Пояснительная записка
4а, б класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС НОО
Программа для обучающихся 4 а, б класса призвана расширять и углублять знания о родном крае. Хакасия дает первоначальное знакомство с природным, животным, растительным миром, символикой, устным народным творчеством, знакомство с праздниками, с традициями общения и играми. Проведение подобных занятий позволит детям ощутить народную культуру в её целостности. Народная культура будет осваиваться детьми в процессе интеллектуальной, художественной творческой деятельности. Тематика и содержание занятий подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Актуальность.
Внеурочная деятельность «Родное слово» помогает обеспечить систему образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию. Научить людей жить вместе – одно из важнейших задач современной школы, и она может быть решена на концепции этнокультурного образования. Этнокультурное образование в условиях социума призвана решить двуединую задачу: освоение обучающимися культуры хакасского народа и воспитание уважения к ценностям других культур. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем значительно труднее и потребует не измеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт определяет его действия и поступки.
Цель: приобщение детей к родному языку и культуре родного края.
Задачи:
- Приобщать детей к родному языку;
- формировать интерес учащихся к культуре, к быту и к обычаям хакасского народа;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать дружелюбное и толерантное отношение к культуре народов, живущих на территории Республики Хакасия.
- воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, к культуре края, сохранения его традиций;
Формы работы:
- викторины, беседы и игры;
- выставки рисунков;
- соревнования;
- экскурсии;
- мероприятия, посвященные историческим датам.
Формы контроля:
Программа предполагает различные формы контроля.
творческие задания
викторины, конкурсы;
выставки;
творческая игра.
Описание места в плане внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в 4а, б классе ведется 2 часа в неделю.
Итого: 68 часа в год, продолжительность занятий 40 мин.
Форма подведения итогов:
- творческая работа
В 4 а, б классе работа ведется по направлению исторические памятники, достопримечательности Республики, природа, экологические проблемы. Знаменитые люди нашей республики, произведения искусства, фольклора, традиции и обычаи.
Возможные критерии результативности.
- Повышение активности учащихся во внеурочной деятельности, положительной динамики роста участия конкурсных программ, выставок, викторин, направленных на познавательную деятельность.
- увеличение количества учащихся во внеурочной деятельности
- рост уровня сплоченности детского коллективизма;
-повышение интереса учащихся к изучению родного края.
Планируемые результаты:
личностные - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к хакасской литературе, к культурам других народов.
- Сотрудничество в ходе реализации групповых творческих заданий.
метапредметные - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Родное слово» 4 а, б класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание | Из них |
Количество часов | теоретических | практических |
1 | Повторение пройденного | Закрепление пройденного материала за 3й. класс. | 5 | 3 | 2 |
2 | Моя школа | Новая лексика. Чтение авторских произведений, (стихотворения, тексты). Работа по картине. Составление связного текста. (устный и письменный). | 12 | 9 | 3 |
3 | Родственники | Рассказ о близких родственников. Работа по картине. Чтение авторских произведений. | 10 | 6 | 4 |
4 | Моё любимое время года | Отгадывание загадок. Составление связного текста. Работа с авторскими произведениями. Составление кроссвордов. Работа по картине. | 10 | 8 | 2 |
5 | Игры | Хакасские народные игры: словесные, настольные, спортивные игры. | 8 | 5 | 3 |
6 | Праздники | Государственные праздники РХ. Национальные народные праздники. | 8 | 6 | 2 |
7 | Продукты питания | Новая лексика. Хакасские национальные блюда. Этикет. Здоровое питание. | 9 | 7 | 2 |
8 | Домашние животные и птицы | Составление связного текста по картине. Дидактические, настольные, словесные, подвижные игры. Авторские произведения хакасских писателей. | 5 | 4 | 1 |
9 | Повторение | | 1 | - | 1 |
| Итого | | 68 | 48 | 20 |
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности «Родное слово» 4а, б класс.
№/п | Тема занятий | Дата | Примечание |
план | факт |
1 | Повторение пройденного в 3 классе. | | | |
2 | Собственные имена существительные. | | | |
3 | Повторение части речи. | | | |
4-5 | Текст.. | | | |
6-7 | Моя школа мой день . | | | |
8-9 | Словообразующие окончания. Числа . Десятичные числа | | | |
10-11 | Словообразующие окончания. Порядковые числа | | | |
12-13 | Вопросы Кем нi нименi | | | |
14-15 | Текст .Тема текста. Кемгi нимее Яша оолахтын чолы. | | | |
16 | Кемнi нyнименiн? Текст Наа школа. | | | |
17 | Письменная работа | | | |
18-19 | Мои родственники. Кемде? Нимеде? Моя семья. | | | |
20-21 | Мои родственники. Кемде? Нимеде? Моя семья. | | | |
22-24 | Кемнен? Нимеден? Моя бабушка. | | | |
25-26 | Кемнен? Нимеден? Моя бабушка. Письменная работа | | | |
27-28 | Вопрос Хайдаг? Мое любимое время года. | | | |
29-30 | Вопрос Хайдаг? Мое любимое время года. | | | |
31-32 | Вспоминаем лето. Вопрос Хайдаг? | | | |
33-34 | Вспоминая зиму. Ныг, нiг, тыг лыг, лыг | | | |
35-36 | Вспоминая зиму. Ныг, нiг, тыг лыг, лыг. Творческая работа | | | |
37-38 | Игры. Настоящее время глагола Ча, че. | | | |
39-40 | Игры. Настоящее время глагола Ча, че. | | | |
41-42 | Прошедшее время глагола. Правила поведения на улицы. | | | |
43-44 | Игра «Хазых» Творческая работа | | | |
45-46 | Праздники моего народа. Будущее время глагола. Окончания ар, ер, р. | | | |
47-48 | Праздник нового года. Будущее время глагола. Окончания ар, ер, р. | | | |
49-50 | Праздники весеннего цикла. | | | |
51-52 | Праздники весеннего цикла. Чыл пазы. Творческая работа. | | | |
53-55 | Продукты питания. Злаковая еда - Халасс | | | |
56-57 | Принимаем гостей дома. Национальная еда. | | | |
58-60 | Советы Оркечетiн. Правильное питание | | | |
61 | Творческая работа. | | | |
62-63 | Домашние животные. Вопросительные предложения. | | | |
64-65 | Домашние птицы Вопросительные предложения. | | | |
66-67 | Домашние птицы , животные Закрепление пройденного. | | | |
68 | Творческая игра. | | | |