СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по финансовой грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке внеурочного занятия представлена тема "Семейный ббюджет". Дети знакомятся с такими понятиями "семейный бюджет", "доход", "расход" и т.д.На практике пробуют распределить семейный капитал между всеми расходами.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по финансовой грамотности.»




ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ по финансовой грамотности


Тема занятия: Семейный бюджет


Цель:формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.


Задачи:

1) Способствовать формированию у младших школьников понятия «семейный

бюджет».

2) Создать условия для выявления основных источников формирования семейного

бюджета.

3) Способствовать формированию умения самостоятельно планировать бюджет

семьи.

4) Создать условия для формирования бережного отношения к семейному бюджету,

умения соотносить свои желания, потребности и возможности.


Ожидаемые результаты:


Предметные:

знание источников доходов и направлений расходов семьи;

умение рассчитывать доходы и расходы семьи, сравнивать их, рассчитывать

экономию семейного бюджета;

понимание и правильное использование экономических терминов «семейный

бюджет», «доход», «расход», «источники дохода», «накопление»;

проведение элементарных финансовых расчётов.


Метапредметные

Познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и

представления информации;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,

построения рассуждений;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные:

понимание цели своих действий;

составление плана деятельности;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей;

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Личностные:

осознание себя как члена семьи, общества и государства;

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои

поступки;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

игровых и реальных экономических ситуациях.


Форма проведения занятия: ролевая игра

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая

Методы, приемы: наглядный, словесный

Основные понятия и термины: семья, бюджет, семейный бюджет, доходы,

расходы, источники доходов, накопление.

Учебно-методическое обеспечение занятия (УМК, литература для педагога и

обучающихся, материалы, оборудование и пр.):

1) Приложения (А-З)

2) Мультфильм «Азбука денег: Семейный бюджет» (3 серия «Азбука тётушки

Совы»)https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%20%D1%82%D0%B5%D1%82%D

1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%

B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0

%B5%D0%B3%20%203

3) «Толковый словарь живого великорусского слова» С.И. Ожегова




Ход занятия


Этап внеурочного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формируемые на занятии

Организационно-

мотивационный

этап


Приветствие. Эмоциональный и

организационный настрой.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к

уроку.

Регулятивные

Этап

актуализации

знаний.

Постановка цели

урока.

Вспомните, какое слово в переводе с французского языка

на русский язык означает

«кожаный кошелек, сумка для

хранения денег»?


Что такое бюджет?

С каким видом бюджета

познакомились на прошлом

занятии?

Что такое

государственный бюджет?


Подумайте, каким ещё бывает

бюджет?


Посмотрим фрагмент

мультфильма и проверим ваши

предположения.





О чем пойдет речь на занятии?


Какие вопросы поставим для себя

в начале занятия? (на доске слова

подсказки «Что…?», «Из чего…?», «Как…?, «Почему…?»

Отвечают: Бюджет









Ответ: Бюджет – это план и расходов за

определенный период.




Ответ: государственный

бюджет - план доходов и расходов какого-либо

государства за определённый период (месяц, год).


Предположения обучающихся.


Просмотр фрагмента

мультфильма «Азбука денег:

Семейный бюджет».


Мы будем изучать тему

«Семейный бюджет».


План: 1. Что такое семейный

бюджет?

2. Из чего состоит

семейный бюджет?

3. Как

планировать бюджет семьи?

4.Почему необходимо вести

семейный бюджет?

Регулятивные

Этап открытия

новых знаний.

Вы не случайно сидите в

группах. Каждая группа – это

семья. Придумайте фамилию

вашей семьи и запишите её на

листке.

Распределите роли.


Как вы понимаете слова

«семейный бюджет»? Из чего он

состоит?

Тётушка Сова поможет нам

ответить на эти вопросы.


Какие ключевые слова

встретились в рассказе тётушки

Совы?

(Ключевые слова

появляются на доске)


Учёные-экономисты дают

определения этих понятий.


Дополним словарик финансовых

терминов недостающими словами.

На столах карточки с определениями.

Задача: дописать

недостающие слова.


Проверим себя. На какие

вопросы, поставленные в начале

занятия, нам удалось найти

ответы?


Прочитаем сказку о семье

девочки Алёны и узнаем, как

планировать бюджет семьи.

В тексте сказки имеются пропуски слов. Заполнить пропуски вам помогут ключевые слова занятия.


Проверим, что у вас получилось.

Все ли пропуски вам удалось

заполнить? Почему?


Тётушка Сова познакомит нас с

этим понятием. Запишите это

слово в словарик.


Хватит ли накоплений за месяц в

семье Алёны для покупки куклы?


Какие советы вы можете дать

семье Алёны?


Бюджет вашей семьи состоит из

доходов и расходов. Поработаем

с конвертами («Доход»,

«Расход»)

Задача учеников:

распределить слова по конвертам

«Доходы», «Расходы».


Что вы отнесли к доходам семьи?

Выберите источники дохода в

вашей семье. Укажите сумму

дохода каждого члена семьи.


Посчитайте, каков доход вашей

семьи. Назовите главный

источник доходов в вашей семье.


Что вы отнесли к расходам

семьи? Предположите, на что

может потратить деньги ваша

семья? Укажите сумму, которую

тратит ваша семья. Каков расход

вашей семьи за месяц?


Хватит ли ваших доходов на

запланированные расходы?

Посчитайте, сколько денег

останется в вашей семье за месяц.


Как ваша семья распорядится

накоплениями?


Мы прослушали ваши варианты

распоряжения оставшимися

деньгами. А сейчас посмотрим,

как распорядилась своим

семейным бюджетом тётушка

Сова.


Семья тётушки Совы

откладывает деньги на покупку

нового телевизора. Ежемесячный

доход семьи – 60000 рублей.


Расходы семьи в месяц – 55000.

Через сколько месяцев семья

тётушки Совы сможет купить

телевизор, если его цена 25000

рублей?


На какой вопрос занятия нам

осталось ответить? Может ли

ваша семья дать ответ на него?




Записывают фамилию.

Знакомство с семьями.




Предположения детей.




Просмотр следующего

фрагмента мультфильма.


Семья, бюджет, семейный

бюджет, доход, расход.







Работа в группах-семьях со

словарем.


1. Что такое семейный

бюджет?

2. Из чего состоит

семейный бюджет?







Чтение сказки с пропусками,

выполнение задания


Чтение сказки по абзацам с

остановками.


В словарике не было слова,

которое обозначает часть

денег, оставшуюся от дохода

после того, как израсходуем

деньги на все необходимое.


Записывают в словарик:

накопление



Ответы детей: не хватит;

можно копить деньги, можно

сэкономить, если разумно

использовать свет, воду.



Обсуждают решение в группах.












Варианты ответов:

Если в какой-либо из семей

расходы превышают доходы,

обсуждаем, что должно

стоять на первом месте в

списке расходов, и покупку

каких товаров можно

отложить.

Если доходов хватает на

запланированные расходы, то вспоминаем, как называется оставшаяся часть.

Ответы учащихся.








Просмотр фрагмента

Мультфильма.




1) 65000-55000=5000(р) –

составляют накопления семьи

за месяц.

2) 25000:5000=5(мес.)

Ответ: через 5 месяцев семья

тётушки Совы сможет купить

телевизор.

Обсуждение в группах.


Ответы детей: чтобы правильно вести

домашнее хозяйство, чтобы

планировать доходы и

расходы, знать, хватит ли доходов семьи, чтобы покрыть расходы,

посчитать, какая сумма

останется после расходов.


Коммуникатив-

ные,

познавательные,

регулятивные.

Этап подведения

итогов

Вспомните, какова тема нашего

занятия?

Какие вопросы мы

поставили в начале занятия?

На все ли вопросы нам удалось

найти ответы?


Вспомните, какие понятия

встречались в ходе занятия.


Каждой группе-семье

предлагается объяснить значения

слов (на лепестках ромашки):

семья, бюджет, семейный

бюджет, доход, расход,

накопления, источники доходов.

Называют тему: Семейный

бюджет.

Обращаются к плану

деятельности.

Регулятивные

Познавательные

Оценочно-

рефлексивный

этап.

Оцените свою работу в группе-

семье.

Смайлик-улыбка. Я доволен

своей работой на занятии. Я

понял весь материал.


Смайлик-нормальное

настроение.

Я работал неплохо.

Но есть вопросы, над которыми

нужно ещё поработать.


Смайлик – Грусть. На уроке мне было трудно работать. Я не

понял тему занятия.


Самооценка.


Составление портрета семьи.


Представление портретов.

Регулятивные


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение А

Карточки с ключевыми словами

бюджет

Семейный

семья

бюджет

расход

доход

накопление


Приложение Б

Карточки со словами-помощниками для постановки цели

Что…?

Из чего…?

Как…?

Почему …?


Приложение В

Словарик финансовых терминов с пропусками


Термин

Определение


совокупность доходов и расходов отдельной семьи в

единицу времени (месяц, год).


часть денежных доходов, которую люди откладывают

для будущих покупок, удовлетворения будущих

потребностей; представляют разницу между доходом

и расходами.


группа живущих вместе близких родственников


финансовый план, состоящий из доходов и расходов


деньги, заработанные членами семьи за месяц


сумма, которую тратит семья за месяц


Приложение Г

Сказка про девочку Алёну.


Жили-были дедушка, бабушка, мама и папа, и дочка Алёнка. Однажды вечером

собралась вся _______________ вместе. Алёнка и говорит:

- Вы даже не представляете, какую куклу подарили моей подружке Маше! Сама ходит,

кушает и стихи читает! Вот бы мне такую…

- Так, - сказал папа – сейчас разберёмся. Несите калькулятор, посмотрим на наш

семейный ________________. Я каждый месяц работаю и получаю зарплату. Мама тоже

работает. Дедушке и бабушке почтальон каждый месяц приносит пенсию. И тебе, Алёна, тоже дают денежки – детское пособие. Посчитаем _______________ нашей семьи:

1) зарплата папы – 600 рублей

2) зарплата мамы – 400 рублей

3) пенсия дедушки и бабушки – 500 рублей

4) детское пособие – 100 рублей

Он составляет _______________________ рублей.

- Ура! Можно купить даже несколько таких кукол! – обрадовалась Алёнка.

Тут вмешалась мама:

- Погодите! Нам нужно купить продукты на месяц. Это 700 рублей. Вот-вот наступит

зима, нужна тёплая одежда. Это ещё 300 рублей.

- И не забудьте заплатить за квартиру, свет, воду 100 рублей – добавила бабушка.

- Мы на работу ездим на автобусе. В месяц нам нужно 70 рублей. – сказал папа. – Вот

теперь можем посчитать наш ___________________за месяц. Он составляет

________________________ рублей. Алёнка, а сколько стоит такая кукла, Маша не сказала?

- Как же не сказала?! В игрушечном магазине куклу Маше купили за 500 рублей.

- Мы посчитали доход и расход нашей семьи. Осталось посчитать

___________________. Это то, что останется от дохода в семье после того, как мы

израсходуем деньги на всё необходимое. В нашем распоряжении ________________ рублей.

Давайте подумаем, что нам делать…


Приложение Е

Задача

Семья тётушки Совы откладывает деньги на покупку нового телевизора.

Ежемесячный доход семьи – 60000 рублей. Расходы семьи в месяц – 55000. Через

сколько месяцев семья тётушки Совы сможет купить телевизор, если его цена

25000 рублей?

Приложение Ж

Ключевые понятия темы.

накопления

расход доход

семейный бюджет

семья

источники дохода

бюджет