ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
Внимание как один из факторов успешной сдачи экзамена
Работа на конкурс «Творческий поиск»
Номинация: Математика, информатика и естественные науки
Автор: Беспалов Данил,
ЗИО1-15
Руководитель: Слюсарь
Кристина Сергеевна,
преподаватель химии,
биологии и естествознания
Новокузнецк 2017
Оглавление
Стр.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Характеристика внимания как психо- физиологического
процесса ……………………………………………………………………….5
Понятие о внимании…………………………………………………….5
Физиологические основы внимания…………………………………...5
Основные свойства внимания…………………………………...……..6
Виды внимания………………………………………………………….7
Глава 2. Исследования внимания как фактора успешной
сдачи экзамена………………………………………………………………….9
2.1. Влияние внимания на успешность сдачи экзаменов…………………….9
2.2. Исследование внимания обучающихся ГПОУ НТСТиСО……………..11
Заключение……………………………………………………………..……...15
Список литературы………………………………………………………....…16
Приложение 1. Упражнения на тренировку внимания. Подготовка к экзамену
Введение
Экзамены: единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней.
Жорж Элгози
Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, техникуме или при поступлении на работу.
В связи с этим актуальной стала и тема подготовки к экзаменам. Причем не только подготовки предметной, но и подготовки психологической. Под психологической подготовкой подразумевается внимание человека, т. к. оно включено во все психологические процессы. Умения обучающихся работать с различной информацией, предполагает наличие высокого уровня внимания. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий: помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию.
Исходя из выше изложенного, целью данной работы является исследование внимания обучающихся как одного из факторов успешной сдачи экзаменов.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1. изучить психо- физиологические основы внимания;
2. провести исследование процессов внимания обучающихся, используя методики корректурной пробы Бурдона и «Расстановки чисел»;
3. дать обучающимся рекомендации по развитию внимания.
Объектом исследования является внимание обучающихся, предметом – процесс внимания.
В качестве рабочей нами была принята следующая гипотеза: если исследовать внимание обучающихся, то будет возможно создание рекомендаций, корректирующих развитие внимания, что в свою очередь, будет способствовать повышению успешности сдачи экзаменов.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
1. теоретические методы: изучение и анализ литературы и документов; анализ экспериментального материала, обобщение;
2. организационные методы: сравнительный метод;
3. эмпирические методы: наблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические методы (опросники и занятия), анализ продуктов деятельности.
Глава 1. Характеристика внимания как психо- физиологического процесса
Понятие о внимании
Внимание - это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств. Направленность сознания – это выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться[2, 245].
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Поэтому внимание очень необходимо при выполнении тестовых экзаменационных заданий.
1.2.Физиологические основы внимания
В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение - специфическая реакция нервных, мышечных и других возбудимых клеток в ответ на воздействие различных факторов внешней и внутренней среды. При возбуждении живая система переходит из состояния относительного физиологического покоя к деятельности. Торможение - активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении др. волны возбуждения. Обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом. Имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать. Например, ученик, заполняя бланк на экзамене, не разговаривает с товарищем, который просит ему помочь. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания [4, 216].
1.3. Основные свойства внимания.
Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени, называемые свойствами внимания. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания [3, 57].
Таблица 1.
Соотношение основных свойств нервной системы с основными характеристиками внимания
Основные свойства нервной системы | Основные характеристики внимания |
Сила | - степень сосредоточенности на объекте; -объём (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно) |
Подвижность | -переключение (управляемый перенос внимания с одного объекта на другой) |
Динамичность | - распределение(способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов) |
Концентрация | - устойчивость (длительность сосредоточения на объекте) |
1.4. Виды внимания.
Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.
Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма. Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой [5, 294].
Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко возникает у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п.
Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель и конкретные задачи, намерение что-то воспринимать или делать, в нашем случае обучающемуся необходимо выполнить экзаменационные задания. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер. Психологи различают еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда подросток приступает выполнять экзаменационную работу, то начинает легко сосредотачиваться на ней, вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия. Такое внимание советский психолог Н. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию. Все три вида внимания — это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим [2, 11].
Глава 2. Исследования внимания как фактора успешной сдачи экзамена
2.1. Влияние внимания на успешность сдачи экзаменов
Согласно исследованиям педагога- психолога, доктора педагогических наук М.А. Павловой на успешность сдачи экзамена влияют следующие факторы:
Таблица 2.
Факторы, влияющие на успешность сдачи экзамена
Показатели | Навыки | Особенности |
Знание о процедуре экзамена | Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах экзаменуемого. | Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает. |
Внимание | Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами | Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию. Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен. |
Логика | Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях | Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить. |
Память | Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена | Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание. Однозначной связи с успешностью не установлено. |
Организованность | Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя. | Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени. |
Эмоциональная стабильность | Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах. | Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. |
Проанализировав данную таблицу, можно сказать, что в пяти из шести показателях – навыках, которые нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к экзамену присутствует фактор - внимание у обучающихся.
2.2. Исследование внимания обучающихся ГПОУ НТСТиСО
Респонденты: обучающиеся 1, 2 курсов ГПОУ НТСТиСО - 50 человек
Цель: исследовать показатели внимания у обучающихся.
Определение продуктивности, точности, работоспособности
Использовали метод Корректурной пробы Бурдона.
КОРРЕКТУРА (от лат. correctura — исправление, улучшение), 1) процесс исправления ошибок и недостатков в текстовом и графическом материалах, подготовленных для размножения типографским (или другим) способом. 2) Оттиск с типографского набора.
Описание работы: «На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «С» и «Р» и отмечайте их. Букву «Р» нужно зачеркнуть, букву «С» - обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде. Время работы – 5 минут».
По корректурной пробе мы определили средний процент продуктивности внимания, точности, работоспособности.
Продуктивность | Точность | Работоспособность |
83% | 51.45% | 61% |
![]()
Результат: исследование показало, что обучающиеся после первой минуты начинают торопиться и больше делают ошибок. Поэтому нужно развивать концентрацию внимания.
Определение концентрации внимания
Концентрация внимания — это удержание внимания на каком-либо объекте. Так как было определено, что у школьников низкая концентрация внимания, то была проведена методика Корректурная проба Бурдона другого варианта:
Нужно просматривать буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р», вычеркивать, нужно ставя вертикальные черточки. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».
Включался секундомер и давался испытуемым сигнал начать. По прошествии каждой минуты ставился знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.
Высокая концентрация | Средняя концентрация | Низкая концентрация |
14% | 44% | 42% |
![]()
Результат: исследование показало, что около половины обучающихся имеют низкий уровень концентрации.
Определение уровня произвольного внимания
Когда мы говорим, что надо научиться быть внимательным, то под тем, чему необходимо учиться, подразумевается произвольное внимание, так как произвольное внимание возникает, когда есть намерение воспринимать полученный учителем материал и что-либо делать, значит, такой вид внимания необходим для учебной деятельности и особенно при выполнении экзаменационных заданий.
Использовали метод «Расстановка чисел».
Описание методики: учащимся (респондентам) предлагается бланк с двумя квадратами, разделённых на 25 клеток. В клетках верхнего квадрата цифры, которые расположены в случайном порядке от 2 до 99, клетки нижнего квадрата пустые.
Инструкция: «В течение 2 минут ученикам нужно расставить в свободных клетках нижнего квадрата в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате нельзя».
Оценка производится по количеству правильно записанных чисел:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
31% | 43% | 26% |
Результат: исследование показало, что четверть обучающихся имеет низкий уровень произвольного внимания.
Заключение
Таким образом, в ходе проделанной работы мы изучили психо- физиологические основы внимания, провели исследование процессов внимания обучающихся, используя методики корректурной пробы Бурдона и «Расстановки чисел».
В результате можно сделать следующие выводы:
выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: после проведенных исследований внимания обучающихся, были выявлены проблемы и составлены рекомендации, корректирующие развитие внимание, что в свою очередь, будет способствовать повышению успешности сдачи экзаменов (приложение 1);
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Следовательно, внимание является не только фактором, ограничивающим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности, в педагогическом процессе;
Внимание помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию;
Успешность сдачи экзамена повышается, если обучающийся внимателен;
Внимание обучающихся является одним из факторов успешной сдачи экзамена.
Список литературы
Айк, Д. Искусство запоминания [Текст] / Д. Айк. – М.: Владос, 2008. – 250 с.
Боэ, Р. Психология внимания [Текст] / Р. Боэ.- М.: Омега, 2009. – 456 с.
Гиффорд, К. Общая физиология [Текст] \ К. Гиффорд. – М.: Владос, 2013. – 324 с.
Дойдж, Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга [Текст] / Н. Дойдж. – М.: ЭКСМО, 2009. – 351 с.
Рамачандран, В.С. Рождение разума. Загадки нашего сознания [Текст] / В.С. Рамачандран. – М.: Олимп-бизнес, 2006. – 415 с.
Шпицер, М. Вся правда о мозге. Популярная неврология [Текст] / М. Шпицер. – М.: АСТ, 2008. – 310 с.