МАОУ «СОШ №9» г.Улан-Удэ
Урок по изобразительному искусству
«Внутренний мир русской избы» 5 класс,
подготовлен по программе Б.М Неменского.
Составила учитель технологии и
изобразительного искусства: Селихова О.В.
Цель урока:
знакомство обучающихся с внутренним миром русской избы.
Задачи урока:
-углублять знания обучающихся о традиционных народных строениях;
-создать эскизы внутреннего мира русской избы;
-развивать чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Планируемые образовательные результаты: понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном внутреннем мире русской избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Программное содержание: урок взаимосвязан с ранее изученной темой «Убранство русской избы», в которой раскрываются особенности украшения русской избы: наличниками, коньками, причелинами.
Ведущая мировоззренческая идея урока: посещение села Десятниково,чтобы ценить и любить свой край – его надо знать. Активное участие на уроках изобразительного искусства обогащает внутренний мир школьников, обостряет наблюдательность, делает жизнь ярче, богаче, радостней. Тема «Внутренний мир русской избы» воспитывает патриотизм, любовь к традициям своего народа, Родине. Ребятам очень важно чувствовать, что они потомки великого народа, сила которого заключается в огромной любви к Отечеству. Народная мудрость гласит « Как дерево, так и человек, живёт своими корнями, и чем глубже корни, тем сильнее чувствует себя человек!»
Основные понятия: русская печь, красный угол, одежда, посуда, сундук, люлька.
План изучения нового материала: 1) беседа о русской печи и ее роли в избе;
2) рассказ о посуде, которая использовалась в русской избе;
3) описание красного угла;
4) беседа о люльке, сундуке русской избы.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков овладения предметными умениями.
Форма урока: урок -путешествие, практикум
Технология обучения: проблемно-развивающая.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Мизансцена урока: экскурсия в село Десятниково, Тарбагатайского района.
Домашнее задание: найти изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.
Технологическая карта урока
Планируемые результаты УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент |
Личностные: самоорганизация Развивающие: способность регулировать свои действия. | Здравствуйте, ребята! Давайте, проверим вашу готовность у уроку. На столе у вас лежат: альбом, карандаши, ластик, кисти, учебник, краски, вода. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация опорных знаний и умений |
Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Развивающие: контролируют правильность ответов Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. Личностные: мотивация к изучению нового учебного материала. | Беседа (опрос). Ребята, посмотрите на представленные картинки. О чем пойдет речь на нашем уроке? | Отвечают, высказывают свое мнение. (о поездке в село Десятниково) |
3. Постановка цели и задач урока |
Развивающие: принятие цели и постановка задач урока Развивающие: планирование действий Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. | Ребята, мы с вами сьездили в село Десятниково Тарбагатайского района. Как вы думаете, с какой целью мы посетили это село? Какая тема урока отсюда следует? Как будет звучать цель нашего урока? Какие задачи мы перед собой поставим? | Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Ученики размышляют, анализируют, ставят перед собой цель и задачи урока. |
4.Открытие нового знания |
Познавательные: построение логической цели рассуждения Л: нравственно-эстетическое оценивание К: планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. П: анализ, сравнение, обобщение | Учитель - Старообрядцы – это древняя и яркая часть русского народа, которая до сих пор придерживается старой веры, отказавшись от нововведений со времен Петра I. За это семейские, как их еще называют, подвергались репрессиям и вынуждены были переехать в Сибирь. Семейские Закайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю, обрели здесь вторую родину. Они по сей день сохраняют золотой фонд русской культуры. Это отражается в их нравственных устоях, величавости одежды, оформлении дома, росписи утвари и культуре их семьи. Ребята, мы с вами входили в крестьянское жилище. Вы находились в русской избе. Как вы думаете, что являлось основой жизни крестьянской семьи в доме? С 16-го века и до начала 20-го века план избы оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати. Место против печи - упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой. Рассказ. Наглядность. Обратите внимание на посуду из, которой готовили наши предки. Чугун, в нем варили щи, а для того, чтобы поместить чугун в печь пользовались ухватом. Кашу варили в кашнике. Учитель показывает крынку и задает вопрос: ребята, как вы думаете, как называется этот предмет и для чего он использовался? Описание. Наглядность. Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи. В народе еще его называли большой святой. Это было самое – почетное место – духовный центр дома. Конечно, же, вы обратили внимание на люльку-это постель младенцев, которая крепилась к потолку, украшалась различными вышивками. Воздух в русской избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои и печеного теста. На этом наша экскурсия заканчивается, и мы отправляемся за рабочие места в кабинет. | Ученики размышляют и отвечают на вопрос. Учащиеся слушают, анализируют информацию. Учащиеся размышляют, отвечают на вопрос. |
| | |
6.Применение новых знаний |
Л: самоопределение Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. П: самостоятельное создание алгоритмов деятельности, использование знаково- символических средств. | Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. Подумай, что ты изобразишь из интерьера русской избы. Всю комнату, печь, посуду, красный угол. | Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях |
7.Оценка |
П: анализ К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. Р: контроль. Л: нравственно-эстетическая оценка. | Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием). Для этого нам необходимо вспомнить нашу цель урока. | Вспоминают цель урока и на ее основе анализируют и оценивают успешность ее достижения. Выявление качества и уровня овладения знаниями. |
8.Рефлексия учебной деятельности |
Л: смыло-образование П: рефлексия К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Какие чувства вы испытывали при изучении данной темы? Если вы испытывали чувство позитива, гордости за себя и свою страну, то поднимите оранжевый смайл. Если же вам на уроке было скучно и не интересно, то поднимите фиолетовый смайл. Что интересного было на уроке? Даёт инструкцию по выполнению домашнего задания. Домашнее задание: найди изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница. Итог урока. | Вспоминают, анализируют, поднимают смайлы, высказывают свое мнение. Записывают задание в дневник. Прощаются с учителем. |
Используемая литература
Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А. Неменская под ред. Б.М. Неменского. – М: Просвещение, 2013. – 176с.
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского /авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2012-170с.