МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВСКОЕ»
694403, Тымовский район, с. Кировское,
ул. Центральная, 71. Тел. 95-1-44
[email protected]
Утверждаю
директор школы
________________Иванова О. А.
«…….»…………………2013г.
Программа
коммуникативно-ориентированного курса «Родное слово»
2-4 классы
на 2013 -2016 уч. гг.
на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составлена учителем Сидоренко Александрой Владимировной.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. В начальных классах развитие речи обучающихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении предметов школьного курса.
Овладение речью – это способ познания действительности.
Наиболее существенный источник материала для связной речи – это жизненный опыт детей: их детство, школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, и, сколько бы ребёнок ни читал и ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта. Поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся у детей представлений, что тесно связано с развитием речи ребёнка, с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу надо с первых дней ребёнка в школе.
Школа работает над внедрением ФГОС, что предполагает у детей развитие творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирование у них высокой культуры речевого поведения.
Эти цели получают практическую реализацию в коммуникативно-ориентированном курсе «Родное слово ».
Программа не противоречит сформулированным в Стандарте требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям ее реализации. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования. Развитие речи самоценно на ступени начального общего образования как фундамент всего последующего образования.
Программа рассчитана на возраст детей 7—11 лет. Занятия проводятся во внеурочное время 1раз в неделю и являются продолжением программы дошкольного развития творческих способностей, где основной деятельностью являлась игровой.
В младшем школьном возрасте на первый план выходит учебная деятельность, однако игровая не утрачивает своей силы и актуальности. Поэтому игра во внеурочной деятельности особенно успешно способствует развитию познавательной активности и речи ребёнка. Школьник становится субъектом деятельности. В данном курсе развития речи, который в доступной для детей форме раскрывает основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, организации и планирования деятельности, воздействия на мысли и чувства, поведение людей, осуществляется личностный подход, предоставляется возможность для самореализации, для развития своих задатков и способностей.
На занятиях используются различные формы работы: игра, сказка, сценическая миниатюра, викторина, утренник, экскурсия и другое, предлагаются разные виды деятельности: игровая, трудовая, учебная, исследовательская.
Содержание курса призвано обеспечить:
Овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи и правильно понимать чужие.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности
Развитие детского речевого творчества.
Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка, литературы.
Развитие воображения, мышления, умения делать логические выводы.
Пробуждение наблюдательности, познавательной активности.
Формирование нравственных ценностей духовной культуры.
Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, самоуважения.
В курсе рассматриваются наименее разработанные в методике начального обучения вопросы развития связной речи. Задания расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребёнку совершенствоваться.
Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель освоения русского языка в школе – научить связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить воспринимать текст, передавать его содержание и создавать свой собственный текст, речевое произведение, высказывание.
Разнообразные виды работ направлены на формирование комплекса речевых умений:
внимание в устной речи к темпу, громкости, отчётливости произведения, манере поведения во время разговора
устные ответы на вопросы, объединённые одной темой;
составление предложений по сюжетным картинкам;
составление нескольких предложений, объединённых одной темой, под руководством учителя;
устное изложение текста по вопросам учителя;
составление рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учащимися (по серии картинок, по наблюдениям и впечатлениям, по нескольким опорным словам, продолжение рассказа, сказки по его началу, сочинение загадок, считалок и т.д.)
Во 2 – 4 классах действия обучающихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у обучающихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
информационно – содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении;
структурно – композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Особое место в курсе занимает воспитание культуры речевого общения, детское сочинительство, задания, направленные на развитие воображения, фантазии.
Система творческих работ направлена на то, чтобы ученики овладели следующими предметными умениями:
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
составлять тексты в устной и письменной формах;
понять тему сочинения, раскрыть её;
передать в своём сочинении определённую идею;
собирать и отбирать материал для сочинения;
составлять план своего рассказа;
правильно, логически последовательно выражать свои мысли.
обогащать жизненный опыт;
активизировать словарный запас.
Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по природоведению, изобразительному искусству, литературе, театру и т.д.
Требования Стандарта задают ориентиры оценки не только предметных умений, но и личностных и метапредметных результатов освоения о программы.
К предполагаемым личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся умения:
гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;
сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;
понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;
уважать чужое мнение; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
уметь слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
К предполагаемым метапредметным результатам обучающихся относятся универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:
находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь организовать собственную деятельность;
планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Формы подведения итогов:
праздник читательских удовольствий,
составление сборников творческих работ и презентация детских книг,
подбор материала и выпуск газет к предметной неделе гуманитарных наук
конкурс театрального мастерства,
концерты для детей и родителей,
выступления перед воспитанниками детского сада,
школьные и районные смотры юных талантов и др.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-технические условия реализации программы должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований:
санитарно-гигиенических норм;
социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места);
пожарной и электробезопасности;
расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске). изобразительного искусства.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
создания и использования информации: письмо, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет;
создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
планирования учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений.
Календарно – тематическое планирование кружка
«Родное слово »
2класс (34 часа)
№ | Тема занятий | Количество часов | Содержание | Виды деятельности |
1. | Устная речь. Выразительная речь – это искусство | 3ч | Говорить выразительно. Основной тон высказывания. | Игры, разыгрывание диалогов, чтение стихов |
1.1 | Всё равно тебе водить… | 1ч | Особенности стихотворной речи – рифма, ритм;
Определение ритма в считалке, | Составление словаря рифм, Сочинение считалок, презентация книжки – малышки считалок |
1.2 | О чём рассказывает считалка. Языковые особенности считалок. | 1ч |
1.3 | Сочиняем считалку | 1ч |
2 | Текст | 7ч. | | |
2.1 | Тематический словарь | 1 | Слова на одну тему, тематическая группа слов | Составление тематических словарей, исследование. |
2.2 | Составление словаря вежливости и этикета | 1 | Этикет, волшебные слова | Конкурс на самый большой словарь вежливости |
2.3 | Как строится текст | 1 | Структура текста: зачин, начало, основная часть, концовка | Практические занятия, Определение частей текста, основной мысли текста |
2.4 | Тот же текст, да не совсем | 1 | Пересказ, изложение синонимы | Подбор синонимов, словарик синонимов |
2.5 | Изложение текста по обобщённым вопросам | 1 | Построение предложений в зависимости от контекста | Анализ изложений |
2.6 | Восстановление текста с пропущенными словами | 1 | Точно употреблять слова в тексте, находить синонимы | |
2.7 | Чтоб было всё понятно | 1 | Важные для понимания текста детали | Анализ пересказов, выделение главного и второстепенного. |
3 | О чём рассказывает план | 1ч | План, оглавление. Пункты плана | Составление планов, редактирование текстов |
4 | Тексты бывают разными | 5ч | | |
4.1 | Виды текстов | 1 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение | Исследование текстов разных типов |
4.2 | Текст – Рассуждение Самое беспокойное слово на свете | 1 |
Текст – рассуждение, почему и потому. | Наш «Клуб Почемучек» Конкурс на лучший вопрос |
4.3 | Я думаю…мне кажется… | 1 | Объяснять, доказывать | Сказочная история про Почему и Потому |
4.4 | Сочини сказку! | 2 | Перевирание сказки | Конкурс вралей |
5 | Текст – описание | 12ч | | |
5.1 | Как увидеть то, чего не видим | 2 | Отбор признаков предмета, главное в описании, Выделить, отличить, найти, сравнительное описание | Сравнительные описания «Самый острый глаз в мире» |
5.2 | Только так, а не иначе | 2 | Основное правило сравнения | |
5.3 | Сравни и опиши | 2 | Структура сравнительного описания | Игра «Типография» |
5.4 | Увидел, услышал - рассказал | 2 | Текст - рассказ | Письмо невыдуманного рассказа |
5.5 | Начать, продолжить, закончить | 2 | Составляющие рассказа | Упражнение «отгадай сказку»; |
5.6 | Опорные слова | 2 | Ключевые слова, стержневые, Определение самых главных слов |
6. | Рассказ – в пьесу | 2ч | Переделывание рассказа в пьесу | Спектакль |
7. | Я - издатель и редактор газеты | 4ч | Подбор материала для классной газеты | Издание классной газеты по рубрикам |
| Всего: | 34ч. | | |
3 класс (34 часа)
№ |
Тема занятий | Количество часов | Содержание | Виды деятельности |
1 | Речь и её значение в жизни. Устная речь… Живое слово. | 4ч. | | |
1.1 | Учимся говорить легко и свободно. Выделяй голосом. | 1ч. | Художественная речь нужна, чтобы влиять на чувства людей, логическое ударение | Диалоги, разыгрывание диалогов, конкурсы чтецов |
1.2 | Об одном и том же по – разному. | 1ч. |
1.3 | Загадки. Маленькие хитрости отгадки. | 2ч. | Метафора. Виды загадок. Сочинение загадок. Слова – загадки и их разгадки. | Игра в ТАБУ. Презентация книжки – малышки с загадками |
2 | Культура общения | 4ч | | |
2.1 | Ежели вы вежливы… | 1ч | Устное и письменное приглашение. Поздравление устное и письменное. Вежливость. | Словарь вежливых слов. Праздник Чаепития. |
2.2 | Добро пожаловать! | 1ч |
2.3 | Чтобы гостю было приятно | 1ч |
2.4 | Поздравляем и желаем. | 1ч |
3 | Текст | 26ч. | | |
3.1 | О чём говорится в тексте. Широкие и узкие темы. | 1ч. | Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы темы. | |
3.2 | Как найти основную мысль текста | 2ч. | Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована. | |
3.3 | Перескажи кратко | 2ч. | Сжатое сообщение о теме, об основной мысли текста. Аннотация. | Отзыв на прочитанную книгу, редактирование. |
3.4 | Объединяем и исключаем | 2ч. |
3.5 | Сделай вывод! | 1ч. | Рассуждение – доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата в рассуждении. | |
3.6 | Во – первых, во – вторых, в- третьих… | 2ч. | Несколько доказательств в рассуждении. | |
3.7 | Настоящий или ложный. | 1ч. | Сравнительное описание, состоящее, из двух частей.
Биография и автобиография. | |
3.8 | Присмотрись внимательно | 2ч. | |
3.9 | Кем был твой прадед | 2ч. | Ведение дневника. Сочинение о бабушках к празднику «Бабушки и внуки» |
3.10 | «Хочу я разведать, что делают дети на свете» | 2ч. |
3.11 | Один день моей жизни | 1ч. |
3.12 | История моей жизни | 1ч. |
3.13 | Весёлые рассказы. | 1ч. | Весёлые рассказы | Уголок юмора и всякие хитрости |
3.14 | Смешно о смешном | 1ч. |
3.15 | Живые смешинки. Мы делаем живые смешинки. | 1ч. |
3.16 | Моя газета | 2ч. | Газетные материалы. Составление текстов – подписей к фотографиям | Я – издатель, фотограф и редактор газеты. Экскурсия в издательство газеты |
3.17 | Особенности газетных материалов | 1ч. |
3.18 | Фотографии в газете.
Всего: 34 часа. | 1ч.
|
4 класс (34 часа)
№ |
Тема занятий | Количество час. | Содержание | Виды деятельности |
1 | Речь и её значение в жизни. | 6ч. | | |
1.1 | Прочитай и выполняй. | 1ч. | Влияние речи на поступки людей | |
1.2 | Вывески на улицах города. Прохожий, остановись! |
3ч. |
Письменные и устные объявления | Сочинение «Пропала собака» |
1.3 | Приходите все! | Уголок юмора и чудес, всякие хитрости. |
1.4 | Посторонним вход воспрещён! |
1.5 | Внимание! Внимание! Спешите! Торопитесь Покажи товар лицом. | 2ч. | Афиша. Школьная реклама. | Спектакль |
2 | Культура общения | 2ч. | | |
2.1 | Если вы не можете выполнить просьбу | 1ч. | Извинение и отказ | Разыгрывание ситуаций |
2.2 | Не надо ссориться | 1ч. | Спор, но не ссора |
3 | Текст | 26ч. | | |
3.1 | Как найти основную мысль текста | 3ч. | Основная мысль в заголовке текста. Точность и полнота объяснительно – доказательной части в рассуждении. | Практические занятия |
3.2 | Объясни и докажи убедительно | 2ч. |
3.3 | Где тут Ваня, где тут Саня? Было – не было. Услышал, запомнил, рассказал. О себе и о других. | 2ч. | Сравнительное описание в художественной речи. Рассказы на основе услышанного (увиденного). | Наш «Клуб сочинителей» |
3.4 | Общение на расстоянии. | 1ч. | Письмо близкому (родному) человеку, поздравительная открытка.
Переписка. |
Письма близким людям, друзьям |
3.5 | Я пишу письмо. Здравствуй… до свидания. | 2ч. |
3.6 | Поздравительное письмо. | 2ч. |
3.7 | Письмо родным и близким. | 2ч. |
3.8 | Личный дневник. | 1ч. | | |
3.9 | Письмо в газету. Коротко о важном. | 3ч. | Газета. Письмо в газету. Заметка в школьную стенгазету. Устный репортаж. Я – репортёр, издатель и редактор газеты. Юные годы будущих талантов. | Заметка в школьную газету. Выпуск классной газеты «Так начинались школьные годы…» |
3.10 | С места событий. | 2ч. |
3.11 | Ты – репортёр. | 1ч. | Репортаж, посвящённый окончанию начальной школы. |
3.12 | Сочиняю для себя | 5ч. | Подготовка материалов для публикации | Презентация книги с творческими работами юных талантов. |
| Всего: | 34 ч. | | |
Список литературы
№ п/п |
Название |
1. | Практическое пособие по развитию речи. Аквариум, 1998г. |
2. | Дидактический материал по развитию речи в начальной школе.1-4 классы. Ростов-на- Дону, 2003г. |
3. | Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. М. Грамотей, 2006г. |
4. | Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Серия «Стандарты второго поколения». Просвещение, 2009г. |
5. | Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М. «Просвещение», 1992г. |
6. | Синицына Е. Умные Загадки (серия – «Через игру к совершенству». М. «Лист», 1997г. |
7. | Т. Л. Мишакина, С. Б. Чижикова.Тренажёр для учащихся.ФГОС. Формирование УУД, Москва, 2012г. |