СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Павла

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Павла»

История России , 8 класс Тема урока: «ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I »

История России , 8 класс

Тема урока:

«ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I »

Домашнее задание Параграф 24, читать Ответить на проблемный вопрос урока: Почему деятельность императора Павла I невозможно оценить однозначно?   Задание на урок Сделать тезисный конспект по плану урока

Домашнее задание

  • Параграф 24, читать
  • Ответить на проблемный вопрос урока:

Почему деятельность императора Павла I невозможно оценить однозначно?

Задание на урок

  • Сделать тезисный конспект по плану урока
План: «Романтический император. Личность Павла I . Изменение порядка престолонаследия. Преобразования в армии. Усиление бюрократизма. Полицейский произвол. Крестьянский вопрос. «Разжалованная грамота» дворянству.

План:

  • «Романтический император. Личность Павла I .
  • Изменение порядка престолонаследия.
  • Преобразования в армии.
  • Усиление бюрократизма.
  • Полицейский произвол.
  • Крестьянский вопрос.
  • «Разжалованная грамота» дворянству.

«Романтический император». Личность Павла I  Павел I (1 октября 1754—23 марта 1801)  — император России (1796—1801) из династии Романовых, сын Екатерины II и Петра III. Будущий император Павел I родился в 1754 году  и был сразу отнят от родителей  и взят на воспитание императрицей Елизаветой Петровной. Портрет Павла в детстве
  • «Романтический император». Личность Павла I

Павел I (1 октября 1754—23 марта 1801)

император России (1796—1801)

из династии Романовых, сын Екатерины II и Петра III.

Будущий император

Павел I

родился в 1754 году

и был сразу отнят

от родителей

и взят на воспитание

императрицей

Елизаветой Петровной.

Портрет Павла в детстве

«Романтический император». Личность Павла I  Изоляция мальчика от родителей привела к тому, что между ними сложились очень прохладные отношения. После вступления на престол Пётр III хотел лишить Павла права престолонаследия.
  • «Романтический император». Личность Павла I

  • Изоляция мальчика от родителей привела к тому, что между ними сложились очень прохладные отношения.
  • После вступления на престол Пётр III хотел лишить Павла права престолонаследия.
«Романтический император». Личность Павла С воцарением Екатерины II в 1762 г. Павел Петрович был удалён от двора и жил в Гатчине. Воспитателем наследника престола был Никита Панин.  Он был сторонником ограничения власти монархов. Панин старался внушить Павлу, что невозможно править без твёрдой законодательной опоры, стремился воспитать наследника в духе идей Просвещения. Петр III и Екатерина II

«Романтический император». Личность Павла

С воцарением Екатерины II в 1762 г. Павел Петрович был удалён от двора и жил в Гатчине.

Воспитателем наследника престола был Никита Панин.

Он был сторонником ограничения власти монархов.

Панин старался внушить Павлу, что невозможно править без твёрдой законодательной опоры,

стремился воспитать наследника в духе идей Просвещения.

Петр III и Екатерина II

«Романтический император». Личность Павла Сторонник Просвещения Н.И. Панин мечтал воспитать из Павла идеального государя .  Павел был способным, стремящимся  к знаниям, романтически  настроенным мальчиком , верившим в идеалы  добра и справедливости .  Н.И.Панин (1718-1783)

«Романтический император». Личность Павла

Сторонник Просвещения

Н.И. Панин мечтал

воспитать из Павла

идеального государя .

Павел был

способным, стремящимся

к знаниям, романтически

настроенным мальчиком ,

верившим в идеалы

добра и справедливости .

Н.И.Панин

(1718-1783)

«Романтический император» В детстве и юности Павел I не был избалован родительской любовью.  Петр III сомневался в том, что Павел – его сын, и почти не замечал его.  Екатерина II, у которой сына почти сразу после рождения отобрала Елизавета, так и не прониклась настоящими материнскими чувствами и никогда не уделяла сыну большого внимания.  Павел I рос нервным, впечатлительным, романтичным и мечтательным. Павел I детстве. Худ. А.П. Лосенко. 1763.

«Романтический император»

В детстве и юности Павел I не был избалован родительской любовью.

Петр III сомневался в том, что Павел – его сын, и почти не замечал его.

Екатерина II, у которой сына почти сразу после рождения отобрала Елизавета, так и не прониклась настоящими материнскими чувствами и никогда не уделяла сыну большого внимания.

Павел I рос нервным, впечатлительным, романтичным и мечтательным.

Павел I детстве.

Худ. А.П. Лосенко.

1763.

«Романтический император» Фрейлина Екатерины II о характере Павла и об отношении Екатерины к своему сыну « Вообще характер Павла представлял странное смешение благороднейших влечений и ужасных склонностей. Любовью матери он не пользовался. Сначала императрица совсем его забросила, а потом обижала. В течение долгих лет проживал он чуть не изгнанником в загородных дворцах, окруженный шпионами императрицы. При дворе Павел появлялся редко, а когда ему это разрешалось, императрица принимала его с холодностию…» «Родная мать была ему мачехой, а судьба оказалась злее мачехи»  (М.И.Голенищев-Кутузов)

«Романтический император»

Фрейлина Екатерины II о характере Павла и об отношении Екатерины к своему сыну

« Вообще характер Павла представлял странное смешение благороднейших влечений и ужасных склонностей. Любовью матери он не пользовался. Сначала императрица совсем его забросила, а потом обижала.

В течение долгих лет проживал он чуть не изгнанником в загородных дворцах, окруженный шпионами императрицы. При дворе Павел появлялся редко, а когда ему это разрешалось, императрица принимала его с холодностию…»

«Родная мать была ему мачехой,

а судьба оказалась злее мачехи» (М.И.Голенищев-Кутузов)

«Романтический император» В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на престол взошел император Павел 1. Началось короткое, но важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. В день коронации Павел I зачитал перед собравшимися  текст Акта о престолонаследии . Этот документ исключал возможность отстранения от власти наследников Павла. Павел I  в коронационном наряде. Художник В.Л. Боровиковский

«Романтический император»

В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II

на престол взошел император Павел 1.

Началось короткое, но важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.

В день коронации Павел I зачитал

перед собравшимися

текст Акта о престолонаследии .

Этот документ исключал возможность отстранения от власти наследников Павла.

Павел I в коронационном наряде.

Художник В.Л. Боровиковский

«Романтический император» Павел благоговел перед памятью отца,  а мать считал ее похитительницей престола,  по праву принадлежавшего ему . Павла  оскорбляла бесконечная череда екатерининских фаворитов. По словам Д.И. Фонвизина, Павел сочувственно относился  к конституционным замыслам Панина, который связывал их с восшествием своего воспитанника на престол  по достижении им совершеннолетия. Но  Павлу и после совершеннолетия пришлось ждать престола  еще 22 года . Портрет великого князя  Павла Петровича. Худ. В. Аравицкий.

«Романтический император»

Павел благоговел перед памятью отца, а мать считал ее похитительницей престола, по праву принадлежавшего ему .

Павла оскорбляла бесконечная череда екатерининских фаворитов.

По словам Д.И. Фонвизина, Павел сочувственно относился к конституционным замыслам Панина, который связывал их с восшествием своего воспитанника на престол по достижении им совершеннолетия.

Но Павлу и после совершеннолетия пришлось ждать престола еще 22 года .

Портрет великого князя Павла Петровича.

Худ. В. Аравицкий.

«Романтический император» Екатерина не допускала его к делам управления и предпочитала держать его подальше от двора, для чего подарила ему  имение Гатчину , где и расположился «малый двор». Ко времени вступления на трон Павлу было уже 42 года. Император Павел I . Худ. С.С. Щукин.

«Романтический император»

Екатерина не допускала его к делам управления и предпочитала держать его подальше от двора, для чего подарила ему имение Гатчину , где и расположился «малый двор».

Ко времени вступления на трон Павлу было уже 42 года.

Император Павел I .

Худ. С.С. Щукин.

«Романтический император» В 1773 г. Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской .  Но спустя 3 года она умерла при родах. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской.   Наталья  Алексеевна (1755-1776) Мария  Федоровна (1795-1828)

«Романтический император»

В 1773 г. Павел женился

на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской .

Но спустя 3 года она умерла при родах. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской.

Наталья

Алексеевна

(1755-1776)

Мария

Федоровна

(1795-1828)

«Романтический император» Павел Петрович заботился и о гатчинских крестьянах: облегчил повинности, давал ссуды, увеличивал участки малоземельных. Он создал госпиталь для солдат и крестьян, их дети обучались в гатчинском училище и сиротском доме.  Были построены православная, лютеранская и католическая церкви, открыты стеклянный и фарфоровый заводы, суконная фабрика .

«Романтический император»

  • Павел Петрович заботился и о гатчинских крестьянах: облегчил повинности, давал ссуды, увеличивал участки малоземельных.
  • Он создал госпиталь для солдат и крестьян, их дети обучались в гатчинском училище и сиротском доме.
  • Были построены православная, лютеранская и католическая церкви, открыты стеклянный и фарфоровый заводы, суконная фабрика .
«Романтический император» Французская революция потрясла Павла. Он видел в ней результат распространения  «подрывных» идей Просвещения . В России, считал Павел, эти идеи  породили распущенность и потерю уважения к власти. Отвергая просвещенный абсолютизм, Павел стремился противопоставить ему идею обожествления монаршей власти и средневекового рыцарского  служения государю. Император Павел I . Худ. С.С. Щукин.

«Романтический император»

Французская революция потрясла Павла.

Он видел в ней результат распространения «подрывных» идей Просвещения .

В России, считал Павел, эти идеи породили распущенность и потерю уважения к власти.

Отвергая просвещенный абсолютизм, Павел стремился противопоставить ему идею обожествления монаршей власти и средневекового рыцарского служения государю.

Император Павел I .

Худ. С.С. Щукин.

«Романтический император» Как этот эпизод характеризует Павла I ? Однажды Павел Петрович читал газеты о событиях Французской революции в кабинете императрицы и выходил из себя. Что они все там толкуют! Я тотчас бы все прекратил пушками. Vous etes une Bete feroce ( Вы жестокая тварь) , или ты не понимаешь, что пушки не могут воевать с идеями. Если ты так будешь царствовать, то недолго продлится твое царствование.

«Романтический император»

Как этот эпизод характеризует Павла I ?

Однажды Павел Петрович читал газеты о событиях Французской революции в кабинете императрицы и выходил из себя.

Что они все там толкуют!

Я тотчас бы все прекратил пушками.

Vous etes une Bete feroce ( Вы жестокая тварь) , или ты не понимаешь, что пушки не могут воевать с идеями. Если ты так будешь царствовать, то недолго продлится твое царствование.

2. Изменение порядка престолонаследия Павел I вознаградил  своих сподвижников , деливших с ним долгие годы в Гатчине : А.А. Аракчеев, П.А. Палена , И.П. Кутайсова . На ключевые должности в  государстве были назначены его доверенные лица и  смещены ставленники  Екатерины II . Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков  екатерининского правления . А.А.Аракчеев П.А.Пален И.П.Кутайсов 16

2. Изменение порядка престолонаследия

Павел I вознаградил

своих сподвижников ,

деливших с ним долгие годы

в Гатчине :

А.А. Аракчеев, П.А. Палена ,

И.П. Кутайсова .

На ключевые должности в

государстве были назначены

его доверенные лица и

смещены ставленники

Екатерины II .

Своё царствование Павел

начал с изменения всех порядков

екатерининского правления .

А.А.Аракчеев

П.А.Пален

И.П.Кутайсов

16

2. Изменение порядка престолонаследия Павел I  извлек прах своего  отца из могилы на кладбище Александро – Невского  монастыря , одел в  императорскую одежду , короновал, поставил гроб  отца с гробом матери  для прощания. Через месяц  захоронил Екатерину II и  Петра III в  Петропавловском соборе  как российских императоров . Царский жезл, скипетр и корону несли граф А.Орлов , князь П.Б.Барятинский и П.Б.Пассек – участники убийства императора.

2. Изменение порядка престолонаследия

Павел I извлек прах своего

отца из могилы на кладбище

Александро – Невского

монастыря , одел в

императорскую одежду ,

короновал, поставил гроб

отца с гробом матери

для прощания. Через месяц

захоронил Екатерину II и

Петра III в

Петропавловском соборе

как российских императоров .

Царский жезл, скипетр и корону несли граф А.Орлов , князь П.Б.Барятинский и П.Б.Пассек – участники убийства императора.

Изменение порядка престолонаследия 1797 г. – новый указ о порядке престолонаследия: престол переходит представителю царствующей династии мужского пола (сыновьям или братьям в порядке старшинства) Это предотвращало возможность дворцовых переворотов

Изменение порядка престолонаследия

1797 г. – новый указ о порядке престолонаследия: престол переходит представителю царствующей династии мужского пола (сыновьям или братьям в порядке старшинства)

Это предотвращало возможность дворцовых переворотов

3. Преобразования в армии Преобразования в армии Павел I начал с Военной коллегии.  Военная коллегия была освобождена от административных, хозяйственных, судебных функций. Она должна была заниматься комплектованием, вооружением, боевой и строевой подготовкой войск.

3. Преобразования в армии

Преобразования в армии Павел I начал с Военной коллегии.

Военная коллегия была освобождена от административных, хозяйственных, судебных функций.

Она должна была заниматься комплектованием, вооружением, боевой и строевой подготовкой войск.

Преобразования в армии За основу – принята модель прусской армии Жесточайшая дисциплина . За нерадивость, грубое  обращение с солдатами император лично срывал  эполеты с офицеров  и генералов и отправлял их  в Сибирь . Образец государственного  устройства  Павел видел в армии : четкий порядок ,  беспрекословное подчинение  приказу . Павел I  одел русских солдат в немецкие мундиры и парики с косами и буклями . 16

Преобразования в армии

За основу – принята

модель прусской армии

Жесточайшая дисциплина .

За нерадивость, грубое

обращение с солдатами

император лично срывал

эполеты с офицеров

и генералов и отправлял их

в Сибирь .

Образец государственного

устройства

Павел видел в армии :

четкий порядок ,

беспрекословное подчинение

приказу .

Павел I одел русских солдат в немецкие мундиры и парики с косами и буклями .

16

4. Усиление бюрократизма В сфере государственного управления при Павле произошло усиление бюрократизма. Таким образом Павел стремился навести порядок среди чиновников, изжить волокиту. Но результат оказался прямо противоположным.

4. Усиление бюрократизма

В сфере государственного управления при Павле произошло усиление бюрократизма.

Таким образом Павел стремился навести порядок среди чиновников, изжить волокиту.

Но результат оказался прямо противоположным.

Усиление бюрократизма Главным направлением во внутренней политике Павла I стало  укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной . Были реорганизованы высшие учреждения в государстве.  В 1796 г. Павел I восстановил его Императорского величества Совет и придал ему статус Высочайшего Государственного .

Усиление бюрократизма

Главным направлением во внутренней политике Павла I стало

укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной .

Были реорганизованы высшие учреждения в государстве.

В 1796 г. Павел I восстановил его Императорского величества Совет и придал ему статус Высочайшего Государственного .

Усиление бюрократизма 1800  год – Указ  « О дозволении старообрядцам строить церкви ». При Павле I  обязали вернуть  старообрядцам изъятые у них книги . Павел I хотел «прорубить духовное окно в Европу», соединив две ветви христианства. Павел I был убежден, что он должен не только управлять своими подданными, но регламентировать их жизнь, хозяйство, быт. По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, сапоги. Петербург по указам должен был засыпать в 10 ч. вечера и просыпаться в 6 утра. Павел в короне и знаках Мальтийского ордена. Худ. В.Л. Боровиковски й 16

Усиление бюрократизма

1800 год – Указ

« О дозволении старообрядцам

строить церкви ».

При Павле I обязали вернуть

старообрядцам изъятые

у них книги .

Павел I хотел «прорубить духовное окно в Европу», соединив две ветви христианства.

Павел I был убежден, что он должен не только управлять своими подданными, но регламентировать их жизнь, хозяйство, быт.

По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, сапоги.

Петербург по указам должен был засыпать в 10 ч. вечера и просыпаться в 6 утра.

Павел в короне и знаках Мальтийского ордена. Худ. В.Л. Боровиковски й

16

5. Полицейский произвол За 34 года правления Екатерины II через  Тайную  канцелярию прошло 862 дела,  то за 4 года правления Павла – 721 ( в 7 раз больше ) «В России велик лишь тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю» Почему Павел l освободил Н.И.Новикова, А.Н.Радищева ? 16

5. Полицейский произвол

За 34 года

правления

Екатерины II

через

Тайную

канцелярию

прошло 862 дела,

то за 4 года

правления Павла –

721

( в 7 раз больше )

«В России

велик лишь тот,

с кем я говорю,

и только пока

я с ним говорю»

Почему Павел l освободил Н.И.Новикова, А.Н.Радищева ?

16

6.Крестьянский вопрос В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю. Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами царь приказал ссылать в монастырь виновных.

6.Крестьянский вопрос

  • В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю.
  • Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли.
  • За жестокое обращение с крестьянами царь приказал ссылать в монастырь виновных.
Крестьянский вопрос 1797 г. – Манифест об ограничении барщины тремя днями в неделю и запрещено привлекать крестьян к работам в воскресные и праздничные дни. Были запрещены телесные наказания для лиц, достигших 70-летнего возраста Манифест – первый шаг по ограничению крепостное право

Крестьянский вопрос

1797 г. – Манифест об ограничении барщины тремя днями в неделю и запрещено привлекать крестьян к работам в воскресные и праздничные дни.

Были запрещены телесные наказания для лиц, достигших 70-летнего возраста

Манифест – первый шаг по ограничению крепостное право

7.«Разжалованная грамота» дворянству 24 апреля (5 мая) 1797 года Павел I лишил дворянство права предоставления коллективных жалоб государю, Сенату и губернаторам областей. В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку. Указом от 18 (29) декабря 1797 г. дворян обязали платить налог для содержания органов местного самоуправления в губерниях..

7.«Разжалованная грамота» дворянству

  • 24 апреля (5 мая) 1797 года Павел I лишил дворянство права предоставления коллективных жалоб государю, Сенату и губернаторам областей.
  • В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку.
  • Указом от 18 (29) декабря 1797 г. дворян обязали платить налог для содержания органов местного самоуправления в губерниях..
Задание по параграфу. Ответить на вопрос: Каких привилегий лишилось дворянство при Павле I?

Задание по параграфу.

Ответить на вопрос:

Каких привилегий лишилось дворянство при Павле I?

Домашнее задание Параграф 24, читать Ответить на проблемный вопрос урока:  Почему деятельность императора Павла I невозможно оценить однозначно?

Домашнее задание

  • Параграф 24, читать
  • Ответить на проблемный вопрос урока:

Почему деятельность императора Павла I невозможно оценить однозначно?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!