Внимание?! «Внимание»!
Игры на развитие внимания у детей
с задержкой психического развития.
Внимание – это способность человека сосредотачиваться на определенных объектах и явлениях. Внимание, как познавательный процесс, входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Сложно переоценить роль внимания: оно необходимо для активного познания окружающего мира, практической деятельности. Дошкольный возраст это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой деятельности.
Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого мозга.
Внимание может быть:
Непроизвольное – пассивное, возникает без усилий воли, т.к. связано с рефлекторными установками.
Произвольное - требует от ребёнка волевых усилий, т.к. ребёнку приходиться делать не то, что хочется, а то, что необходимо, предмет действия его не очень привлекает.
Некоторые исследователи выделяют ещё и послепроизвольное внимание, которое возникает в результате продуманной работы, поскольку у ребёнка возникает интерес, появляется увлечённость, снимается волевое напряжение.
Выделяют 5 свойств внимания:
Концентрация. Степень сосредоточенности внимания на объекте. Ребенок с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организацией и, наоборот, ребенок, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объём. Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. При хорошем объёме внимания ребенку легче совершить операции сравнения. Анализа, обобщения, классификации.
Устойчивость. Длительность сосредоточения внимания на объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь. Ему нравится длительная, напряженная работа.
Распределение. Возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачи и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим.
Переключение. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, насколько быстро переходит ребенок от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое либо занятие.
Развитие внимания в дошкольном возрасте является необходимым условием успешного обучения в школе. Анализируя особенности внимания детей с задержкой психического развития (ЗПР), можно отметить, что главное отличие — это недостаток внимания. Типичные признаки недостатка внимания: рассеянность, слабое внимание к словесной информации независимо от содержания. Ребята не способны удерживать внимание более 15 минут. В процессе занятий с детьми с ЗПР уровень внимания достаточно низок. Это приводит к недостаточно полному или неточному восприятию и усвоению материала.
Итак, основные особенности внимания у ребят с ЗПР:
Нарушение внимания и памяти для детей с задержкой психического развития в большей степени затрагивают произвольную деятельность ребенка.
Принципы системы игр и упражнений:
доступность заданий;
игровая мотивация;
постепенное усложнение упражнений;
систематичность и последовательность;
максимальное использование различных видов анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.
Для достижения этой цели используются разнообразные игры и упражнения. Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольный период. Важно помнить: необходимо постепенно подготавливать детей к играм, идти от простых к более сложным. На начальном этапе выбираются и включаются в свою работу с детьми подвижные игры и игры с предметами, так как они им наиболее понятны. Это такие игры как: «Найди игрушку», «Какая игрушка спряталась?», «Что изменилось?», «Угадай, кто позвал?», «Громко – тихо», «Что звучало?», «Зеркало», «Найди свой цвет», и т. д. Данные игры развивают зрительное, двигательное и слуховое внимание.
Когда у детей появился устойчивый интерес к простым играм, можно переходить к более сложным – настольно-печатным и словесным; это: все виды «Лото», «Домино», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Геометрическая мозаика», «Неразбериха», «Что я видел?», «Опиши, мы отгадаем», а также: «Радио», «Повтори, что назову», «Тут что-то не так», «Съедобное – несъедобное» и т. д. Эти игры включаются в занятия, в совместную деятельность с детьми и предлагается в некоторые из них поиграть самостоятельно.
И потом включаются задания графические, для этого можно использовать готовые тетради, где есть готовая подборка игр на развитие внимания.
Игры для развития зрительного внимания
«Что изменилось?» Поставить перед ребенком 3–7 игрушек. Попросите его закрыть глаза, и в это время уберите одну игрушку (поменяйте местами игрушки).
«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.
«Найди одинаковые предметы». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета из множества.
«Найди непохожий предмет». Среди одинаковых предметов найди 1 отличающийся от других предмет.
«Недостающие детали» (Что забыл нарисовать художник?)
Разрезные картинки, пазлы, мозаика.
Рисование узора, орнамента по клеточкам.
Выкладывание фигур из палочек по образцу; конструирование.
Для развития слухового внимания:
«Доскажи словечко».
«Скажи наоборот».
«Часть-целое»: Педагог называет часть предмета, а ребёнок — целый предмет. Например, окно — дом. Затем наоборот, взрослый называет целый предмет, а ребёнок — его часть.
«Жмурки»
«Дятел».
«Отгадай, что звучит».
«Отгадай, кто позвал».
«Испорченный телефон».
«Цепочка слов».
«Исправь ошибку»
Игры на развитие моторно - двигательного внимания:
«Съедобное – несъедобное». В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.
«Повторяй за мной». Взрослый называет части тела человека, а ребёнок выполняет соответствующее движение: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)
«Летает, прыгает, плавает». Взрослый называет животных, птиц, насекомых и т.д., а ребёнку нужно без слов показать какие движения он умеет делать. Например: птичка – дети имитирует движения полёта, заяц – прыгает, жаба – прыгает, а затем плавает (или наоборот) и т.д.
«Запретное движение». Взрослый показывает ребёнку движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Если не повторил запретное движение, получает фишку.
«Поезд». Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд едет в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.
«Четыре стихии» На слова «Земля», «Вода», «Огонь» и «Воздух» ребенок должен выполнить определенное движение.
«Запомни движение». Ведущий показывает детям несколько движений в определенном алгоритме. Задача детей — повторить их сначала в том же, а потом в обратном порядке.
Объём внимания у ребёнка можно развивать при помощи таких игр и упражнений:
«Найди в таблице все фигуры, расположенные в верхней рамке»
«Найди спрятанные на рисунке фигуры»
«Рассмотри несколько фигур и ответь на вопросы: какого цвета книга, сколько лепестков у цветка, в какую сторону летит самолёт, вправо или влево и т.д.
«Чего не стало?»
«Что изменилось?»
Игры на развитие концентрации внимания
Одним из индикаторов концентрации внимания являются задания, в которых ребёнок должен правильно расставить фигурки или найти на картинке выделенные фрагменты: «Зачеркни все буквы Н, а цифры 5 обведи в кружочек»,
«Пройдись по лабиринтам»,
«Дорисуй недостающее»,
«Найди дорогу»,
«Поиск лишнего предмета»,
«Муха».
Тренируем устойчивость внимания
Существенным условием поддержания устойчивости внимания является разнообразие сообщаемого материала.
«Что слышно?».
«Будь внимательным к словам».
«Найди ошибки».
«Нелепицы».
«Что новое нарисовано?»
«Списывание»
Игры на развитие переключаемости внимания:
Ребенка очень важно научить быстро переключать внимание с одного объекта на другой, так как детям делать это довольно сложно.
Потренироваться можно на сравнении двух картинок; нахождении сходств и различий; поиске пары; поиске определённого предмета среди множества других; сосчитать предметы на картинке; собрать разрезные картинки.
Игры, помогающие развить у детей распределение внимания
«Найди такой же».
«Сортировка» Перемешать в миске жёлуди, камешки, пуговицы. Разбери по сортам.
Игра «Сосчитай и повтори». Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождайте негромкими постукиваниями карандашом по столу. Ребенок должен сосчитать число ударов и одновременно запомнить предложение. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
Игра «Считаем и рисуем» Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания — 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
«Прямой и обратный счет». Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).
Анализируя работу, с уверенностью можно сказать, что игры и упражнения помогают воспитать у детей устойчивый интерес и к игре и к обучению.
Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом.
Систематическое использование игр в различных видах деятельности способствует тому, что дети становятся более активны на занятиях, охотно выполняют задания и упражнения, кроме того, у них улучшается память и концентрация внимания.
Детям с задержкой психического развития очень трудно дается общение со сверстниками. Дидактическую игру можно рассматривать не только как развивающую и обучающую, но и как своеобразную форму общения. Развитие внимания в игре благотворно сказывается на их общем психическом развитии и улучшении коммуникативных качеств.
Развивая внимание в дошкольном возрасте, мы закладываем основу для успешного обучения в школе. Играя с ребенком, мы воздействуем на него, воздействуем ненавязчиво и без принуждения, постепенно добиваясь своей цели. Ребенка нельзя заставить научиться чему либо. В таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Внимание - один из самых важных психических процессов, работа с детьми с диагнозом ЗПР для его развития крайне необходима, хотя и будет довольно сложной.
Только систематическая коррекционная работа позволит добиться результата — улучшить свойства внимания у детей с ЗПР. В процессе такой работы должна быть организована деятельность разного типа, обязательно вызывающая положительную мотивацию.
Только в этом случае можно будет надеяться на положительную динамику, выражаемую в улучшении показателей концентрации, распределения, удерживания внимания у детей с задержкой психического развития.