СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Цели: 1 изучить особенности рек России, расширить и углубить знания о реках.

            2 сформировать новые понятия: уклон реки, падение реки, годовой сток, режим реки.

                               Ход урока:

Река - это естественный, постоянный водный поток, текущий в понижениях рельефа, по уклону местности в направлении от истока к устью.

 

Учитель: Реки словно голубой сеткой покрывают нашу землю. Каждая из них имеет начало, которое называется - истоком. Одна река вытекает из болота (учитель рисует на доске условный знак болота), другая река начинается из родника (учитель рисует условный знак родника), третья река зарождается на склонах гор.

Четвёртая река начинается из озера.

Послушайте, как описывает исток Волги писатель Ю. Помозов:

Околица села, глинистый пологий скат! Внизу, под горкой, щетинится осокой и хвощом небольшое болото, а над ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге…

Вы медленно опускаетесь с горки… С каждым шагом все ближе милая русская светелка!

И вот вы входите в нее. Все сразу обваливает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада.

Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу.

И вот вдруг падаете на колени, всматриваетесь.. не всплеснет, не всколышится ни одна струйка… Тихо, очень тихо в прохладной светелке.

Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где ее заветная колыбель

Вы бережно черпаете священную воду. Она сразу волшебно высветляется… Еще мгновение - и вы подносите ее к губам;

- Здравствуй Волга! Низко-низко кланяюсь тебе…

- Давайте проследим по атласу, как текут реки и где впадают (дети работают с атласами).

Формируется понятие : «устье».

Устье - это место впадения реки в море в одну или другую реку.

Учитель рисует на доске схему и подписывает устье, приток, исток, главное русло.

 

А теперь в тетрадях напишите заголовок «Речная система» и нарисуйте схему, аналогическую той, которая изображена на доске.

Формирование понятий русло, пойма, долина реки, речная система.

На доске вывешивается таблица: «речная долина».

 

 

Учитель: - по характеру течение реки бывают горные и равнинные (работа с атласом), ведется сравнительная характеристика по атласу и фотографиям, прикрепленным к доске горных рек и равнинных. Результаты оформляются в виде таблицы.

Сравнение горных и равнинных рек

Черты сходства

Черты различия

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- По ходу течения река принимает в себя различные реки, которые называются притоками. Различают левые и правые притоки. Как определить правый или левый приток?

Нужно встать лицом к устью реки (вниз по течению). Если река впадает справа – это правый приток, слева – левый приток.

Работа с атласом определить притоки рек: Волга, Енисей, Лена и показать по карте России (у доски).

Формирование понятий «бассейн реки и водораздел».

Бассейн реки – территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды.

Водораздел – граница между бассейном рек.

Учитель по карте «России» показывает уральские горы, которые являются водоразделом. С восточного склона вода стекает в реку Обь и ее притоки, с западного склона вода поступает в притоки Волги и некоторых других рек.

Загадка: День и ночь кричит, а голос не устает.

 

 

Учитель рассказывает о порогах и водопадах, показывая при этом схемы: «Пороги», «Водопады».

Найдите на своей карте самый высокий водопад в мире?

Дети работают с картой. Вода его падает с высоты 1054 м., но количество воды, протекающее через этот водопад небольшое. Наиболее мощные водопады Ниагарский и Виктория, (работа с картой).

Учитель:

- Самая порожистая река в нашей стране – Ангара. Сейчас на реке возведены плотины ГЭС, вода перед которыми разлилась, затопив часть порогов. Пороги мешают судоходству. На порожистых участках равнинные реки похожи на горные.

Для хозяйственного использования рек необходимо знать падение и уклон реки.

Падение – это превышение истока над устьем.

Уклон  реки – это отношение падения реки к ее длине.

Важные характеристики рек для судоходства и орошения являются расход и годовой сток реки.

Расход – это количество воды, проходящее по руслу за единицу времени.

Рекордсмен России – Енисей – 20000м3

Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.

IV. Закрепление полученных знаний:

Учитель выписывает на доске предложения, дети работая с атласом вместо точек вписывают географические объекты (реки, моря, океаны).

  1. … - это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере … и …, на юге …, в центре … и …
  2. Крупными реками Западно-Сибирской равнины является …, … Имеет много притоков, один из них является река … Река … берет начало в Саянах, притоков с Западно-Сибирской равнины … не имеет. Обе реки впадают в … море.
  3. Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - … и …, еще приток Енисея … На севере текут реки … и … и … и … и … несут свои воды в … океан. А … в … море.

V. Домашнее задание: на контурную карту нанести географические объекты, называемые в ходе урока «реки с притоками: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур; водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский»,

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие внутренних вод России. Реки.»



Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Цели: 1 изучить особенности рек России, расширить и углубить знания о реках.

2 сформировать новые понятия: уклон реки, падение реки, годовой сток, режим реки.

Ход урока:

Река - это естественный, постоянный водный поток, текущий в понижениях рельефа, по уклону местности в направлении от истока к устью.

Рисунок 1

Учитель: Реки словно голубой сеткой покрывают нашу землю. Каждая из них имеет начало, которое называется - истоком. Одна река вытекает из болота (учитель рисует на доске условный знак болота), другая река начинается из родника (учитель рисует условный знак родника), третья река зарождается на склонах гор.

Четвёртая река начинается из озера.

Послушайте, как описывает исток Волги писатель Ю. Помозов:

Околица села, глинистый пологий скат! Внизу, под горкой, щетинится осокой и хвощом небольшое болото, а над ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге…

Вы медленно опускаетесь с горки… С каждым шагом все ближе милая русская светелка!

И вот вы входите в нее. Все сразу обваливает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада.

Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу.

И вот вдруг падаете на колени, всматриваетесь.. не всплеснет, не всколышится ни одна струйка… Тихо, очень тихо в прохладной светелке.

Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где ее заветная колыбель

Вы бережно черпаете священную воду. Она сразу волшебно высветляется… Еще мгновение - и вы подносите ее к губам;

- Здравствуй Волга! Низко-низко кланяюсь тебе…

- Давайте проследим по атласу, как текут реки и где впадают (дети работают с атласами).

Формируется понятие : «устье».

Устье - это место впадения реки в море в одну или другую реку.

Учитель рисует на доске схему и подписывает устье, приток, исток, главное русло.

А теперь в тетрадях напишите заголовок «Речная система» и нарисуйте схему, аналогическую той, которая изображена на доске.

Формирование понятий русло, пойма, долина реки, речная система.

На доске вывешивается таблица: «речная долина».

Учитель: - по характеру течение реки бывают горные и равнинные (работа с атласом), ведется сравнительная характеристика по атласу и фотографиям, прикрепленным к доске горных рек и равнинных. Результаты оформляются в виде таблицы.

Сравнение горных и равнинных рек

Черты сходства

Черты различия

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- По ходу течения река принимает в себя различные реки, которые называются притоками. Различают левые и правые притоки. Как определить правый или левый приток?

Нужно встать лицом к устью реки (вниз по течению). Если река впадает справа – это правый приток, слева – левый приток.

Работа с атласом определить притоки рек: Волга, Енисей, Лена и показать по карте России (у доски).

Формирование понятий «бассейн реки и водораздел».

Бассейн реки – территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды.

Водораздел – граница между бассейном рек.

Учитель по карте «России» показывает уральские горы, которые являются водоразделом. С восточного склона вода стекает в реку Обь и ее притоки, с западного склона вода поступает в притоки Волги и некоторых других рек.

Загадка: День и ночь кричит, а голос не устает.

Рисунок 2 /водопад/

Рисунок 3

Учитель рассказывает о порогах и водопадах, показывая при этом схемы: «Пороги», «Водопады».

Найдите на своей карте самый высокий водопад в мире?

Дети работают с картой. Вода его падает с высоты 1054 м., но количество воды, протекающее через этот водопад небольшое. Наиболее мощные водопады Ниагарский и Виктория, (работа с картой).

Учитель:

- Самая порожистая река в нашей стране – Ангара. Сейчас на реке возведены плотины ГЭС, вода перед которыми разлилась, затопив часть порогов. Пороги мешают судоходству. На порожистых участках равнинные реки похожи на горные.

Для хозяйственного использования рек необходимо знать падение и уклон реки.

Падение – это превышение истока над устьем.

Уклон реки – это отношение падения реки к ее длине.

Важные характеристики рек для судоходства и орошения являются расход и годовой сток реки.

Расход – это количество воды, проходящее по руслу за единицу времени.

Рекордсмен России – Енисей – 20000м3

Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.

IV. Закрепление полученных знаний:

Учитель выписывает на доске предложения, дети работая с атласом вместо точек вписывают географические объекты (реки, моря, океаны).

  1. … - это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере … и …, на юге …, в центре … и …

  2. Крупными реками Западно-Сибирской равнины является …, … Имеет много притоков, один из них является река … Река … берет начало в Саянах, притоков с Западно-Сибирской равнины … не имеет. Обе реки впадают в … море.

  3. Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - … и …, еще приток Енисея … На севере текут реки … и … и … и … и … несут свои воды в … океан. А … в … море.

V. Домашнее задание: на контурную карту нанести географические объекты, называемые в ходе урока «реки с притоками: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур; водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский»,






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!