Внеклассное мероприятие по математике
«Час весёлой математики»
Подготовили и провели:
Дзаурова Елизавета Солт-Муратовна –уч. математики
Ахриева Раиса Асхабовна-учитель математики
Мероприятие проводится в зале, оснащённом большим экраном , компьютером
и мультимедийным проектором.
Зрителями могут быть учащиеся с 5-го по 9-ый класс.
Всё мероприятие проходит параллельно с компьютерной презентацией, которая помогает привлечь интерес наибольшему кол-ву ребят в то, что происходит перед ними и превратить большинство из скучающих зрителей в заинтересованных участников
мероприятия.
Слайд 1.
Цели и задачи проведения:
Повышать интерес к изучению математики;
Учить использовать полученные на уроках знания в необычной обстановке;
Развивать память, речь, мышление.
Развитие у учащихся универсальных учебных действий, творческих способностей.

1 ученик
Почему торжественно вокруг?
Слышите,как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почёт,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!
2 ученик
Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров.
И укращённый мирный атом
Послушен разуму людей.
3 ученик
Всё это- плод людских исканий,
Всё это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук!
И прежде чем, заметьте кстати,
Ракете той был дан прицел,
Её маршрутом математик
На крыльях формул пролетел…….
4 ученик
Сухие строки уравнений...
В них сила разума влилась,
В них – объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь.
Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
5 ученик
Встал ты рано или поздно
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро
Чтоб на урок не опоздать!
Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно
Начертить и рассчитать.
6 ученик
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалиться.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
Учитель
Ян Амос Каменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию». И я надеюсь, что сегодняшний урок, и день не будет для вас несчастным и потерянным, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное.
Сегодня мы с вами поговорим о математике, о математиках, порешаем интересные шуточные задачи, узнаем интересные эпизоды из жизни великих математиков, и постараемся определить самого эрудированного математика.
.
И так турнир я открываю
Всем успехов пожелаю
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать.
ВИКТОРИНА
Предлагаю вам ряд вопросов на быстроту ответа. В этих задачах простота и ясность.
Вопросы :
Наименьшее, натуральное число. (1)
Как найти неизвестный делитель?(делимое:частное)
Чему равна одна четвёртая часть часа? (15мин.)
Шла старуха в Москву, а на встречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1старуха).
Может ли при делении получиться ноль? (Да)
Сколько раз в году встаёт солнце? (365)
Как называется верхняя часть дроби? (Числитель)
У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
Петух весит на одной ноге 4кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4кг.)
Прибор для измерения углов? (Транспортир)
Как называется результат умножения? (Произведение)
Как называется результат сложения? (Сумма)
Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)
Чему равна сумма смежных углов? (180)
Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолёте синего? (В самолете нет стоп-крана)
Назовите прибор для построения окружности? (Циркуль)
Чему равна сумма углов тупоугольного треугольника? (180)
Сколько лет спал Илья Муромец? (33)
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Третий месяц летних каникул? (Август)
Слово учителя
Предмет «математика» настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».
–писал выдающийся учёный 17 века Блёз Паскаль.
И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и скучной наукой, иногда и в ней проскакивает озорная улыбка.
В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения .
Иногда задача-шутка позволяет глубоко проникнуть
в суть правила , лучше его запомнить.
Предлагаю вашему вниманию юмористическую паузу
Юмористическая пауза 1
( 2 уч-ка и доска)
М.:
-Ты умеешь делить?
-Да.
-Тогда раздели 9 на 3 !
-Пожалуйста!
пишет на доске: де – вя – ть
КОНКУРС
Наш следующий Конкурс «Занимательные фигуры»
Из геометрических фигур собрать человека , машину, домик, ракета, зайчик (5 участников)
За основу берутся картонные заготовки в виде геометрических фигур (круг,ромб , квадрат, прямоугольники разных размеров.
Следующая игра называется :
Игра «Математика из карандашей»
Соревнуются по два человека .Перед каждым учащимся лежит пакет с карандашами(по 10 штук).Учитель называет число ,фигуру и другие математические понятия,а учащиеся берут карандаши и выкладывают названное определение.
1.Ломаная незамкнутая линия -5 карандашей
2.Число три-4 карандаша
3.Знак плюс- 4 карандаша
4.Переменная икс -4 карандаша
5.Треугольник-6 карандашей
6.Пятиугольник -7 карандашей
Юмористическая пауза 2
(учитель и ученик)
уч-ль.:
-Извлекать корни умеешь?
Уч-ник.:
Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечётся из почвы.
Уч-ль.:
-Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.
Уч-ник.:
-Сей момент! Это будет «девя» , так как в слове «девять» суффиксом является «ть».
Уч-ль.:
-Ты меня не понял, я имел ввиду корень квадратный.
Уч-ник.:
-Квадратных корней не бывает! Они бывают мочковатые и стержневые.
Уч-ль.:
-Я имею ввиду арифметический квадратный корень ,например из 9.
Уч-ник.:
-Ааааааааа! Понял! Три! Так как 3 в квадрате равно 9.
Уч-ник показывает плакат (или пишет на доске):
= 3.
Учитель
Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению.
Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях.
Например, Л.Н.Толстой сделал такое сравнение: «Человек-это дробь. Числитель-это
достоинства человека, знаменатель-это оценка человеком самого себя.
Увеличить свой числитель не во власти человека, но всякий может уменьшить свой
знаменатель – своё мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить себя к совершенству.»
Томас Алва Эдисон
Американский изобретатель
говорил: «Гений состоит из 1 процента вдохновения и 90 процентов потения»
Вот мы сейчас и посмотрим, какие вы гении.
Часто знает и дошкольник, что такое треугольник
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой, сколько разных трегольников

Рассмотри.
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.
Юмористическая пауза 3
2 уч-ка.
1: -Тебе понравилось, как ребята считают в уме?
Прямо настоящие фокусники!
2:-Подууумаешь! Я тоже кое-что умею делать хорошо!
1:-Что, например?
2:-Нууууууууу…..Например, я хорошо решаю теоремы и …
уравнения тоже могу….
1:-Ну, допустим теоремы не решают, а доказывают,
а вот уравнение я тебе сейчас напишу, реши-ка!
(пишет ур-ние: )
2:-Долго думает, чешет затылок…,спрашивает:
«может, я дома лучше решу?»
1:-Что, испугался?
2:-Да нет, я и тут могу! А чего сделать-то надо?
1:-Решить уравнение, ну….найти х!
2:-Так это запросто: вот он! ( тычет пальцем в запись на доске и чувствует себя героем! )
Учитель
Энштейну принадлежат такие слова: «Среди всех наук Математика пользуется особенным уважением, основанием этому служит то единственное обстоятельство, что её положения верны и неоспоримы, в то время как положения других наук до известной степени спорны, и всегда существует опасность их опровержения новыми открытиями».
КОНКУРС
В следующем задании все положения верны и неоспоримы, по-другому быть не может.
Обозначим следующие буквы цифрами
А | Б | В | Г | Д | Е | И | К | Л | M | Н | О | Р | Т |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
За три минуты расшифруйте как можно больше слов
4 7 5--- | 8 6 5 13--- | 8 11 7 4 1--- |
5 12 10-- | 8 7 11 12-- | 10 12 14 12 13--- |
2 11 3-- | 7 4 9 1 -- | 10 12 13 5 1 --- |
8 7 14-- | 10 12 5 1-- | 9 12 5 8 1--- |
3 6 8-- | 8 1 5 13-- | 11 1 13 12 5--- |
4 12 5-- | 11 6 2 12-- | 2 1 13 12 11--- |
14 7 8-- | 5 7 3 12-- | 7 5 6 1 9--- |
А теперь наши ученики вам покажут сценку
«Ода геометрии».
(сценка для двух действующих лиц.
Мальчик – «м», девочка – «д»).
М. -Эй, сестренка, что ты учишь?
Д. -Геометрию, браток.
М. -Это что же за наука?
Д. -Подойди ко мне, дружок.
Это, брат, такая штука:
Без нее ты никуда!
В общем, так сказать короче:
Ни туда и ни сюда!
Без нее, браток не сможешь
Профессионалом стать.
Не сломать и не построить,
Не летать и не пахать,
Не нырять в морские бездны
И кроссворды сочинять,
И на древних экспонатах
Тайнопись расшифровать….
М.
- Стоп! Стоп! Стоп! Во! Заливает!
Геометрия! Браток!
Проще в жизни все бывает!
И не в пользу твой урок!
Ну, сестренка, коль все знаешь
И, что б я знал наперед,
Объясни-ка по понятней:
Кто штаны ребятам шьёт?
Может скажешь математик?
Геометр? Не пойдет!
Д.
-Что я слышу? Ты смеёшься?
Не советую спешить.
И тебя я попытаюсь
Просто переубедить.
В лоб скажу, что б стало ясно
Всё моё намеренье:
«Геометрия» - по-русски,
Значит «землемеренье»
А теперь, дружок, послушай:
Прежде, чем штаны пошить,
Их, наверно, кто-то все же
Должен будет раскроить!
Что б равны детали были,
Здесь важна симметрия.
Вот и тут, не дать, не взять:
Сплошная геометрия!
М.
- Ну, довольно! Убедила!
Вот как только подрасту,
Я твою науку эту непременно изучу!
Игра со зрителями: (шутка)
Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?
В следующем задании вам предстоит из известного слова ПЛАНИМЕТРИЯ
Составить новые слова.
ПЛАН, ПЛЕН, ПЛИТА, ПИЛА, ПЛЕМЯ, МЕТР, МИНА, ПЛАМЯ, ПАР,ПИР, ЛИНИЯ, МАТЕРИАЛ,МИР, МЕРА, МЕЛ, РИТМ, ТЕМА, ТИРАН, ТАЛИЯ, ЛИТР, ЛЕНТА, ТИР, АРИЯ,ТРАП.(24)
Зрители тоже принимают участие в составлении слов.
Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
РЕФЛЕКСИЯ
Заключительное слово учителя.
Ах, эта математика-
Наука очень строгая
Учебник математики
Всегда берешь с тревогою.
Там функции и графики,
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.
И правила, и формулы,
Все так легко забыть,
Но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: «Математика –Царица всех наук
Заключительная песня
Музыка Соловьева –Седого из к/ф «Небесный тихоход»
1 куплет
В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.
Припев: Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.
2 куплет
Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
«Зашьём» озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.
Припев.
3 куплет
Ребята бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с информатикой дружны
И, как нестранно, мы в искусство влюблены!
НАГРАЖДЕНИЕ
