«Внутренняя и внешняя политика Павла Первого»
Конспект урока истории в 8 классе
Учитель: Репетенко Елена Ивановна, учитель истории и обществознания МКОУ «Званновская СОШ» Глушковского района Курской области
Пояснительная записка.
Учебник: История России. 8 класс. Часть 2. Под ред. Торкунова. Авторы: Арсентьев Н.М., Данилова А.А и др. Издательство «Просвещение», 2015 год.
Урок «Павел Первый» является уроком открытия новых знаний. К началу урока обучающиеся знают предыдущий материал, а именно «Внутренняя и внешняя политика Екатерины Второй», ориентируются в событиях истории России XVIII столетия. На уроке изучаются особенности внутренней политики российского императора, анализируется причинно-следственные связи, противоречивость реформ Павла.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
На уроке использованы фронтальная, индивидуальная, групповая формы работы.
Основа урока – анализ кейсов (раздаточного материала, предложенного для раскрытия темы).
Урок построен с позиции системно-деятельностного подхода, в технологии case-study: каждая группа получает набор учебно-методических материалов (текст, иллюстрации, видео-материалы) для самостоятельной работы по разрешению заданной проблемы.
Company name
Межпредметные связи: история – правоведение – психология.
Оборудование: проектор, ноутбук, раздаточные материалы, листы А-4.
Цели урока:
Образовательная: изучение особенностей внутренней политики императора Павла Первого.
Развивающая: совершенствование умений работы с историческим источником (текстом).
Воспитательная: содействие развитию толерантности в отношении к истории своей страны.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие способности ребенка видеть и понимать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принятия решений.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД – умение извлекать и интерпретировать информацию, содержащуюся в разных источниках.
Коммуникативные УУД – умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Предметные: изучение роли личности в истории, определение своего отношения к ней, и на этой основе формирование собственных ценностных ориентаций.
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
Познаватель-ные | Регулятив- ные | Коммуника-тивные |
Организационно-мотивационный . | Приветствие Создание условий для мотивации и актуализации знаний | Эмоциональное включение в деятельность | Прием «Ладошки» | | | Диалог, высказывание предположений | Внутренняя и внешняя готовность обучающихся к учебной деятельности |
II. Основной этап | Создание условий для введения обучающихся в содержание кейса | Включается в деятельность. | Прием «Проблемный вопрос» | Анализ информации. | | Диалог, высказывание предположений | Осознание обучающимися противоречивости личности Павла Первого |
Создание условий для формулирования обучающимися темы и целей урока | Формулирует тему урока, собственную цель. | Использование приема «Вопросительные слова» | Рассуждения, сопровождаю-щиеся устными высказываниями | Определение цели учебной деятельности | Диалог, умение слушать друг друга | Зафиксирована тема. Сформулирована цель деятельности |
Создание условий, побуждающих обучающихся к самостоятельной деятельности | Самостоятель-ная работа с кейсом | Групповая работа по поиску и интерпретации информации, предложенной в кейсе | Анализ текста, выделение главного | Работа по плану, оценка своей деятельности, волевая саморегуляция | Диалог, высказывание предположений | Сформулированные ответы на предложенные вопросы |
Создание условий для презентации и экспертизы результатов работы | Презентация результата работы | Отчет работы групп | Установление причинно-следственных связей | Оценка и самооценка деятельности | Аргументация своей позиции | Презентация своих ответов |
III. Рефлексив- ный | Создание условий для рефлексии | Самооценка, анализ собственной деятельности. Оценка результата деятельности. | Фронтальная работа | | Эмоциональная самооценка | Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её | Подведены итоги работы |
IV. Домашнее задание | Учитель предлагает задание для домашней работы | Выполняет домашнее задание | Творческое домашнее задание (сочинение - рассуждение) | Познавательная инициатива | Адекватная оценка уровня усвоения учебного материала | Умение задавать вопросы | |
Конспект урока
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Николаевна.
С вами я познакомлюсь в ходе нашего урока. Надеюсь, что наше знакомство будет полезным и для вас, и для меня.
Предлагаю вам поприветствовать друг друга. Итак, начнем.
Мотивационный этап.
Учитель предлагает детям обратиться к раздаточному материалу, здесь находятся две портрета с изображением Екатерины Второй и Павла Первого. – Слайд.
- Кто изображен на первом портрете? (дети дают ответ, Екатерина Вторая). Опишите портрет Екатерины Второй, какое впечатление у вас складывается о характере человека, глядя на иллюстрации? (Обучающиеся дают ответы).
- Как вы думаете, кто изображен на второй иллюстрации? (Дети отвечают, Павел Первый). Какое впечатление складывается у вас, глядя на данное изображение, о человеке? (Ответы).
(В ходе описания обучающиеся приходят к выводу, что они разные).
Определение темы и целей урока.
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Варианты детей)
- Я назвала наш урок «Особенности правления Павла первого». (Слайд)
- Молодцы, исходя из темы, сформулируйте цель на урок, для этого продолжите фразы с помощью вопросительных слов:
(На доске записаны вопросительные слова)
Предполагаемые варианты ответов:
- КОГДА? (когда правил Павел Первый?)
- ЧТО? (что изменилось в Российской империи с приходом к власти Павла?)
- ЧЕМ? (чем отличалось правление Павла Первого от царствования его матери?)
- Я с вами соглашусь, действительно, сегодня на уроке мы будем решать важную задачу, а именно определять особенности правления Павла Первого.
IV. Основной этап. Работа с новым материалом.
- Ребята, сейчас ч вам зачитаю небольшой отрывок из документа, послушайте его, пожалуйста, внимательно.
(Зачитывается отрывок).
- Ребята, предположите, почему Екатерина Вторая ответила так своему сыну? Не настораживают ли вас такие взаимоотношения между матерью и сыном? (Ответы детей).
- Молодцы, а для того, чтобы вы смогли найти ответ на этот и ряд других вопросов, я вам предлагаю поработать с кейсами. Что же такое кейс? Кейс – чемоданчик, который вы получаете к работе, здесь у вас есть материалы: текст, иллюстрации, видеофрагмент. Также я вам предлагаю план работы с кейсом и вопросы. Внимательно поработайте с информацией, содержащейся в тексте и дайте ответы на предложенные вам вопросы. На работу вам дается 10 минут.
Работа в группах.
Ребята работают с кейсами по плану (приложение 1) - слайд
Предлагается задание на анализ нескольких текстов (у каждой группы свои вопросы).
Группа 1 – Детство Павла Первого
Группа 2 – Реформы Павла Первого
Группа 3 – Деятельность Павла Первого в исследованиях Платонова
Группа 4 - Деятельность Павла Первого в исследованиях Ключевский
Группа 5 - Заговор против Павла Первого
Обучающиеся работают самостоятельно с материалами кейса.
V. Представление группами результатов работы.
Группы выступают по очереди с результатами работы.
Учитель подводит общий итог после выступления всех групп.
- Ребята, обратите внимание, в итоге мы с вами составили большой кейс, а теперь давайте вернемся к нашему отрывку, который был зачитан перед работой с кейсами (учитель повторяет его).
(Дети отвечают).
VI. Рефлексия.
- Вернемся к началу урока. Мы задавали вопросы. На все ли вопросы мы нашли ответы.
(Дети отвечают).
- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, насколько мы освоили материал, переверните листочки, которые лежат у вас на партах и выполните каждый несколько тестовых заданий.
- А теперь сравните с верными ответами.
(На доске наклеена радуга)
- Посмотрите, сколько у вас верных ответов. Если все, то клейте на красный цвет, четыре – на оранжевый и т.д. (всего пять цветов).
- Обратите внимания, какого цвета получилось у нас больше? Красного! Молодцы! Красный цвет. Это яркий цвет, цвет любви и дружеских взаимоотношений. Я вам желаю такого же яркого настроения и отличных результатов в учебе! От меня вам сладкий подарок! Спасибо за урок!
VII. Домашнее задание (творческое домашнее задание.)
Напишите сочинение-рассуждение на вопрос «Могла бы измениться политика Павла Первого и как при другом воспитании и иных взаимоотношениях с матерью»