисциплины и их соблюдение.
Понятия «исполнительность», «точность», «обязательность» и др.
Тема 3. Как заботиться о своем классе и школе.
Понятия «ответственность» и «безответственность».

2. Как быть аккуратным. 4 часа.

Тема 1. Соблюдай правила гигиены.

Какие правила гигиены мы знаем? Все ли мы делаем, чтобы вырасти красивыми, стройными, сильными? Всегда ли мы делаем зарядку? Как ухаживать за своими зубами. Понятия «чистота», «порядок».
Тема 2. Опрятность и аккуратность в одежде.

Что нужно делать, чтобы одежда была опрятной и аккуратной. Всегда ли мы следим за своей одеждой.
Тема 3. Как быть бережливым?

Хлебосольность, щедрость человеческой натуры, умение точно и
вовремя все делать, бережное отношение к своим и чужим вещам.

3. Правила вежливости. 5 часов.

Тема 1. Уважай свое время и время других.

Вежливый человек бережет свое и чужое время. Понятия «точность», «обязательность», «ответственность», «пунктуальность», «исполнительность», «верность слову».
Тема 2. Как быть предупредительным.

Стараться быть предупредительным. Понятия «внимательность»,
«чуткость», «поддержка».

Тема 3. Когда говорят «извините».

Уметь чувствовать себя виноватым и правильно пользоваться словами извинения.

4. Как быть трудолюбивым. 3 часа.

Тема 1. Культура и дисциплина труда.

Что такое культура человека и дисциплина труда. В каждой ли
профессии нужно быть дисциплинированным?
Дисциплинированность ученика .
Тема 2. Учусь правилу: «Все делаю сам».
Как стать самостоятельным. Что мы можем делать сами?

5. Базовые моральные представления. 3 часа.

Тема 1. Честность и правдивость.

Формирование представлений детей об этих понятиях, тренинг в
соответствующих отношениях.
Тема 2. Доброжелательность что это значит?
Понятия «отзывчивость», «сочувствие», «сопереживание»,
«заботливость»

6. Общение с окружающими. 3 часа.

Тема 1. Как оценивать поступки других.
Правильная оценка поступка другого человека.
Тема 2. Ты и твои друзья.

Как правильно вести себя со своими друзьями. Понятия «помощь», «взаимовыручка».
Тема 3. Всегда держи свое слово.

Умение отвечать не только за себя, но и за своего друга. Понятия
«верность» (слову, обещаниям), «дружба».

7. Этикет школьника. 7 часов.

Тема 1. Обращение с просьбой и известием о новостях.
Разнообразные формы обращения в русском языке. Ключевые
моменты - просьба и вопрос, ответ на вопрос и просьбу.
Тема 2. Правила поведения в театре и кино.
Обязательные правила поведения в общественных местах.
Тема 3. Обращение к другу.

Показать детям необходимость вежливого обращения к другу.

8. Культура поведения. 6 часов.

Тема 1. Правила поведения на природе.

Помочь детям осознать свое отношение к природе, понять, как и
почему надо к ней бережно относиться; дать им представление о
нравственной стороне отношения к природе.
Тема 2. Отношение к окружающей среде.
Сформировать заботливое отношение к окружающей среде.
Тема 3. Прозвища давать нельзя.

Рассказать ученикам, что и в общении со сверстниками должно
присутствовать вежливое к ним обращение, а прозвища давать нельзя, т. к. это обижает людей.
Итого: 34 часа









Тематическое планирование


Тема занятия

Дата

Кол-во

часов

1.

Повторение. Чему мы научились в 1 классе.


1

2.

Правила школьной дисциплины.


1

3.

Как заботиться о своём классе. Понятия «ответственность» и «безответственность».


1

4.

Соблюдай правила гигиены.


1

5.

Как ухаживать за своими зубами.


1

6.

Опрятность и аккуратность в одежде.


1

7.

Как быть бережливым?


1

8.

Уважай своё время и время других.


1

9.

Понятия «точность», «обязательность», «ответственность», «пунктуальность», «исполнительность», «верность слову».


1

10.

Как быть предупредительным.


1

11.

Понятия «внимательность»,
«чуткость», «поддержка».

Понятия «внимательность»,
«чуткость», «поддержка».



1

12.

Когда говорят «извините».


1

13.

Культура и дисциплина труда.


1

14

Дисциплинированность ученика .


1

15.

Учусь правилу : «Всё делаю сам».


1

16.

Честность и правдивость.


1

17.

Доброжелательность – что это значит?


1

18

Понятия «отзывчивость», «сочувствие», «сопереживание»,
«заботливость»



1

19.

Как оценивать поступки других.


1

20.

Ты и твои друзья.


1

21.

Всегда держи своё слово. Понятия
«верность» (слову, обещаниям), «дружба».



1

22.

Обращение с просьбой и известием о новостях.


1


23.

Разнообразные формы обращения в русском языке. Ключевые
моменты - просьба и вопрос, ответ на вопрос и просьбу.


1

24.

Правила поведения в театре.


1

25.

Правила поведения в кино.


1

26.

Обязательные правила поведения в общественных местах


1

27.

Обращение к другу.


1

28.

Необходимость вежливого обращения к другу.


1

29.

Правила поведения на природе.


1

30.

Природа в опасности.


1

31.

Свое отношение к природе, понять, как и
почему надо к ней бережно относиться.


1

32.

Отношение к окружающей среде.


1

33.

Заботливое отношение к окружающей среде.


1

34.

Прозвища давать нельзя.


1


Итого: 34 часа

















Критерии оценивания:

- сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации и отношений к окружающим;

- применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.


Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения


Используемая литература:

  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М„ 1984;

  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  • Лаврентьева Л И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
    ж. «Завуч начальной школы», N95, 2004

  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М ., 1994

  • Метод, пособие для учителей 1-4 классов/ под ред. Э. П. Козлова. -М., 2008.

  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;


Просмотр содержимого документа
«общекульт.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.(5)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Программа «Мир вокруг нас» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 2 классе. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.

Смыслообразующие идеи программы:

  • наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

  • умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

  • умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

  • осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

  • умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

  • углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.(1)

Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.

Цель программы: воспитание грамотной культурной личности.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

  • Ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

  • Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.

  • Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.

  • Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

  • Разбудить творческое воображение учащихся. На занятии должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.

  • Развить навыки общения и сотрудничества;

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро.

  • Бойся обидеть человека.

  • Люби и прощай людей.

  • Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

При изучении курса «Мир вокруг нас», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом уроке разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме урока.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

- Театрализация «Театр вежливых ребят»;

- Устный журнал «О невежах и вежливости»;

- Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;

- Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. Учащиеся ведут словарик таких «трудных» слов и выражений. К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята сами подбирают такие слова на основе наблюдений за речью окружающих людей. На многих уроках учитель обращает ребят к толковому и этимологическому словарю. (3)

Занятия по программе «Азбука нравственности» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках, не стали исключением и занятия по программе «Мир вокруг нас»

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Программа рассчитана на 34 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • значение этикета и навыков правильного общения;

  • культуру внешнего вида, правила гигиены;

  • правила жизни в обществе;

  • правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

  • культуру поведения в общественных местах;

  • особенности поведения в школе;

  • правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя

  • правила гостеприимства;

  • правила дарения и получения подарков

  • правила оформления писем, поздравлений.

  • правила ведения переписки в сети Интернет

Учащиеся должны уметь:

  • вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.

  • следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;

  • правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;

  • вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

  • общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.





































Содержание программы.



Речь – средство общения.(5часов)Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

В театре, в кино, в музее. (3 часа) Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь). В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам

Какую речь хочется слушать. (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.

Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета.(3часа).Что значит быть вежливым? «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения.Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».

Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков

Этикетные выражения при знакомстве (2часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.

Гостеприимство как национальная черта русских. (3часа). Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто». О подарках.Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»



Пишите письма (2часа).Интернет и Этикет.Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).

Раздели печаль и радость другого (1час). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.

Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».







































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.




Тема урока.

Содержание.

1.

Речь – средство общения.

Возникновение речи. Языки народов мира.

Речь - как средство передачи мыслей и чувств.

2.

Речь – средство общения.

Формы речевого этикета. Язык мой – друг мой.

3.

Речь – средство общения.

Диалог и монолог. Ролевые игры.

4.

Речь – средство общения.

Волшебница речь.Учимся строить предложения.

5.

Речь – средство общения.

Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

6.

В театре, в кино, в музее.

Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления.

В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам.

Решение ситуаций.

7.

В театре, в кино, в музее.

Экскурсия в музей.

8.

В театре, в кино, в музее.

Беседа с руководителем школьного театра.

9.

Какую речь хочется слушать.

Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Ролевые игры.

10.

Какую речь хочется слушать.

Слова выражения просьбы, благодарности.Типовые вопросы:Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.


11.

Какую речь хочется слушать.

Конкурс чтецов.

12.

Какую речь хочется слушать.

Просмотр видеофильма «Фильм. Фильм. Фильм». Обсуждение. Одни и те же слова можно сказать по-разному.

13.

Что значит быть вежливым?

Тестирование. ( Приложение № 1)

14.

Введение понятия «этикет», история этикета,

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Речевой этикет

Столовый этикет

15.

Виды этикета.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ.

Правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах , переговорах.

ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ. Свод общепринятых в армии правил , норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности.

ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ. Совокупность правил, традиций и условностей , соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ.

Регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице , в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах,церемониях , переговорах.



16.

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…»

Как учиться «вежеству». Анкетирование. (Приложение № 2)

17.

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…»

Слово- это тоже поступок. Слова извинения.Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».


18.

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…»

Анализ ситуаций. Как бы поступили вы?

Всегда есть выбор.

19.

Красота внешняя и внутренняя.

Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.

20.

Красота внешняя и внутренняя.

Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю». Вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков.

21.

Этикетные выражения при знакомстве.

Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка).

22.

Этикетные выражения при знакомстве.

Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом. Ролевые игры.

23.

Умей понять другого.

Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали.

24.

Умей понять другого.

Тест – игра «Умеете ли вы слушать».


25.

Слушаем – вдумываемся.

Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону.

26.

Слушаем – вдумываемся.

Правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.


27.

Слушаем – вдумываемся.

Тренинг. Беседа с психологом.

28.

Гостеприимство как национальная черта русских.

Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций.

29.

Гостеприимство как национальная черта русских.

Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

30.

Подарки. Давайте потанцуем.

Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»

31.

Пишите письма.

Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру

32.

Интернет и Этикет.

Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки.


33.

Раздели печаль и радость другого.

Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.


34.

Итоговое занятие.


Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».























ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. http://festival.1september.ru/articles/577109/

  2. 1.«Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.

  3. 3. «Вредные советы» Г. Остер

  4. 4.«Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

  5. 5.Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.

  6. 6.Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.

  7. 7. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.

  8. 9.«Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.

  9. http://www.etikets.ru





































Приложение № 1

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.







Приложение № 2.


"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень




Просмотр содержимого документа
«опт»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа рассчитана на детей 8 летнего возраста.

Цель программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.









Содержание программы

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности во 2 классе- 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Содержание работы

Форма работы

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи .

Программы и проекты

«Труд лечит, а лень портит человека»

«Хитрая бумага»

Форма подведения итогов

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.



Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

2 . Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование;



































3. Содержание программы


В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:


  1. Мои поручения в классе и дома (10 ч.)

Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.



    1. Вводное занятие. Режим дня школьника. (2 часа)

    2. Организация дежурства в классе. (2 часа)

    3. Генеральная уборка в классе. (2 часа)

    4. Мои поручения дома. (2 часа)

1.5. Составить свой режим дня. (2 часа)


  1. Комнатные растения (12 ч.)

Основная задача этого блока состоит в том, чтобы ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений.


2.1. Комнатные растения в доме. (3 часа)

2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома. (3 часа)

2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (3 часа)

2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (3 часа)


  1. Книжкина больница (10 ч.)

Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.


    1. Содержание в порядке своих книг и тетрадок. (2 часа)

    2. Мелкий ремонт книг. (3 ч.)

    3. Изготовление закладок для книг. (3 часа)

    4. Изготовление книжных обложек. (2 часа)


  1. Шефская помощь (10 ч.)

Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.


    1. Изготовление елочных игрушек. (4 часа)

    2. Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро». (2 часа)

    3. Проведение подвижных игр для дошкольников. (2 часа)

    4. Мероприятие, посвященное дню Книги. (2 часа)

  1. Берегите птиц (12 ч.)

Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.


    1. Зимующие и перелетные птицы. (3 часа)

    2. Какую пользу приносят птицы. (3 часа)

    3. Изготовление вместе с родителями кормушки. (3 ч.).

    4. Экскурсия в березовую рощу. (1 час)

    5. Рисунок птицы. (2 часа)


  1. Школьный двор - лучший двор (14 ч.)

Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью


    1. Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».

    2. Уборка территории школьного двора.

    3. Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.

    1. Уход за многолетними растениями на территории школы.












Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие.


1

2.

Режим дня школьника.


1

3.

Кто для нас трудиться.


1

4.

Организация дежурства в классе.


1

5.

Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей.


1

6.

Генеральная уборка в классе.


1

7.

Мои поручения дома.


1

8.

Выставка рисунков «Я помогаю дома».


1

9.

Составление своего режима дня.


1

10

Составление своего режима дня.


1

11.

Комнатные растения в доме.


1

12.

Аппликация «Мой любимый цветок».


1

13.

Цветы в нашей жизни».


1

14.

Комнатные растения в классе.


1

15.

Правила ухода за комнатными растениями.


1

16

Уход за комнатными растениями.


1

17.

Цветочные растения на клумбе.


1

18.

Викторина «Садовые цветы».


1

19.

Составление дизайна цветочной клумбы.


1

20.

Составление дизайна цветочной клумбы.


1

21.

Проект «Цветы в нашей жизни».


1

22.

Проект «Цветы в нашей жизни».


1

23

Экскурсия в библиотеку. Беседа «Говорят вещи».


1

24.

Содержание в порядке своих книг и тетрадок.


1

25.

Мелкий ремонт книг.


1

26

Приёмы ремонта книг.


1

27.

Уход за обувью.


1

28.

Изготовление закладок для книг.


1

29

Изготовление закладок для книг.


1

30.

Операция «Книжкина больничка».


1

31.

Изготовление книжных обложек.


1

32.

Конкурс на лучшую книжную обложку.


1

33.

«Всякая вещь трудом создана». Творческая работа «Украшение к празднику».


1

34.

Подготовка к изготовлению новогодних украшений.


1

35.

Изготовление ёлочных игрушек. Мастерская Деда Мороза.


1

36.

Наряжаем ёлку. Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики». Украшение кабинета.


1

37.

«Что такое хорошо и что такое плохо».


1

38.

Акция « Спешите делать добро».


1

39.

Проведение подвижных игр. Игра «Салки».


1

40.

Проведение подвижных игр. Игра «Третий лишний»..


1

41.

Подготовка к классному часу.


1

42.

Классный час, посвящённый дню Книги.


1

43.

Зимующие птицы.


1

44.

Беседа « Зимующие и перелётные птицы».


1

45.

Конкурс рисунков « Мир птиц».


1

46.

Какую пользу приносят птицы.


1

47.

Групповая работа «Что я знаю о птицах».


1

48.

Акция «Помоги зимующим птицам».


1

49.

Изготовление кормушки из бросового материала.


1

50.

Разработка дизайна кормушки.


1

51.

Развешивание кормушек.


1

52.

Экскурсия в берёзовую рощу.


1

53.

Рисунок птицы


1

54.

Рисунок птицы.


1

55.

Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».


1

56.

Экскурсия по школьному двору.


1

57.

Уборка территории школьного двора.


1

58.

Выращивание растений из семян для клумбы.


1

59.

Наблюдение за оформлением школьных клумб.


1

60.

Уход за деревьями на территории школы.


1

61.

Уход за цветами на клумбах.


1

62.

Генеральная уборка в классе.


1

63.

Личная гигиена школьника.


1

64.

Уборка территории школы.


1

65.

Акция «Наш двор самый лучший».


1

66.

Уход за цветами на клумбах. Рыхление, подкормка.


1

67.

Гигиена одежды.


1

68.

Проект «Наш двор».


1


Итого: 68 часа.











4. Прогнозируемы результаты


По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:

  • бережное отношение к окружающему миру,

  • положительное отношение к труду, уважение к людям труда;

  • умения применять навыки взаимопомощи,

  • формировать самостоятельность,

  • навыки работы в коллективе;

  • умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,

  • подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.































Литература, используемая педагогом :



1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина



Литература, рекомендуемая для детей и родителей :

1.Хоровод-круглый год (инсценировки ,песни) Изд.Учитель 2006г.

2. От осени до лета (стихи ,загадки ,пословицы ,православные праздники ,народные обычаи и поверья) М.:Просвещения.1998г.