СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренние воды России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить и укрепить знания о реках как одном из важных компонентов природы.

Просмотр содержимого документа
«Внутренние воды России»

Открытый урок в 8 классе

по теме "Внутренние воды России. Реки "

Тип урока: изучение новой темы.

Цели урока:

1. Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек.

2. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями.

3. Расширить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы.

4. Сформировать представление о реках России и их особенностях – распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах.

5. Определить особенности влияния на реки рельефа и климата.

6. Познакомить учащихся со стихийными бедствиями, вызываемыми действиями рек.

Оборудование: физическая карта России, раздаточный справочный материал «Реки России», карточки с номенклатурой по теме, компьютер, проектор, атласы, контурные карты, тетради, учебник.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Изучение нового материала (слайд 1)

Эпиграф к уроку:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни

запаха, тебя невозможно описать, тобой

наслаждаться, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать что ты необходима для

жизни, ты сама жизнь»

Экзюпери

1. Стихотворение зачитывает Кошелева Таня: (слайд 2)

Течет река из далека…

Течет река…, течет река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней – пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей.

( Борис Заходер)

2. Вступительное слово учителя:

Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках.

Тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки» (СЛАЙД 3) Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – реки (слайд 4).

(слайд 5) Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.

В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия. Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

3. Сообщение Учкиной Оли: «По инициативе международной Ассоциации по воде во многих странах мира 22 марта празднуется как международный день воды. В нашей стране он проводится с 1995 года под девизом «Вода – это жизнь»». (слайд 6) В РФ насчитывается 2,5 млн. рек и столько же озер; 10% территории – болота и 60% – многолетняя мерзлота, на долю ледников – малая площадь, но в них содержится большой запас пресной воды

4. Беседа с детьми о внутренних водах. (слайд 7)

1) чем представлены внутренние воды России

2) как они показаны на карте?

3) Какие из них созданы человеком?

5. Реки России: основные сведения (работа с физической картой России) слайд 8-9

Россия – страна величайших речных систем. Длина ряда рек нашей Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна – миллионами квадратных километров.

Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира. Волга является крупнейшей рекой Европы.


Записать в тетрадь:

1. Самой длинной рекой является Обь с Иртышом (5410км).

2. Из рек, бассейн которых полностью находится в России, самая длинная река Лена.

3. Обь имеет наибольший бассейн (около 3 млн. км).

4.Самя полноводная река России – Енисей.


6. Роль рек в жизни славян.(сообщение Дурнов Никита) слайд 10

Велика роль рек в исторической судьбе народов. У славян они служили источниками воды, пищи (рыбная ловля), преградой для кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот неписанный закон нашел отражение в поговорке «Как пить дать». С водой связаны поверья, приметы, гадания, заговоры, а также сказки, былины, эпосы.

Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величал их уважительно, ласково: Волга-матушка, Дон-Иванович. Ремесло лоцмана было очень почетным на Руси. С IX века стали исподволь использовать энергию текучей воды: строили ветряные мельницы. С помощью водяных колес приводили в движение станки и другие механизмы. Первая в России ГЭС была построена в 1896 году.

В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.


7.Речные бассейны. (Работа с атласами) слайд 11

Реки России относятся к бассейнам трех океанов и области внутреннего стока. Две трети площади страны занимают бассейны рек, несущих свои воды в моря Северного Ледовитого океана.

Вопрос: Какие реки относятся к бассейну Северного –Ледовитого океана?

– Почему крупнейшие реки текут север? (Большая территория России имеет уклон к северу

Около 20% территории приходится на бассейн Тихого океана. Крупнейшей рекой этого бассейна является Амур.

– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)

Слайд 12 -13

Менее 10% занимает бассейн Каспийского моря, относящийся к области внутреннего стока. Кроме Волги, сюда несут свои воды Терек и Урал. Остальная небольшая часть территории (около 3%) относится к бассейну Атлантического океана. Наиболее крупными реками здесь являются Дон и Кубань.

8. Типы рек

В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)

– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.

– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят».

9. Падение и уклон реки. Зависят от рельефа (СЛАЙД 14)

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах.

Н = Н1 – Н2, где

Н1 – абсолютная высота истока

Н2 – абсолютная высота устья.

– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

Решение задач на определение падения реки (СЛАЙДЫ 15-16 ) ,

Работа с атласом

№ 1

Определить падение реки Волги.

Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м

Устье – Каспийское море – (– 28 м)

300 – (– 28) = 328 м.

№ 2 (слайд 12)

Определить падение реки Ангары.

Исток – озеро Байкал – 456 м

Устье – река Енисей – 76 м

456 – 76 = 380 м.

№ 3 (слайд 13)

Определить падение реки Невы.

Исток – Ладожское озеро – 4 м

Устье – Финский залив – 0 м.

4 – 0 = 4 м

№ 4 (слайд 14)

Определить падение реки Лены.

Исток –Байкальский хребет – 930 м

Устье – море Лаптевых – 0 м

930 – 0 = 930 м

– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) (СЛАЙДЫ 17)

I = Н : L, где

I – уклон;

H – падение;

L – длина.

Решение задач на определение уклона рек. (СЛАЙДЫ18-19)

№ 1

Определить уклон реки Ангары.

Падение = 380 м = 38000 см

Длина реки 1826 км

Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

№ 2

Определить уклон Волги.

Падение = 328 м = 32800 см

Длина реки = 3531 км

Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км

№ 3

Определить уклон Невы.

Падение = 4 м = 400см

Длина = 74 км

Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км

№ 4

Определить уклон реки Лены.

Падение = 930 м = 93000 см

Длина реки = 4400

Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

– А теперь поработаем с атласами и контурными картами.

10. Работа по контурной карте.

Многие поэты посвящали свои стихи рекам. Ребята, нанести на контурную карту те реки, о которых вы услышите в стихах . Учитель зачитывает стихотворение.

Николай Якушев о Волге:

Не приметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеек,

Меж каменьями путь выбирая.

То он моет прибрежный песок,

То внезапно в кустах пропадает,

И не знает еще ручеек,

Что его впереди ожидает.

Сколько верст ему надо пройти,

Сквозь какие преграды пробиться,

Сколько рек с ним сольется в пути,

Сколько чаек над ним закружится.

Сколько долгих минует годов,

Сколько волн разойдется кругами,

Сколько встанет больших городов

Над крутыми его берегами.

Молчанов-Сибирский об Ангаре:

Коварная, лихая, сумасбродная,

Родная дочь Байкала – старика,

Ты по тайге меж гор течешь, свободная,

Могучая сибирская река.


А. Пономаренко про Обь

Обь родная – как еще теплее

О тебе в стихах сказать смогу?

Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,

Летом – вся блестя, зимой белея,

В твердом льду и в дымчатом снегу.

Знать, не зря кормилицей назвали

Мы тебя – не раз твоею лишь

Добротой мы, ханты, выживали…

И богатства перечтешь едва ли

Те, что ты за пазухой хранишь.

Лишь с весной освободятся воды,

Ты подъемлешь баржи, теплоходы,

Островами движутся плоты…

Города, поселки и заводы

На себе на север тащишь ты…

III. Закрепление:

1. Что называют паводком?

2. Что такое межень?

3. Ежегодно ожидаемый подъем уровня воды в реке?

4. Падение реки?

5. Что определяют, разделив падение реки на ее длину?

6. У каких рек уклон и падение реки больше?

7. Назовите типы питания рек?

8. Какой тип питания у большинства рек России?

9. Когда разливается большая часть рек?

IV. Домашнее задание §19, карта, Творческое задание: подготовить стихи о реках. Кроссворд. Презентация.


Приложение 1.

Работа по контурной карте. Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны

Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.


Приложение 2

А. Софронов о Доне:

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли Московской,

Ивана – озера берет.

Леонид Попов о Лене:

У тебя, краса – река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Нежное, девичье.

Ласковым тебя не зря

Окрестили словом,

Несмотря что родилась

Ты в краю суровом.

М. Ю. Лермонтов о Тереке:

Расступись, о старец – море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора и мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить был готов.

Я сынам твоим в забаву

Разорил родной Дарьял

И валунов им на славу

Стадо целое пригнал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!