СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Внутренняя политика Николая I" (8, 10 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена для обучающихся 8 класса по учебнику "История России XIX век" Данилова А.А. и Косулина Л.Г. Работа состоит из девятнадцати слайдов. На слайде № 1 тема урока, на слайде № 2 -цели урока; слайд № 3 познакомит ребят  с планом урока; слайд № 4 знакоми с основными понятиями темы урока; слайд № 5 - с основными персоналиями; слайд № 6- с датами темы урока; слайд 7-9- проверка домашнего задания в форме тестирования, ключи к тесту на слайде № 18; слайд № 10 даёт мотивацию к обучению новой темы урока; на слайде № 11- задания для самостоятельной работы с документом; слайд № 12 знакоми ребят с изречениями Николая I.

Просмотр содержимого документа
«"Внутренняя политика Николая I" (8, 10 класс)»

Внутренняя политика Николая I     - 11 Мишарина В.А. 8 класс

Внутренняя политика Николая I

- 11

Мишарина В.А.

8 класс

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях; показать ее конечный результат.

Цель урока:

  • Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях; показать ее конечный результат.
План урока: 1. Личность Николая I. 2. Укрепление государственного аппарата. 3. Укрепление социальной базы самодержавной власти. 4. Попытки решения аграрного вопроса. 5. Усиление борьбы с революционными настроениями. 6. Русская Православная Церковь и государство.

План урока:

  • 1. Личность Николая I. 2. Укрепление государственного аппарата. 3. Укрепление социальной базы самодержавной власти. 4. Попытки решения аграрного вопроса. 5. Усиление борьбы с революционными настроениями. 6. Русская Православная Церковь и государство.
Основные понятия: канцелярия; кабинет министров; свод законов; бюрократический аппарат; социальная база; государственные крестьяне; общественная запашка; картофельные бунты; обязанные крестьяне; старец; корпус жандармов.

Основные понятия:

  • канцелярия; кабинет министров; свод законов; бюрократический аппарат; социальная база; государственные крестьяне; общественная запашка; картофельные бунты; обязанные крестьяне; старец; корпус жандармов.
Персоналии: А. Х. Бенкендорф; М. М. Сперанский; В. П. Кочубей; П. Д. Киселев; Серафим Саровский.

Персоналии:

  • А. Х. Бенкендорф; М. М. Сперанский; В. П. Кочубей; П. Д. Киселев; Серафим Саровский.
Основные даты: 1825—1855 гг. — правление императора Николая I; 1826 г. — создание III Отделения царской канцелярии; 1833 г. — опубликован Свод действующих законов государства; 1837—1841 гг. — реформа управления государственными крестьянами.

Основные даты:

  • 1825—1855 гг. — правление императора Николая I; 1826 г. — создание III Отделения царской канцелярии; 1833 г. — опубликован Свод действующих законов государства; 1837—1841 гг. — реформа управления государственными крестьянами.
Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест). Тестирование. Россия в начале XIX века. 1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала: а) Государственному совету б) императору в) Сенату г) губернаторам и наместникам 2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название: а) “Негласный комитет” б) “Непременный комитет” в) “Избранный совет” г) “Комитет министров” 3. Годы правления Александра I: а)1800—1812 б)1801—1825 в)1801—1820 г)1800—1825

Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).

  • Тестирование. Россия в начале XIX века.
  • 1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала:
  • а) Государственному совету
  • б) императору
  • в) Сенату
  • г) губернаторам и наместникам
  • 2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:
  • а) “Негласный комитет”
  • б) “Непременный комитет”
  • в) “Избранный совет”
  • г) “Комитет министров”
  • 3. Годы правления Александра I:
  • а)1800—1812
  • б)1801—1825
  • в)1801—1820
  • г)1800—1825
4. “Армией двунадесяти языков” называли: а) армию М. И. Кутузова б) войска антифранцузской коалиции в) армию Наполеона г) армию Александра I 5. Указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал: а) выкуп крепостных крестьян за счет казны б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние 6. Целью создания “военных поселений” было: а) развитие торговли и промышленности б) облегчение положения старослужащих солдат в) сокращение офицерского состава г) сокращение средств на содержание армии

4. “Армией двунадесяти языков” называли:

а) армию М. И. Кутузова

б) войска антифранцузской коалиции

в) армию Наполеона

г) армию Александра I

5. Указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал:

а) выкуп крепостных крестьян за счет казны

б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли

в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп

г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние

6. Целью создания “военных поселений” было:

а) развитие торговли и промышленности

б) облегчение положения старослужащих солдат

в) сокращение офицерского состава

г) сокращение средств на содержание армии

7. Поводом к выступлению декабристов послужила: а) смерть Александра I б) избрание на царство Николая I в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол г) отказ от престола Константина Павловича 8. Выберите верное утверждение в 1812 г.: а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы б) Наполеон направил основные силы на Петербург в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым 9. Укажите верное соответствие: а) 1801 г.     1) указ о “вольных хлебопашцах” б) 1802 г.     2)отмена крепостного права в Прибалтике в) 1803.г.     3)учреждение Комитета министров г) 1804 г.      4) учреждение министерств 10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I? Обещаю “управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_____________”.

7. Поводом к выступлению декабристов послужила:

а) смерть Александра I

б) избрание на царство Николая I

в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол

г) отказ от престола Константина Павловича

8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:

а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы

б) Наполеон направил основные силы на Петербург

в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях

г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым

9. Укажите верное соответствие:

а) 1801 г.     1) указ о “вольных хлебопашцах”

б) 1802 г.     2)отмена крепостного права в Прибалтике

в) 1803.г.     3)учреждение Комитета министров

г) 1804 г.      4) учреждение министерств

10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?

Обещаю “управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_____________”.

Мотивация.   Мне кажется, две фразы сказанные Николаем I характеризуют время его правления: “ Господи, умери Россию”, и фраза сказанная наследнику престола Александру II “Сдаю тебе мою команду, к сожалению не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот”.

Мотивация.

  • Мне кажется, две фразы сказанные Николаем I характеризуют время его правления:
  • Господи, умери Россию”, и фраза сказанная наследнику престола Александру II “Сдаю тебе мою команду, к сожалению не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот”.
Характеристика личности Николая i  Работа с документами . Вопросы к документам:  Каковы по-вашему мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая I. Как вы думаете Николай I осознавал обстановку сложившуюся в России? Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение? Какие задачи для Николая I были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи? Сравните Задачи Николая I с задачами АлександраI. Подведение итогов.

Характеристика личности Николая i Работа с документами .

  • Вопросы к документам:
  • Каковы по-вашему мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая I.
  • Как вы думаете Николай I осознавал обстановку сложившуюся в России?
  • Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
  • Какие задачи для Николая I были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?
  • Сравните Задачи Николая I с задачами АлександраI.
  • Подведение итогов.

Изречения Николая I:

  • Революция на пороге, но клянусь она не проникнет в Россию, пока я жив”
  • В учение я видел одно принуждение, и учился без охоты ”.
  • Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным”.
  • Четырнадцатого числа я буду государь или мертв”.
  • Из писем Николая I:
  • Странная моя судьба; мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один
  • ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жестокий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан чтобы мучиться”

Письмо написано брату Константину после восстания декабристов: “ Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я – император, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных” Указом от 10 июля 1826 года даровал жизнь 31 декабристу, смягчил всем остальным степень наказания. О Николае I: С.М. Соловьев “Он хоте отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем”. “ Николай I инстинктивно ненавидел просвещение…Он был воплощенное “не рассуждать”, московский университет царь называл “волчьим гнездом” А.Е. Пресняков “время НиколаяI – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии” Ф.Тютчев Не богу ты служил и не России,  Служил лишь суете своей.  И все дела твой и добрые и злые  Все ложь в тебе, все призраки пустые:  Ты был не царь, а лицедей.

Письмо написано брату Константину после восстания декабристов:

Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я – император, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных”

Указом от 10 июля 1826 года даровал жизнь 31 декабристу, смягчил всем остальным степень наказания.

О Николае I:

С.М. Соловьев “Он хоте отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем”.

Николай I инстинктивно ненавидел просвещение…Он был воплощенное “не рассуждать”, московский университет царь называл “волчьим гнездом”

А.Е. Пресняков “время НиколаяI – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии”

Ф.Тютчев

Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей. И все дела твой и добрые и злые Все ложь в тебе, все призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей.

Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая I”. Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ. Николай стремился обеспечить устойчивость существующих в стране порядков. Николай 1 попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти. Давайте рассмотрим реформы Николая I на основание текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая I. Работаем с текстом   & 10-11 стр.57-65  Дата. Автор. Реформа. Содержание реформы. Значение

Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая I”.

  • Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ. Николай стремился обеспечить устойчивость существующих в стране порядков.
  • Николай 1 попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти. Давайте рассмотрим реформы Николая I на основание текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая I. Работаем с текстом   & 10-11 стр.57-65

Дата.

Автор.

Реформа. Содержание реформы.

Значение

Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти XIX века. Давайте подведем итоги, реформ Николая I. Изменилась ли обстановка в стране после проведения реформ обстановку в стране? Какой вопрос оставался нерешенным? На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы? Обратите внимание на документы на стр. 69. Каким экономическим процессам мешало крепостное право? Какие факторы необходимы для промышленного переворота? Что такое модернизация? Докажите на основе текста & 11, что в России начался промышленный переворот? Почему промышленный переворот начался в хлопчато-бумажной промышленности. С какими итогами в социально-экономическом развитие Россия пришла к 1850 году?

Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти XIX века.

  • Давайте подведем итоги, реформ Николая I. Изменилась ли обстановка в стране после проведения реформ обстановку в стране?
  • Какой вопрос оставался нерешенным? На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы? Обратите внимание на документы на стр. 69.
  • Каким экономическим процессам мешало крепостное право?
  • Какие факторы необходимы для промышленного переворота?
  • Что такое модернизация?
  • Докажите на основе текста & 11, что в России начался промышленный переворот? Почему промышленный переворот начался в хлопчато-бумажной промышленности.
  • С какими итогами в социально-экономическом развитие Россия пришла к 1850 году?

Подведение итогов урока. Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая I? Сравните внутреннюю политику Николая I и Александра I. Как вы думаете если бы царствование Николая I началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?

Подведение итогов урока.

  • Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая I?
  • Сравните внутреннюю политику Николая I и Александра I.
  • Как вы думаете если бы царствование Николая I началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?
Домашнее задание: § 10 учебника, вопросы и задания к нему; документы и вопросы к документам в конце параграфа; рабочая тетрадь: задания к § 10.

Домашнее задание:

  • § 10 учебника, вопросы и задания к нему; документы и вопросы к документам в конце параграфа; рабочая тетрадь: задания к § 10.
Ответы на тестирование. 1.б ,2. а ,3.б , 4. в ,5. в 6. г ,7. а ,8. г , 9. в ,10. Екатерина II

Ответы на тестирование.

1.б ,2. а ,3.б , 4. в ,5. в 6. г ,7. а ,8. г , 9. в ,10. Екатерина II

Спасибо за урок.

Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!