СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Родное слово"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" для учащихся 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Родное слово"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО Зам.директора Директор школы

_____(Пороховая И.Г..) _______ (Костиди И.К.) _______ (Понизовцев В.В.)

___ ____________ 20___г . ___ _____________ 20_____г. _____________20______г.

Протокол №_______ Приказ № ________





Рабочая программа

факультативного курса

«Родное слово»

для 1 класса






Разработчик:

Чуркина Светлана Петровна,

учитель высшей категории







Рассмотрена на методическом совете ___________________ , протокол №1 .

Утверждена решением педагогического совета __________________, протокол №1.







с. Пригорское

2015 - 2016 учебный год





Пояснительная записка


Программа факультатива «Родное слово»составлена для учащихся 1класса, рассчитана на (1 час в неделю) 33 часа. Составлена на основе:


  • рекомендаций по внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе авторов рабочей программы по русскому языкуВ.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной (УМК «Школа России);

  • авторской программы факультатива по русскому языку Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой «Вентана-Граф», 2013г.

  • требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 06.10.2009 г. №373);

  • примерной основной образовательной программы начального обучения;

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

  • учебного плана МБОУ ПригорскаяСШ на 2015 – 2016уч.г. (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ);

  • годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

  • начальной и основной образовательных программ МБОУ Пригорская СШ.



Цель курса:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.


Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов повеления,

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией.

Курс по русскому языку «Родное слово» предназначен для

  • расширения словарного запаса учащихся;

  • расширения лингвистической информации;

  • расширению знаний о родном языке;

  • развития творческих способностей учащихся;

  • развития интереса к родному языку;

  • развитию интеллектуальных способностей учащихся;

  • развитию орфографической зоркости и грамотности учащихся;

  • воспитанию желания выражать свои мысли культурной, литературной речью;

  • воспитанию любви к родному языку;

  • воспитанию патриотизма.


Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, школьной библиотеке. Для проведения курса могут использоваться словари, книги, мультимедиа. Формы проведения могут быть различны: беседы, диалоги, конкурсы, утренники, олимпиады, выставки и т.д.


Содержание курса «Родное слово»


1 класс

1

Наша речь и наш язык

2

Текст

3

Предложение

4

Слово и его значение

11ч

5

Фонетика и графика


ИТОГО:

33ч


Тематическое планирование



1 класс

Наша речь и наш язык (5ч)

Умеем ли мы общаться (1ч)

Родной язык! Он с детства мне знаком! (1ч)

Речь вокруг нас (1ч)

Волшебные слова нашей речи. (1ч)

Что портит нашу речь? (1ч)


Текст (7ч)

Как красив и благозвучен русский язык! (1ч)

Русские народные сказки (2ч)

Потешки. Загадки. (1ч)

Русские народные песни. (1ч)

Проба пера. Сочиняем сказки. (2ч)


Предложение (3ч)

Кому и чему служит интонация? (1ч)

Русские пословицы и поговорки. (1ч)

Предложения загадки. (1ч)


Слово и его значение (11ч)

Сколько значений может быть у слова? (1ч)

Слова – «братья». (2ч)

Слова – «враги». (2ч)

Слова – «дедушки» и слова – «бабушки». (2ч)

Почему так говорят? (2ч)

Слова – «путешественники». (2ч)


Фонетика и графика (7ч)

Из истории письменности на Руси. (1ч)

Волшебная сила ударения. (1ч)

Чудесные превращения слов.(2ч)

Фонетические загадки. (3ч)






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Рук - тель ШМО: Зам. директора: Директор школы:

_______/ (Пороховая И.Г.) _______/ (Костиди И.К.) _______/ (Понизовцев В.В.)





Календарно – тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Родное слово»

в 1-б классе

на 2015 – 2016 учебный год









Составлено на основе Рабочей программы по внеурочной деятельности «Родное слово» для 1 класса, утвержденной на заседании педагогического совета

от ______________протокол №1


Количество часов по программе: ________________

Количество часов по планированию: _________________









Учитель: ______________ (Чуркина С.П.)




Тематическое планирование курса «Родное слово» 1 класс


п/п

Тема

Планир.

дата

Изменения

Наша речь и наш язык (5ч)

Умеем ли мы общаться?



Родной язык! Он с детства мне знаком!



Речь вокруг нас.



Волшебные слова нашей речи.



Что портит нашу речь?



Текст (7ч)

Как красив и благозвучен русский язык!



Русские народные сказки.



Русские народные сказки.



Потешки. Загадки.



Русские народные песни.



Проба пера. Сочиняем сказки



Проба пера. Сочиняем сказки



Предложение (3ч)

Кому и чему служит интонация?



Русские пословицы и поговорки.



Предложения загадки. Восстанавливаем события.



Слово и его значение (11 ч)

Сколько значений может быть у слова?



Слова – «братья».



Слова – «братья».



Слова-«враги».



Слова-«враги».



Слова – «дедушки» и слова – «бабушки».



Слова – «дедушки» и слова – «бабушки».



Почему так говорят?



Почему так говорят?



Слова – «путешественники».



Слова – «путешественники».



Фонетика и графика (7ч)

Из истории письменности на Руси.



Волшебная сила ударения.



Чудесные превращения слов.



Чудесные превращения слов.



Фонетические загадки.



Фонетические загадки.



Фонетические загадки.







Тематическое планирование курса «Родное слово» 2 класс


п/п

Тема

Планир.

дата

Фактич. дата

(изменения)

Текст (4ч)

Изобразительно – выразительные средства языка.



«Я Вам пишу…» Какие они – эти письма?



Проба пера.



Проба пера.



Слово и его значение (8 ч)

Словари – наши друзья и помощники.



Слова-синонимы.



Слова-антонимы.



Путешествие в страну фразеологизмов.



Путешествие в страну фразеологизмов.



В стране иностранных слов.



Устаревшие слова.



Состав слова (5ч)

Слова, как деревья ветвисты. (М.Танк)



К истокам слова.



Слова – родственники.



Как образуются слова?



Детское словотворчество.



Части речи (6ч)

Тематические группы слов (имён существительных, имён прилагательных, глаголов).



Тематические группы слов (имён существительных, имён прилагательных, глаголов).



Имена прилагательные в русских народных сказках.



Глаголы в былинах.



Я и моё имя.



Я и моё имя.



Фонетика и графика (5ч)

Из истории письменности на Руси.



Волшебная сила ударения.



Чудесные превращения слов.



Фонетические загадки.



Фонетические загадки.



Орфография (7ч)

Секреты орфографии.



Секреты орфографии.



Путешествие по островам орфографии.



Путешествие по островам орфографии.



Занимательная орфография.



Занимательная орфография.



Занимательная орфография.







Календарно - тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема

Планир.

дата

Изменения

Из истории языка (1ч)

1.

Старые и новые слова в языке. Сокровища бабушкиного сундука.



Лабиринты грамматики ( 6ч)

Слово в грамматике.



Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика.



Занимательная грамматика.



Занимательная грамматика.



Занимательная грамматика.



Занимательная грамматика.



Готовимся к конкурсу по языкознанию.



Готовимся к конкурсу по языкознанию.



Загадки простого предложения (5 ч)

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.



Необходимо дополнить.



Важные обстоятельства.



Стройтесь в ряд!



Запятые по местам!



О существительных по существу ( 12ч)

«Лебедь белая плывёт».



Может ли род быть общим?



Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?



Как быть, если нет окончания?



Один, два, много.



Почему именительный падеж назвали именительным?



Как работает родительный падеж?



«Щедрый» падеж.



Винительный падеж –великий маскировщик.



Падеж – работяга.



Любимая работа предложного падежа.



Кому принадлежат имена собственные?



Такие разные признаки предметов ( 8ч)

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.



«Красны девицы» и «добры молодцы».



Всё познаётся в сравнении.



Всегда ли «умный – умнейший»: сравниваем и оцениваем.



Что из чего и для чего?



Что кому принадлежит?



Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.



«Крокодиловы слёзы»







Пояснительная записка

Программа факультатива «Родное слово» составлена для учащихся 1-4 классов, рассчитана на 135 ч, 34 часа (1 час в неделю) в 1, 2, 3, 4 классе. Составлена на основе:

  • рекомендаций по внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе авторов рабочей программы по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России), авторской программы факультатива по русскому языку Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой «Вентана-Граф», 2013г.;

  • требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • примерной основной образовательной программы начального обучения;

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

  • учебного плана МБОУ ПригорскаяСШ на 2015 – 2016уч.г. (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ);

  • годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

  • начальной и основной образовательных программ МБОУ «Пригорская СОШ»;

Факультатив «Родное слово» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речевого характера, введение элементов этимологии и культурологи.

Цель курса:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;

- формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний;

- развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов повеления,

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией.

Курс по русскому языку «Родное слово» предназначен для

  • расширения словарного запаса учащихся;

  • расширения лингвистической информации;

  • расширению знаний о родном языке;

  • развития творческих способностей учащихся;

  • развития интереса к родному языку;

  • развитию интеллектуальных способностей учащихся;

  • развитию орфографической зоркости и грамотности учащихся;

  • воспитанию желания выражать свои мысли культурной, литературной речью;

  • воспитанию любви к родному языку;

  • воспитанию патриотизма.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рас­сматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхожде­нием слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании язы­ковых законов, потребности обучения различным способам познания язы­ковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответ­ственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изу­чения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов по­знания языка дают возможность учащимся находить пути решения иссле­довательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых оши­бок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнооб­разная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, на­блюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе фа­культатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную дея­тельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных об­ращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с чле­нами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и груп­повая) формирует умение использовать различные способы поиска ин­формации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно вы­слушивать собеседника и делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грам­матических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культур­ного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения фа­культатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматри­ваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы­ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В со­держание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимоло­гии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятелъностного под­хода. Каждый раздел программы предусматривает использование игро­вой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по­знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разно­образную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ лич­ной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит ре­шать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться разли­чать универсальные (всеобщие) ценности;

  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связан­ные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе боль­шой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изуче­нии русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Рук - тель ШМО: Зам. директора: Директор школы:

_______/ (Пороховая И.Г.) _______/ (Костиди И.К.) _______/ (Понизовцев В.В.)





Календарно – тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Родное слово»

в 4-б классе

на 2014 – 2015 учебный год









Составлено на основе Рабочей программы по внеурочной деятельности «Родное слово» для 4 класса, утвержденной на заседании педагогического совета

от ______________протокол №1


Количество часов по программе: ________________

Количество часов по планированию: _________________









Учитель: ______________ (Чуркина С.П.)



Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Планир. дата

изменения

Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч)

  1. Смотрю, говорю, слушаю.



  1. Смотрю, говорю, слушаю.



  1. Лексические загадки.



  1. Лексические загадки.



  1. Словесный конструктор.



  1. Занимательная грамматика.



  1. Занимательная грамматика.



Пора действовать! (14 ч)

  1. Для чего нужны глаголы?



  1. Для чего нужны глаголы?



  1. Делать и сделать — не одно и то же.



  1. Меняемся ролями.



  1. Меняемся ролями.



  1. Вчера, сегодня, завтра.



  1. Одно вместо другого.



  1. Она меня поняла и приняла.



  1. Кто говорит, кто действует?



  1. Сумею победить!



  1. Мечтаем и фантазируем.



  1. Дай-подай... и поезжай!



  1. Живые образы.



  1. Орфографический поединок.



Числа и слова (4 ч)

  1. Для чего нужны числительные?



  1. Важные даты истории нашей страны (города, края).



  1. Рекорды в цифрах.



  1. За семью печатями.



Прочные связи (7 ч)

  1. Треугольный шарик.



  1. Как водить машину за нос?



  1. Послушный «подчинённый».



  1. О «земляной» или «земной» красоте.



  1. Строгий «управляющий».



  1. В Сибири и на Урале.



  1. Связаны смыслом.



Любимые игры со словами (2ч)

1. Любимые игры со словами.



34.

2.Любимые игры со словами.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!