Пояснительная записка
Рабочая программа курсов внеурочной деятельности «Семья и общество» разработана на основе требований результатам освоения общеобразовательной программы начального общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру общеобразовательной программы начального общего образования.
Данная программа предназначена для младших школьников, модифицирована и адаптирована к условиям деятельности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» и может быть реализована в любом учреждении дополнительного образования или внеурочной деятельности детей.
Курс внеурочной деятельности «Семья и общество» разработан в рамках социального направления.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально-педагогическая.
Цель – формирование социально-значимых ценностей и гражданско-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
I. Обучающие
1. Дать представление детям об общечеловеческих ценностях.
2. Способствовать приобретению знаний детьми о себе, семье, Родине.
3. Формировать представления об истории, культуре и традициях семьи и народа России; правах людей.
II. Воспитательные
1. Воспитывать чувство любви и уважение к семье, людям, Отчизне.
2. Способствовать осознанию себя как личности, члена семьи и общества, носителя культуры и традиций своего народа.
3. Воспитывать в детях ответственное отношение к созданию в будущем своей семьи, сохранению семейных традиций и ценностей.
III. Развивающие
1. Развивать чувственно-эмоциональную сферу обучающихся, творческую и познавательную активность детей.
Социально-политическая нестабильность современной России привела к расслоению общества на богатых и бедных, отсутствию идеалов, сплоченности, патриотизма у молодежи, культу Запада. Кризис общества привел к кризису «института семьи»: снизилась рождаемость, увеличилось число разводов, неблагополучных семей, брошенных и педагогически запущенных детей, изменились ролевые семейные функции супругов, растет непонимание между детьми и родителями. Гражданско-патриотическое воспитание детей является актуальной задачей современного образования. Генеральной целью образовательной политики Кемеровской области является создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина, воспитания в нем инициативы, трудолюбия, нравственных качеств, включение регионального компонента образования.
Курс направлен на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей младшего школьного возраста во взаимодействии с семьей и окружающей жизнью. Имеет социально-педагогическую направленность, так как способствует разрешению проблем социализации личности ребенка через осознание себя как члена семьи и общества, носителя культуры и традиций своего народа.
Актуальность курса внеурочной деятельности. Ни один человек не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти качества вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности.
Причины введения курса внеурочной деятельности
Курс «Семья и общество» предназначен для работы с 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллективизма, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия.
Семья – важнейший момент социализации детей, основа развития патриотических чувств.
Патриотизм как система качеств личности включает в себя 3 основных компонента: эмоционально-чувственная, духовно-ценностная, практически-деятельностная. Наиболее характерно для начальной школы развитие эмоционально-чувственной сферы, включающей чувство любви к родным, близким, к малой Родине, веру в силы и возможности своего народа, гордость за него, любовь к семье, Родине, национальной культуре, сопричастность к проблемам семьи, страны, общества.
Связь курса внеурочной деятельности с программой воспитания и социализации учащихся
Курс внеурочной деятельности учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей в выборе содержания, методов обучения и форм занятий.
Курс внеурочной деятельности построен в соответствии с дидактическими принципами: открытость и вариативность содержания, построение от простого к сложному, преемственность, перспективность, последовательность, систематичность, научность и доступность.
Отличительная особенность данной дополнительной программ заключается в том, что главной ценностью данной программы является личность ребенка. Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.
Рабочая программа курса «Семья и общество» рассчитана на 2 часа в неделю в каждом классе с первого по четвертый. Всего занятий: 1 класс – 66 часов; 2, 3, 4 классы – 68 часов.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Реализация курса внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых результатов, определяемых потребностями общества, семьи и личностными возможностями младших школьников. К числу планируемых результатов освоения программы курса относятся: личностные и метапредметные результаты.
Среди личностных результатов выделяются: готовность и способность учеников начальной школы к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, выражающие их социальные компетентности, комплекс личностных качеств, целостное восприятие окружающего мира.
К метапредметным результатам относятся: умение осуществлять выбор, основанный на познании семьи и общества, при чтении литературы, просмотре фильмов, в играх; умение объяснить ценность познания, важность собственной учебы для семьи, общества и государства; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, оценочные суждения, стремление их обосновать, приводить аргументы.
Реализация данной программы предполагает ожидаемый результат:
формирование ведущих интегративных качеств личности;
самопознание, самовыражение, самореализация, инициативность;
формирование коллективизма;
педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами такими как, родители и школа;
творческий подход;
устойчивый интерес к истории своей семьи;
уважительное и доброжелательное уважение к людям.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 год обучения
Цель: создание условий для развития эмоционально-чувственной сферы младших школьников через приобщение к знаниям о себе, семье, Родине, мире людей.
Задачи:
1. Формировать основы знаний о себе, семье, Родине, культуре и традициях народа, своих правах.
2. Формировать основы знаний об общечеловеческих ценностях: добро, любовь, уважение, вежливость.
3. Воспитывать уважительное отношение к родным и окружающим людям.
4. Развивать эмоционально - чувственную сферу детей, их творческую активность через творческие игры и рисование.
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
1. | Раздел «Я и семья» | 12 |
2. | Раздел «Я и Родина» | 23 |
3. | Раздел «Я и мир» | 31 |
| Итого: | 66 |
2 год обучения
Цель: создание условий для дальнейшего развития чувства любви и уважения к семье, Родине, народу.
Задачи:
1. Способствовать углублению и осмыслению знаний детей об истории и традициях семьи, Родины, о своих правах, планете Земля.
2. Расширять знания детей об общечеловеческих ценностях.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к родным и окружающим людям.
4. Развивать познавательную и творческую активность, общительность.
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
1. | Раздел «Я и семья» | 14 |
2. | Раздел «Я и Родина» | 23 |
3. | Раздел «Я и мир» | 31 |
| Итого: | 68 |
3 год обучения
Цель: создание условий для формирования стремления обучающихся сохранять семейные традиции и участвовать в освоении национальной культуры.
Задачи:
1. Способствовать систематизации и углублению знаний о себе, истории, культуры семьи и страны.
2. Воспитывать стремление действовать на основе общечеловеческих ценностей.
3. Воспитывать гражданско-патриотические чувства к семье, Родине, обществу.
4. Способствовать проявлению познавательной и творческой активности детей, их приобщению к культуре семьи, страны.
№ п/п | Название раздела, темы | Всего |
1. | Раздел «Я и семья» | 14 |
2. | Раздел «Я и Родина» | 23 |
3. | Раздел «Я и мир» | 31 |
| Итого: | 68 |
4 год обучения
Цель: формирование стремления учащихся сохранять семейные традиции и участвовать в освоении национальной культуры.
Задачи:
1. Способствовать систематизации и углублению знаний о себе, истории, культуры семьи и страны.
2. Воспитывать стремление действовать на основе общечеловеческих ценностей.
3. Воспитывать гражданско-патриотические чувства к семье, Родине, обществу.
4. Способствовать проявлению познавательной и творческой активности детей, их приобщению к культуре семьи, страны.
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
1. | Раздел «Я и семья» | 14 |
2. | Раздел «Я и Родина» | 23 |
3. | Раздел «Я и мир» | 31 |
| Итого: | 68 |
Раздел «Я и семья»
Раздел «Я и семья» имеет интегративный характер. Он направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения. Учащиеся приобретают и определенный опыт творческой деятельности, важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Раздел «Я и Родина»
Раздел «Я и Родина» духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
В области формирования семейной культуры:
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений.
Раздел «Я и мир»
Мир – это понятие, которое имеет много значений. Мир - это жизнь; это земля, на которой мы живём; мир - это то что нас окружает; мир - это добро и любовь; мир - это глобус в школе или на карте - мир это духовное состояние! мир это жизнь в согласии и мире; это красиво; мир - это совокупность человеческих отношений мир это просто то, что нас окружает. У каждого человека своя собственная Вселенная. У каждого человека имеется бесконечное количество пространств и вариантов развития событий.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Первый год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Теория | Практика | Всего | Определение основных видов учебного курса |
1. | Раздел «Я и семья» | 6 | 6 | 12 | Изучать: представление о мире человеческих ценностей, взаимоотношений, истории, культуре семьи, Родины. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения, обучающие и справочные электронные издания. Планировать: устойчивый интерес к истории своей семьи; эмоциональное отношение к себе, своей семье, окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
1.1. | Кто я? Какой я? | 3 | 3 | 6 |
1.2. | Я и моя семья | 3 | 3 | 6 |
2. | Раздел «Я и Родина» | 10 | 13 | 23 | Изучать: представление о взаимоотношениях, истории, культуре Родины. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения, обучающие и справочные электронные издания. Планировать: устойчивый интерес к окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
2.1. | Мой родимый уголок | 3 | 5 | 8 |
2.2. | Россия – Родина моя | 3 | 4 | 7 |
2.3. | Культура и традиции русского народа и семьи | 4 | 4 | 8 |
3. | Раздел «Я и мир» | 11 | 20 | 31 | Изучать: представление о мире человеческих ценностей, взаимоотношений, истории, культуре семьи, Родины. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения, обучающие и справочные электронные издания. Планировать: устойчивый интерес к истории своей семьи; эмоциональное отношение к себе, своей семье, окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
3.1. | Мир профессий | 4 | 4 | 8 |
3.2. | Права детей | 3 | 3 | 6 |
3.3. | На защите мира | 4 | 4 | 8 |
3.4. | Земля – наш общий дом | 1 | 3 | 6 |
3.5. | Резервные часы | - | 3 | 3 |
| Итого: | 27 | 39 | 66 | |
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по годам обучения используются следующие формы: опрос (1-2 раза в неделю), тестирование (2 раза в год), конкурсы (2 раза в год).
Второй год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Теория | Практика | Всего | Определение основных видов учебного курса |
1. | Раздел «Я и семья» | 6 | 8 | 14 | Изучать: уважительное отношение и любовь к семье, Родине, другим людям; поведение в соответствии с морально-этическими нормами. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения, обучающие и справочные электронные издания. Планировать: уважительное и доброжелательное уважение к людям; эмоциональное отношение к себе, своей семье, окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
1.1. | Кто я? Какой я? | 3 | 3 | 6 |
1.2. | Я и моя семья | 3 | 5 | 8 |
2. | Раздел «Я и Родина» | 12 | 11 | 23 | Изучать: уважительное отношение и любовь к Родине, другим людям. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения. Планировать: уважительное и доброжелательное уважение к окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
2.1. | Мой родимый уголок | 4 | 4 | 8 |
2.2. | Россия – Родина моя | 4 | 3 | 7 |
2.3. | Культура и традиции русского народа и семьи | 4 | 4 | 8 |
3. | Раздел «Я и мир» | 12 | 19 | 31 | Изучать: уважительное отношение и любовь к семье, Родине, другим людям; поведение в соответствии с морально-этическими нормами. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения, обучающие и справочные электронные издания. Планировать: уважительное и доброжелательное уважение к людям; эмоциональное отношение к себе, своей семье, окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
3.1. | Мир профессий | 4 | 4 | 8 |
3.2. | Права детей | 3 | 3 | 6 |
3.3. | На защите мира | 4 | 4 | 8 |
3.4. | Земля – наш общий дом | 1 | 3 | 4 |
3.5. | Резервные часы | - | 5 | 5 |
| Итого: | 30 | 38 | 68 | |
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по годам обучения используются следующие формы: опрос (1-2 раза в неделю), тестирование (2 раза в год), конкурсы (2 раза в год).
Третий год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Теория | Практика | Всего | Определение основных видов учебного курса |
1. | Раздел «Я и семья» | 7 | 7 | 14 | Изучать: экологическая культура; представление о мире человеческих ценностей, взаимоотношений, истории, культуре семьи, Родины; уважительное отношение и любовь к семье, Родине, другим людям; поведение в соответствии с морально-этическими нормами. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения, обучающие и справочные электронные издания. Планировать: эмоциональное отношение к себе, своей семье, окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
1.1. | Кто я? Какой я? | 3 | 3 | 6 |
1.2. | Я и моя семья | 4 | 4 | 8 |
2. | Раздел «Я и Родина» | 12 | 11 | 23 | Изучать: представление о мире человеческих ценностей, взаимоотношений, истории, культуре семьи, Родины; уважительное отношение и любовь к семье, Родине, другим людям. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения. Планировать: эмоциональное отношение к себе, окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
2.1. | Мой родимый уголок | 4 | 4 | 8 |
2.2. | Россия – Родина моя | 4 | 3 | 7 |
2.3. | Культура и традиции русского народа и семьи | 4 | 4 | 8 |
3. | Раздел «Я и мир» | 11 | 20 | 31 | Изучать: представление о мире человеческих ценностей, взаимоотношений, истории, культуре семьи, Родины; уважительное отношение и любовь к семье, Родине, другим людям; поведение в соответствии с морально-этическими нормами. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения. Планировать: эмоциональное отношение к себе, своей семье, окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
3.1. | Мир профессий | 3 | 5 | 8 |
3.2. | Права детей | 3 | 3 | 6 |
3.3. | На защите мира | 4 | 4 | 8 |
3.4. | Земля – наш общий дом | 1 | 3 | 4 |
3.5. | Резервные часы | - | 5 | 5 |
| Итого: | 30 | 38 | 68 | |
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по годам обучения используются следующие формы: опрос (1-2 раза в неделю), тестирование (2 раза в год), конкурсы (2 раза в год).
Четвертый год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Теория | Практика | Всего | Определение основных видов учебного курса |
1. | Раздел «Я и семья» | 7 | 7 | 14 | Изучать: уважительное отношение и любовь к семье, Родине, другим людям; поведение в соответствии с морально-этическими нормами; представление о мире человеческих ценностей, взаимоотношений, истории, культуре семьи, Родины. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения, обучающие и справочные электронные издания. Планировать: эмоциональное отношение к себе, своей семье, окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
1.1. | Кто я? Какой я? | 3 | 3 | 6 |
1.2. | Я и моя семья | 4 | 4 | 8 |
2. | Раздел «Я и Родина» | 12 | 11 | 23 | Изучать: уважительное отношение и любовь к семье, Родине, другим людям Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения, обучающие и справочные электронные издания. Планировать: эмоциональное отношение к себе, своей семье, окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
2.1. | Мой родимый уголок | 4 | 4 | 8 |
2.2. | Россия – Родина моя | 4 | 3 | 7 |
2.3. | Культура и традиции русского народа и семьи | 4 | 4 | 8 |
3. | Раздел «Я и мир» | 11 | 20 | 31 | Изучать: уважительное отношение и любовь к семье, Родине, другим людям; поведение в соответствии с морально-этическими нормами; представление о мире человеческих ценностей, взаимоотношений, истории, культуре семьи, Родины. Использовать: индивидуальные и групповые формы обучения. Планировать: эмоциональное отношение к себе, своей семье, окружающим, культуре, родному городу, краю, Отечеству, планете Земля. |
3.1. | Мир профессий | 3 | 5 | 8 |
3.2. | Права детей | 3 | 3 | 6 |
3.3. | На защите мира | 4 | 4 | 8 |
3.4. | Земля – наш общий дом | 1 | 3 | 4 |
3.5. | Резервные часы | - | 5 | 5 |
| Итого: | 30 | 38 | 68 | |
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по годам обучения используются следующие формы: опрос (1-2 раза в неделю), тестирование (2 раза в год), конкурсы (2 раза в год).
1 год обучения
1. Раздел «Я и семья»
Тема 1.1. «Кто Я? Какой Я?»
Теоретическая часть. Введение. Человек, семья, общество. Я – человек, ребенок… я и мое имя. Рассказ о значении имен. Какой я? Чем похож и отличаюсь от других людей. Почему человек не может жить без семьи и общества людей?
Практическая часть.
1. Рисование по теме «Мой портрет», «Солнышко».
2. Игры на знакомство и самопознание детей «Позови ласково», «Потерялся», «Клубок», «Подарок».
3. Чтение сказки Киплинга «Маугли».
4. Диагностика воспитанности.
Тема 1.2. «Я и моя семья»
Теоретическая часть. Семья: понятие, какие бывают семьи. Для чего нужна семья. Члены семьи, качества членов семьи. Любовь мамы и папы. Взаимоотношения в семье. Традиции семьи. Чтение и обсуждения сказок и рассказов о семье.
Практическая часть.
1. Рассказы детей о своих родителях и близких.
2. Рисование по теме «Моя семья», «Портрет мамы», «Ладошка».
3. Работа по семейным фотографиям.
4. Практикум «Приятное для папы», «Ласковые руки».
5. Разыгрывание сценок о семье, решение этических задач.
6. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
7. Оформление стенгазеты.
2. Раздел «Я и Родина»
Тема 2.1. «Мой родимый уголок»
Теоретическая часть. Знакомство детей с понятием «малая родина». Дом, родная улица, школа. Новокузнецк – мой родной город. История возникновения города, его достопримечательности. Учреждения культуры, трудовой деятельности людей.
Практическая часть.
1. Целевые прогулки по улицам родного города.
2. Рассматривание иллюстраций, открыток с видами города.
3. Рисование по теме «Новокузнецк – любимый город». Выставка детских рисунков.
4. Дидактическая игра «Что в родном городе есть».
Тема 2.2. «Россия – Родина моя»
Теоретическая часть. Знакомство с понятиями Родина, Отчизна. Образ Родины в представлении детей. Символика страны: флаг, герб, гимн. Москва – столица России. Россия – многонациональная страна.
Практическая часть.
1. Рассматривание географической карты России.
3. Рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна России.
4. Дидактическая игра «Узнай наш флаг».
5. Беседы о Родине. Чтение стихотворений о России, Москве.
6. Рассматривание иллюстраций о Родине, исторических достопримечательностей Москвы.
7. Рисование по теме «Моя Родина», «Герб России», «Флаг России», «Кремль».
8. Рассматривание иллюстраций народных костюмов.
9. Рисование по теме «Народные костюмы».
Тема 2.3. «Культура и традиции русского народа»
Теоретическая часть. История возникновения Руси. Жизнь наших предков – славян. Условия быта и культуры славян. Традиции семьи и русского народа. Народные православные традиции (Рождество). Духовная культура русского народа.
Практическая часть.
1. Рассказы детей о традициях семьи.
2. Чтение русских народных сказок, литературных произведений.
3. Русские игры: «Яша», «Горелки».
4. Просмотр видеофильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Василиса Прекрасная», «Добрыня Никитич».
5. Изготовление поделок «Рождественский ангел», «Птица счастья».
3. Раздел «Я и Мир»
Тема 3.1. «Мир профессий»
Теоретическая часть. Труд, его значение. Русские народные промыслы. Профессии родителей. Такая профессия – Родину защищать. Труд хлеборобов. Я – помощником расту. Труд в семье. Кем быть? Чтение произведений о труде, профессиях.
Практическая часть.
1.Рассказы детей о профессиях родителей.
2. Рисование по теме «Папа и мама на работе», «Цветок помощи».
3. Изготовление открыток к праздникам «8 марта», «23 февраля», работа с соленым тестом «Прянички для мамы».
4. Сюжетно-ролевые игры «Водитель», «Стройка», «Школа».
5. Дидактические игры «Кому, что нужно», «Кто, что делает»
Тема 3.2. «Права детей»
Теоретическая часть. Ребенок – человек, с рождения имеющий права. Знакомство детей с понятиями: жизнь, право, защита, закон. Знакомство с правами и обязанностями детей и родителей. Чтение и обсуждение сказок «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят», рассказа «Умей за себя постоять».
Практическая часть.
1. Рисование по теме «Право на…»
2. Составление книги из рисунков «Мои права».
3. Игры «Помоги героям сказок», «Загадки из сундучка».
4. Кукольный театр «Три поросенка», «Колобок».
5. Решение этических задач.
6. Просмотр мультфильмов о правах детей.
7. Рассказы детей о своих правах и обязанностях.
Тема 3.3. «На защите мира»
Теоретическая часть. Беседа «Что значит Родину любить? Защитник Отчества, богатыри русские, героизм в мирное и военное время, ветеран войны и труда. 9 мая – День Победы. Чтение произведений о ВОВ, былин.
Практическая часть.
1. Рисование по теме «День Победы».
2. Экскурсия с детьми к памятнику солдата, возложение цветов.
3. Рисование на асфальте «Мы за мир».
4. Чтение стихов о войне и мире.
Тема 3.4. «Земля – наш общий дом»
Теоретическая часть. Земля – планета, наш общий дом. Я и моя семья. Я и мое Отечество.
Практическая часть.
1. Рассказы детей о семье, об Отечестве.
2. Рисование по теме «Я и мое будущее».
3. Разучивание стихов о семье, родном доме.
4. Итоговое выступление детей «Кошкин дом».
Тема 3.5. Резервные часы.
Практическая часть.
Игровые упражнения на закрепление ранее изученного материала.
Чтение художественной литературы.
Рисование.
Просмотр видео.
2 год обучения
1. Раздел «Я и семья»
Тема 1.1. «Кто Я? Какой Я?»
Теоретическая часть. Введение. ТБ. Личность. Характер человека: качества, как формируется. Общение людей и его составляющие: вежливость, уважение, доброта. Мое поведение.
Практическая часть.
Упражнение «Я и мои эмоции».
Тест «Знаю ли я себя».
Игры на сплочение детского коллектива.
Рисование по теме «Мой портрет».
Мир людей и в этом мире.
Диагностика уровня воспитанности.
Тема 1.2. «Я и моя семья»
Теоретическая часть. Я и мои родные. Мужчины и женщины в семье. Роли членов семьи. Фамилия. Любовь и уважение – основа семьи. Труд в семье. Чтение и обсуждение сказок о семье.
Практическая часть.
1. Рассказы родителей о семье, родных.
2. Рисование по теме «Мамины ладони», «Подарок для…», «Моя семья».
3. Работа по фотографиям.
4. Психологический тренинг «Вглядись в эти лица…», «Добрые взаимоотношения в семье».
5. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
2. Раздел «Я и Родина»
Тема 2.1. «Мой родимый уголок»
Теоретическая часть. Новокузнецк – город культуры. История и значение Кузнецкой крепости. Символика города Новокузнецка. История и современная жизнь Новокузнецка. Кузбасс – мой край родной. Чтение книги Лаврина В. «История Кузбасса в рассказах для детей».
Практическая часть.
1. Рисование по теме «Новокузнецк – мой родной город».
2. Фантазирование «Если бы я был мэром г. Новокузнецка».
3. Работа по иллюстрациям и открыткам с видами культурных учреждений г. Новокузнецка.
4. Экскурсия по улице.
5. Рисование по теме «Моя улица».
6. Викторина «Я знаю город».
7. Работа с географической картой Кемеровской области.
Тема 2.2. «Россия – Родина моя»
Теоретическая часть. Родина – мать, Отчизна, государство. Символика страны. Москва – столица России. Президент страны. Народы России. Экскурс в историю России – «Откуда есть пошла Земля русская».
Практическая часть.
1. Рисование по теме «Герб страны», «Россия – Родина моя».
2. Фантазирование «Если бы я был президентом страны».
3. Чтение стихов о России великих русских поэтов.
4. Путешествие по географической карте России.
Тема 2.3. «Культура и традиции русского народа»
Теоретическая часть. Традиции русского народа и семьи. Жизнь славян. Русский костюм. Праздники на Руси – Рождество, Колядки. Духовная культура народа. Этическая беседа «Духовное богатство и бедность». Чтение сказок А.С. Пушкина.
Практическая часть.
1. Рассказы детей о традициях семьи.
2. Чтение русских народных сказок, литературных произведений.
3. Русские игры: «Яша», «Горелки».
4. Просмотр видеофильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Василиса Прекрасная», «Добрыня Никитич».
5. Изготовление поделок «Рождественский ангел», «Птица счастья».
3. Раздел «Я и Мир»
Тема 3.1. «Мир профессий»
Теоретическая часть. Труд на Руси. Русские народные промыслы. Профессии родителей. Откуда хлеб пришел. Расширение представлений детей о труде хлеборобов. Профессия. Профессии родителей. Такая профессия – Родину защищать. Знакомство детей с историей праздников «8 марта», «23 февраля». Беседы с детьми о выборе профессий. Чтение произведений о труде авторов С.Михалкова, В.Осеевой. Экономика в семье и обществе.
Практическая часть.
1. Работа с иллюстрациями и дидактическими пособиями о профессиях, разных родов войск.
2. Рассказы детей «кем работают мои родители».
3. Фантазирование «Кем хочу стать».
4. Рисование по теме «Моя мама», «Кем хочу стать», «Родители на работе».
5. Изготовление изделий из соленого теста, подарков к 8 марта, 23 февраля.
6. Спортивные состязания. Игры.
Тема 3.2. «Права детей»
Теоретическая часть. Знакомство детей с Конвенцией о правах детей. Понятие – мнение, свобода, справедливость. Расширять представления детей о правах и обязанностях детей. Формировать представление детей о себе, как о равноправном гражданине своей страны.
Практическая часть.
1. Решение этических задач.
2. Рисование по теме «Мои права и обязанности».
3. Оформление стенда «Мои права».
4. Рассказы детей о своих правах, способах их защищать.
Тема 3.3. «На защите мира»
Теоретическая часть. Понятия: честь, долг, героизм. Как наши предки защищали Родину (Суворов, Кутузов). Именами героев названы улицы родного города. Знакомство детей со знаменитыми земляками-участниками ВОВ. Чтение произведений. Города – герои. Памятники. Воспитание патриотических чувств. Дружба народов. Воспитание дружелюбного отношения детей к людям разных национальностей.
Практическая часть.
1. Литературно-музыкальная композиция о ВОВ.
2. Экскурсия к памятнику солдата, возложение цветов.
3. Рисование по теме «Нет – войне!», «День Победы».
4. Чтение стихов о войне.
Тема 3.4. «Земля – наш общий дом»
Теоретическая часть. Человечество. Осмыслен6ие ребенком себя, как части всего человечества. Мир – доброта, согласие. Я – житель планеты Земля. Земля – наш общий дом.
Практическая часть.
1. Фантазирование «Я и мое будущее», «Я и моя семья».
2. Рисование по теме «Береги планету – другой такой нет на свете».
3. Мониторинг уровня воспитанности.
Тема 3.5. Резервные часы.
Практическая часть.
Игровые упражнения на закрепление ранее изученного материала.
Чтение художественной литературы.
Рисование. Просмотр видео.
3 год обучения
1. Раздел «Я и семья»
Тема 1.1. «Кто Я? Какой Я?»
Теоретическая часть. Введение. ТБ. Все мы разные. Характер. Самовоспитание, как способ совершенствования свой личности.
Практическая часть.
Эстафета откровений «Расскажи мне обо мне»
Психологическая игра «Комплименты».
Тесты «Кто я?», «Лесенка», «Я глазами других», «Я и сейчас и я в будущем».
Мониторинг уровня воспитанности.
Тема 1.2. «Я и моя семья»
Теоретическая часть. Семья: родословная. Воспитание в семье. Дети и взрослые – отношения на основе любви и доверия. Воспитание человечности.
Практическая часть.
1. Рисование по теме «Глаза мамы», «Солнце семьи».
2. Рассказы детей об истории семьи, фамилии.
3. Сочинения о родителях.
5. Тренинг добрых взаимоотношений в семье.
6. Составление родословного древа.
2. Раздел «Я и Родина»
Тема 2.1. «Мой родимый уголок»
Теоретическая часть. История и современная жизнь Новокузнецка, Кузбасса. Символика Новокузнецка, Кемеровской области, ее значение. Чтение книги Лаврина В. «История Кузбасса в рассказах для детей».
Практическая часть.
1. Рассказы детей о родном городе Новокузнецке.
2. Викторина «Я знаю город», «Путешествие по Кузбассу».
3. Рисование по теме «Новокузнецк – промышленный город».
4. Оформление выставки детских рисунков.
Тема 2.2. «Россия – Родина моя»
Теоретическая часть. История образования России. История Москвы. Символика России и других стран. Народы России, толерантные отношения, общие исторические и культурные корни. Великие люди России.
Практическая часть.
1. Рисование по теме «Россия – Родина моя».
2. Путешествие по памятным местам России – работа с географической картой и иллюстрациями.
3. Игра «Найди флаг страны».
4. Рисование флагов.
5. Чтение стихов о Родине.
Тема 2.3. «Культура и традиции русского народа»
Теоретическая часть. Культура и традиции народов России и семьи. Их отражение в современной жизни. Как жили наши предки. Дом, древние города. История русских народных праздников: Рождество, Масленица. Праздники разных народов. Отношение к природе.
Практическая часть.
1. Чтение сказок, стихов.
2. Изготовление поделок: куколка из ниток, ангелочек.
3. Рисование эскизов.
4. Работа с географической картой России: древние города, «Золотое кольцо России».
5. Рисование народных костюмов.
3. Раздел «Я и Мир»
Тема 3.1. «Мир профессий»
Теоретическая часть. Профессия. Должность. Трудовые династии. Я и моя будущая профессия. Чтение произведений о труде, беседа о разных профессиях: военные, хлеборобы, современные профессии. Деньги в нашей жизни. Мир искусства и ремесла.
Практическая часть.
1.Рассматривание иллюстраций о профессиях.
2. Анкетирование «Что я знаю о профессиях».
2. Рассказы детей о профессиях родителей.
3. Фантазирование «Я хочу быть…».
4. Коллаж из рисунков «Мир профессий».
5. Игры.
6. Изготовление поделок.
Тема 3.2. «Права детей»
Теоретическая часть. ООН. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция. Закон. Право, свобода и обязанность. Меры ответственности. Равноправие и дискриминация. Собственность. Социальная защита. Беседы и сказки о правах.
Практическая часть.
Рассматривание иллюстраций о правах.
Викторина «Я знаю свои права».
Тренинг «Умей отстоять свои права».
Рассказы детей о том, как соблюдать права, отстаивать их.
Решение этических задач.
Оформление книги «Права детей и их обязанности».
Тема 3.3. «На защите мира»
Теоретическая часть. Слава России в мирное и военное время. Мужество, патриотизм. Города – герои. Люди – герои на войне и в мирное время. Чтение произведений о ВОВ.
Практическая часть.
1. Рассказы детей о героях ВОВ.
2. Литературно-музыкальная композиция «Мы помним их имена»
3. Экскурсия к памятнику солдата. Возложение цветов.
4. Рисование плаката «Нет – войне!».
Тема 3.4. «Земля – наш общий дом»
Теоретическая часть. Толерантность. Мир в семье, в обществе, на планете Земля. Осмысление ребенком себя, как гражданина, ответственность за себя, семью, Родину, планету.
Практическая часть.
1. Рассказы и чтение стихов детьми о семье, стране, планете.
2. Рисование по теме «Мир глазами детей».
3. Мониторинг уровня воспитанности.
Тема 3.5. Резервные часы.
Практическая часть.
Игровые упражнения на закрепление ранее изученного материала.
Чтение художественной литературы.
Оформление стенгазет.
4 год обучения
1. Раздел «Я и семья»
Тема 1.1. «Кто Я? Какой Я?»
Теоретическая часть. Введение. ТБ. Все мы разные. Характер. Самовоспитание, как способ совершенствования свой личности.
Практическая часть.
Эстафета откровений «Расскажи мне обо мне»
Психологическая игра «Комплименты».
Тесты «Кто я?», «Лесенка», «Я глазами других», «Я и сейчас и я в будущем».
Мониторинг уровня воспитанности.
Тема 1.2. «Я и моя семья»
Теоретическая часть. Семья: родословная. Воспитание в семье. Дети и взрослые – отношения на основе любви и доверия. Воспитание человечности.
Практическая часть.
1. Рисование по теме «Глаза мамы», «Солнце семьи».
2. Рассказы детей об истории семьи, фамилии.
3. Сочинения о родителях.
5. Тренинг добрых взаимоотношений в семье.
6. Составление родословного древа.
2. Раздел «Я и Родина»
Тема 2.1. «Мой родимый уголок»
Теоретическая часть. История и современная жизнь Новокузнецка, Кузбасса. Символика Новокузнецка, Кемеровской области, ее значение. Чтение книги Лаврина В. «История Кузбасса в рассказах для детей».
Практическая часть.
1. Рассказы детей о родном городе Новокузнецке.
2. Викторина «Я знаю город», «Путешествие по Кузбассу».
3. Рисование по теме «Новокузнецк – промышленный город».
4. Оформление выставки детских рисунков.
Тема 2.2. «Россия – Родина моя»
Теоретическая часть. История образования России. История Москвы. Символика России и других стран. Народы России, толерантные отношения, общие исторические и культурные корни. Великие люди России.
Практическая часть.
1. Рисование по теме «Россия – Родина моя».
2. Путешествие по памятным местам России – работа с географической картой и иллюстрациями.
3. Игра «Найди флаг страны».
4. Рисование флагов.
5. Чтение стихов о Родине.
Тема 2.3. «Культура и традиции русского народа»
Теоретическая часть. Культура и традиции народов России и семьи. Их отражение в современной жизни. Как жили наши предки. Дом, древние города. История русских народных праздников: Рождество, Масленица. Праздники разных народов. Отношение к природе.
Практическая часть.
1. Чтение сказок, стихов.
2. Изготовление поделок: куколка из ниток, ангелочек.
3. Рисование эскизов.
4. Работа с географической картой России: древние города, «Золотое кольцо России».
5. Рисование народных костюмов.
3. Раздел «Я и Мир»
Тема 3.1. «Мир профессий»
Теоретическая часть. Профессия. Должность. Трудовые династии. Я и моя будущая профессия. Чтение произведений о труде., беседа о разных профессиях: военные, хлеборобы, современные профессии. Деньги в нашей жизни. Мир искусства и ремесла.
Практическая часть.
1. Рассматривание иллюстраций о профессиях.
2. Анкетирование «Что я знаю о профессиях».
2. Рассказы детей о профессиях родителей.
3. Фантазирование «Я хочу быть…».
4. Коллаж из рисунков «Мир профессий».
5. Игры.
6. Изготовление поделок.
Тема 3.2. «Права детей»
Теоретическая часть. ООН. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция. Закон. Право, свобода и обязанность. Меры ответственности. Равноправие и дискриминация. Собственность. Социальная защита. Беседы и сказки о правах.
Практическая часть.
Рассматривание иллюстраций о правах.
Викторина «Я знаю свои права».
Тренинг «Умей отстоять свои права».
Рассказы детей о том, как соблюдать права, отстаивать их.
Решение этических задач.
Оформление книги «Права детей и их обязанности».
Тема 3.3. «На защите мира»
Теоретическая часть. Слава России в мирное и военное время. Мужество, патриотизм. Города – герои. Люди – герои на войне и в мирное время. Чтение произведений о ВОВ.
Практическая часть.
1. Рассказы детей о героях ВОВ.
2. Литературно-музыкальная композиция «Мы помним их имена»
3. Экскурсия к памятнику солдата. Возложение цветов.
4. Рисование плаката «Нет – войне!».
Тема 3.4. «Земля – наш общий дом»
Теоретическая часть. Толерантность. Мир в семье, в обществе, на планете Земля. Осмысление ребенком себя, как гражданина, ответственность за себя, семью, Родину, планету.
Практическая часть.
1.Рассказы и чтение стихов детьми о семье, стране, планете.
2. Рисование по теме «Мир глазами детей».
3. Мониторинг уровня воспитанности.
Тема 3.5. Резервные часы.
Практическая часть.
Игровые упражнения на закрепление ранее изученного материала.
Чтение художественной литературы.
Оформление стенгазет.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Учебно-методическое обеспечение курса внеурочной деятельности:
Учебный кабинет для занятий теорией и практикой, оснащен:
практическим учебным материалом;
библиотекой;
методическими пособиями;
реквизитом (плакаты с символикой Российской Федерации, географические карты России, Кемеровской области, глобус, иллюстрации по темам, демонстрационный материал).
Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности:
Учебный кабинет для занятий теорией и практикой, оснащенный аудио и видео аппаратурой, аудио-видеотекой, практическим учебным материалом, библиотекой, методическими пособиями, реквизитом, компьютером для проведения следующих видов работ: (редактирование; создание текста, его коллективное обсуждение; создание мультимедийных презентаций).
Цифровые образовательные ресурсы
Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом на компакт-дисках.
Сайт Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).
31