СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Екатерины Великой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока для 7 класса по истории Росии

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Екатерины Великой»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа10»






Методическая разработка урока для 7 класса

по истории Росии













Тема «Внутренняя политика

Екатерины Великой»






Автор:

учитель истории

МКОУ СОШ10

с. Зеленая Роща

Бойко Наталья

Алексеевна

2017 г







«Внутренняя политика Екатерины Великой»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с личностью Екатерины II и её окружением.

  2. Охарактеризовать особенности внутренней политики России данного периода:

  • Политика «просвещённого абсолютизма».

  • Уложенная комиссия.

  • Жалованная грамота дворянам, городам.

  1. Формировать навыки работы с документами, анализировать и обобщать исторические факты и явления.

  2. Самостоятельно сформулировать, то что узнал, выяснил, понял на уроке.

 Задачи:

а) образовательная: охарактеризовать реформы Екатерины Великой, выяснить причины этих реформ, проанализировать  Жалованные грамоты дворянству и городам; охарактеризовать экономическое развитие империи.

 б) воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине на примере выдающейся личности правительницы.

в) развивающая: развивать общепредметные навыки: работа со схемами, историческим документом.

Основные понятия: просвещённый абсолютизм, секуляризация, каторга, губерния, уезд, уложенная комиссия.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

  1. Орг. Момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Открытие нового знания.

  5. Самоанализ и самоконтроль.

  6. Рефлексия деятельности.

  7. Подведение итогов и выставление оценок.

  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Мотивация учащихся на изучение темы. Целеполагание.

Тема урока сегоднявнутренняя политика Екатерины II.

Да, цель урока сегодняпознакомиться с личностью Екатерины II,с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, с работой Уложенной комиссии и познакомимся с жалованными грамотами дворянству и городам.

    План урока:  

  1. Личность императрицы.

  2. Политика «Просвещённого абсолютизма».

  3. Уложенная комиссия.

  4. «Золотой век» русского дворянства.

Но прежде чем приступить к новой теме, давайте с вами вспомним какие важнейшие события произошли в 1-ой половине 18 века?



 Уч.: Какие достижения эпохи Петра 1 вам запомнились?

  • Завоевал выход к Балтийскому морю в ходе «Северной войны»;

  • Закрепилась в Прибалтике;

  • По экономическому развитию догнала Западные страны

  • Проведены реформы в различных областях (военная, государственного управления, и т.д).

Уч.: Какой период предшествовал Екатерине II ?

Дайте определение и характеристику понятия «Дворцовые перевороты».

  • Эпоха дворцовых переворотов - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке дворцовой гвардии.

Для того, чтобы приступить к рассмотрению внутренней политики Екатерины II, давайте попробуем выяснить происхождение императрицы, как и каким образом она оказалась на российском престоле.

IV. Открытие нового знания.

  1. Личность императрицы  

- Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербтская родилась в Германии.  В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру Федоровичу. В феврале этого же года она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя – Екатерина Алексеевна. Характер у Екатерины был  сильный, волевой, она, опираясь на гвардию, в 1762 г. отстранила от власти своего мужа, а себя провозгласила императрицей.

           В манифесте от 6 июля 1762 года Екатерина делает попытку оправдаться перед народом за совершенный переворот.  В нем говорилось: «Видя Отечество гибнущим и вняв присланным от народа избранным верноподданным, отдала себя или на жертву за любезное Отечество, ли на избавление его от угрожающих опасностей».

       Когда она пришла к власти, страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей сила для мануфактурного производства, постоянное ощущение нехватки денежных средств.

 2. Политика  «просвещённого абсолютизма»

        Давайте перейдём к политике, которую хотела провести Екатерина в России – политике  «просвещённого абсолютизма».    

 Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны в сочинениях французских просветителей Дидро, Руссо, Вольтера, с которыми Екатерина переписывалась и даже встречалась.

Умная императрица их идеи переосмыслила и рассматривала следующим образом:

  • В основе правления - власть неограниченного монарха, но не такого, как прежде, а просвещённого, который разрабатывает идеальную систему законов, а помощь в управлении государством должны оказывать дворяне.

  • Важным моментом была идея о секуляризации - это передача в государственное управление монастырских и церковных земель.          

Наряду с секуляризацией церковных земель основными мерами в русле «просвещённого абсолютизма» стали… а вот что мы с вами сейчас узнаем: (учебник, стр. 171 – заполнить таблицу в рабочем листе «Основные меры политики «просвещённого абсолютизма»)

Дата

Основные меры

1764

  • Указ о секуляризации церковных земель.

  • Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе

1765

  • Учреждение дворянского вольного экономического общества

  • Упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях

1775

Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства

1767

Разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами

1771

Разрешение создания вольных типографий

1783

Начало проведения вольной реформы

1786

Начало проведения школьной реформы

         Итак, какое же мы можем дать определение просвещенному абсолютизму- это государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества (запись в конспект).

3. Уложенная комиссия.

Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики «просвещённого абсолютизма» стал созыв комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить Соборное уложение (назовите дату принятия Соборного уложения – 1649г.). Екатерина решила привлечь к разработке этого документа не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословии.

23 августа 1767 года в Грановитой палате Московского Кремля открылась работа Уложенной комиссии.

Ну, как проходило это заседание вы мне сами расскажите. (РАБОТА В группе). На основе материала учебника (§24,стр. 172-173) подготовить ответы на вопросы:

  1. Кто входил в состав комиссии? Депутаты избирались от гос. учреждений (по одному от каждого,). От дворян (по одному от уезда), от купечества ( по одному из каждого города), от гос. крестьян, казаков и кочевых племён (по одному из провинции), от духовенства (один представитель из Синода) Однако право выбора получили не все – крепостные крестьяне (53% всех крестьян) его не имели. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей.

  2. Какие пожелания высказывались в наказах?

  3. Сколько времени проработала комиссия?

  4. Сколько раз созывалась?

Комиссия не смогла решить свои задачи.  В ходе ее работы монархиня поняла, что помещики не желают что-либо менять в системе крепостного права и в 1768 году распустила ее, но основные вопросы, обсуждаемые комиссией легли в основу указов и жалованных грамот Екатерины.

Подведение итогов.

4. «Золотой век» российского дворянства.

Вопрос классу: Кем была возведена на престол Екатерина II? Дворянской гвардией.

Возведённая на престол дворянской гвардией Екатерина II  опиралась на это сословие  в течение всего царствования. В его интересах она осуществляла ряд важнейших мероприятий.

 В апреле 1785 года был издан главный документ в пользу дворян – «Жалованная грамота дворянству». В нём были собраны  воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра 1.

Работа в группе . Основываясь на документе и тексте учебника (§24, стр. 196-197), скажите:  Какие мероприятия в интересах дворянства проводила Екатерина 2?

- Какие привилегии получили дворяне по «Жалованной грамоте дворянству», данной Екатериной II в апреле 1785 года?

  1. Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства. Да не судится благородный, кроме своими равными

  2. Дело благородного, впавшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения дворянского достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без вынесения в Сенат. Телесное наказание да не коснется до благородного.

  3. Благородным подтверждается право покупать деревни. Подтверждается благородным право собственности. Не только на поверхность земли, каждому  из них принадлежащей; но и в недрах той земли, и в водах ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастения, и на все из того делаемые металлы, в полной силе и разуме, как в указе изъяснено.

  4. По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя. Благородный самолично изъемлется от личных податей.

1785. Привилегии дворян:

1.   Право владеть землями и крестьянами, передавать их по наследству.

2.   Основывать промышленные предприятия и заниматься торговлей.

3.   Право сословного суда.

4.   Освобождение от телесных наказаний, запрет конфискации земель у дворян, совершивши х уголовное преступление.

5.   Право выбора должностных лиц (в губернское правление)

6.   Предводители дворянства имели возможность заявлять о своих пожеланиях императору.

1765 г – Указом было разрешена ссылка крепостных крестьян на каторгу

1765 г – монастырские земли передавали в собственность дворян

1782 г – дворяне были объявлены собственниками земли и ее недр и т д.

1785 г – выданы жалованные грамоты дворянам, где были воедино собраны и подтверждены все привилегии данные дворянству после смерти Петра I.

Ужесточение внутренней политики.

1775 г - проведена губернская реформа

Подведение итогов.

Мы с вами молодцы! Хорошо поработали!

V. Самоанализ и самоконтроль.

Итак, мы с вами рассмотрели положение России, проведённые реформы, результаты реформ. Исходя из этого можно сделать вывод.

Вывод: Несмотря на противоречия во внутренней политике, когда положение народа, крестьян, оставалась бедственным, время царствования Екатерины II можно назвать золотым веком, так как реформаторская деятельность способствовала экономическому развитию России, улучшению жизни народа, просвещению нации и превращению её в великую мировую державу. Но всё-таки по-настоящему золотым веком он стал для…?  дворян.

VI. Рефлексия (Закрепление).



VIII. Домашнее задание:

           И в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать сочинение на тему: «Екатерина Великая – видный исторический деятель», в котором вы должны выразить свое отношение к поступкам и делам Екатерины. Какие вызывают одобрение, а какие – неуважение.


1.Кто входил в состав комиссии?

2. Какие пожелания высказывались в наказах?

3. Сколько времени проработала комиссия?

4. Сколько раз созывалась?




1.Кто входил в состав комиссии?

2. Какие пожелания высказывались в наказах?

3. Сколько времени проработала комиссия?

4. Сколько раз созывалась?






1.Кто входил в состав комиссии?

2. Какие пожелания высказывались в наказах?

3. Сколько времени проработала комиссия?

4. Сколько раз созывалась?




1.Кто входил в состав комиссии?

2. Какие пожелания высказывались в наказах?

3. Сколько времени проработала комиссия?

4. Сколько раз созывалась?