2.Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)
3.Постановка темы и цели занятия (3 мин)
Инструкции (5 мин)
Обобщение и систематизация знаний (20-25 мин)
Подведение итога занятия. Рефлексия ( 5-7 мин)
| Наше занятие мы начнем с размышлений. Обратите внимание на слайд, прочитайте каждый про себя пословицу «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» - Как вы понимаете эти слова? Многое о том, что вы думаете про родину, можно узнать из ваших сочинений. Задание: На минутку закроем глаза и попробуем очутиться в своём любимом месте. ( Звучит музыка) Как оказалось дорого и приятно это мгновение! В народе говорят: « Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории»
Попробуйте определить тему сегодняшнего занятия. - Что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце, кажется светлей, Там радостней весна златая… -У каждого человека до конца дней сохраняется любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к родному краю. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. - Широки и необозримы просторы нашей великой и прекрасной Родины – России. Неотделимой частицей нашей страны является Воронежская область, которая расположена в центре Русской равнины. Ее территория находится в двух природных зонах – лесостепной и степной. ( Демонстрация карты Воронежской области) Природные ресурсы Воронежской области делают ее привлекательными для любителей охоты и рыбалки. Здесь расположено также множество домов отдыха, пансионатов и профилакториев, работающих во все времена года.
Игра «Краеведческий марафон» - Чем будем заниматься? - Какие задачи будем решать? (вопросы могут быть из области животного и растительного мира, культуры, истории нашего края). - Что для этого надо нам сделать? Надо: - поделиться на две команды с помощью игры «Иван да Марья» - выбрать капитана - придумать название команде, которое подходило бы к теме занятия Правила игры: Регламент на подготовку Право пользоваться дополнительной литературой Участие в игре принимает каждый обучающийся Итог игры подводим с помощью баллов, которые высчитываем жетонами Готовность команды дать ответ подаётся сигналом Игра «Светофор» (настрой на игру)
Конкурс 1. «Лекарственные растения нашего края»  Перечислите правила сбора лекарственных растений. Каждой команде по 3 вопроса. 1. Назовите растение, которое даёт “сердечное” лекарство 2. Назовите растение от 90 болезней 3. Настой какого растения дают капризным детям? Это же растение очень любят кошки. 4. Листья какого растения помогут остановить кровь? 5. Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле. 6. Цветки эти любят пчелы, а мы пьем настой из них при высокой температуре. Конкурс 2. «Грибы» 1. Какие съедобные грибы мы собираем в наших лесах?
2. Назовите грибы – “подснежники” 3. Одного маленького кусочка этого гриба достаточно, чтобы человек отравился. Что это за гриб? 4. Этот гриб не любят мухи, но лоси и коровы едят его как лекарство. 5. Назовите грибы-двойники (съедобный и ядовитый)
6. Назовите грибы, в названиях которых есть названия растений. Конкурс 3. «Животные – предсказатели погоды» Каждой команде даются конверты с заданиями. Задание: закончить приметы. 1. Кошка лежит, свернувшись калачиком, уткнув нос – к холоду, носом кверху – к теплу. 2. Если пчёлы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день. 3. Куры и голуби купаются в пыли – к дождю. 4. Пчёлы роем летят в ульи – к дождю. 5. Большие муравьиные кучи – к суровой (холодной) зиме. 6. Если белка много бегает – это к хорошей погоде. Конкурс 4. «Кто в лесу живет?» Слайды дети видят после того, как угадают животное.

1. Это крупные животные, у них вытянутые морды и массивные головы, короткие хвостики, горб на спине и огромные уши, которыми звери могут вращать. Благодаря длинным ногам, они легко передвигается в сугробах, а от лютого холода их спасает теплый мех. У них хорошее обоняние и слух, однако, видят они не очень хорошо. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. 2. Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. 3. Зимой шкура этого зверька белая. Трусливость его вошла в поговорку, не вполне справедливую. Просто у этих зверей выработался и накопился запас хитроумных уловок. Спасаясь, зверек может на ходу впрыгнуть в телегу и зарыться в сено. 4. Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей.
Конкурс 5. «Конкурс капитанов» (На экране слайд с четырьмя заповедниками)   Какой из данных заповедников расположен в трех районах Воронежской области? Природа этого заповедника удивительна и полностью оправдывает свое название. Идя, в этот заповедник, не забудь взять с собой теплые вещи. Если вы хотите окунуться в мир первобытных людей, то вам нужно именно в этот заповедник. На эмблеме этого заповедника фигуры бобра и оленя и обрамление ветвей. Но своим созданием он обязан прежде всего бобру. Конкурс 6. « Ядовитые растения» Слайд с растениями на экране 
Назовите ядовитые растения. Конкурс 7. «Геральдика» На слайде гербы пяти районов. Задание: установите соответствие. Калачеевский Репьёвский Верхнемамонский Бобровский Воробьёвский После сдачи листов командами, делается проверка.
- Для чего мы провели такое занятие? - Достигли цели занятия? Подведение итогов игры. Награждение. Продолжи предложения: Было интересно… Было трудно… Похвалю себя за то, что… Похвалю одноклассников за то, что… А можно отнести слова похвалы и ко мне? За что бы вы похвалили меня? |
Обучающиеся читают пословицу. Высказывания обучающихся.
Выставка сочинений. Закрывают глаза, вспоминают родимые места.
Читают, размышляют, дают ответы
Высказывают свои версии
Чтение стихотворения на фоне музыкального сопровождения: Люблю донские берега – Сторонушку родную! В жаре, в дождях или снегах – Люблю её любую! Мне никогда не променять Воронежского края: Есть в нём святая благодать, Я сердцем это знаю!
Ответы обучающихся
Определяют задачи занятия
Играют
выбирают капитана
придумывают название команде
Объясняют значение слова
С помощью «светофора» показывают своё настроение.
Ответ участников, поиск информации. (нельзя заготавливать вблизи дорог и в черте города; собирать только в сухую ясную погоду; нельзя собирать больные растения; собирать только в местах, где этих растений много, но нельзя собирать все растения). (ландыш) (зверобой)
(валериана лекарственная)
(подорожник) Работают в группе, обсуждают, приходят к единому мнению. (мать-и-мачеха)
(цветки липы)
(Белые, подосиновики, подберезовики, маслята, сыроежки, опята, лисички и т. д.)
(строчки, сморчки)
(Бледная поганка)
(мухомор)
(опята: ложный и настоящий; белый гриб и желчный, сатанинский; лисички: ложные и настоящие) (подберезовик, подосиновик, поддубовик, еловый груздь)
Работают в группе
Рассуждают, ищут информацию
Вписывают нужные слова
Обсуждают, приходят к единому мнению, отвечают.
(Лоси)
(Соловей)
(Заяц)
(Белка)
Высказывают своё мнение
(Хопёрский заповедник)
(Дивногорье)
(Костёнки)
(Воронежский биосферный заповедник)
Рассуждают, высказывают своё мнение, отвечают.
(Ландыш, волчье лыко, вороний глаз)
Объясняют значение слова
У каждой команды листы с изображением гербов и названием районов. Обучающиеся устанавливают соответствие.
Работают в группе с литературой, обсуждают, приходят к единому мнению.
Ответы обучающихся
|