СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разнообразие внутренних вод России. Реки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Разнообразие внутренних вод России. Реки" 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«"Разнообразие внутренних вод России. Реки"»

Тема урока: «Разнообразие внутренних вод России. Реки».

Тип урока: «Открытие нового знания».

Цель урока:

  • Сформировать представление о разнообразии внутренних вод России

  • Расширить и углубить знания о реках и значении их в природе и жизни человека

Задачи урока:

Образовательные:

  • Ввести понятие уклон и падение реки

  • Освоить умение определить уклон и падения

Развивающие (уметь называть, показывать внутренние воды, реки России):

  • Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал, выделять главное и развивать внимание, память, речь, творческие способности, коммуникативные умения

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к России, родному краю.

Основное содержание темы: Изучение внутренних вод России: понятия, характеристика рек, работа с картой, учебником.

Термины и понятия: источники питания, режим реки, падение и уклон реки, годовой сток, паводок.

Планируемый результат:

  1. Личностные умения – проявление желания активно работать на уроке.

  2. Метапредметные на уроке:

  • Познавательные: применять знания на практике, объяснять влияние климата и рельефа на реки, обосновывать свое суждение.

  • Регулятивные:

  • выполнять учебные задания в соответствии с целью,

  • самостоятельно определять цель и тему урока, соотносить учебные действия с известным алгоритмом,

  • оценивать результаты учебной деятельности.

Коммуникативные:

  • Пользоваться речью для регуляции своего действия,

  • Согласовывать позиции и находить общее решение,

  • Представлять результат деятельности.

  1. Предметные:

  • сформировать представление о разнообразии внутренних вод России,

  • уметь определять уклон и падение реки,

  • знать значение внутренних вод в природе и жизни человека,

  • применять полученные знания в различных ситуациях.

Оборудование: учебник «География России. Природа 8» И.И. Баринова; атлас по географии 8 класс: «Физическая карта России», «Климатическая карта России»; электронная презентация, раздаточный материал.















  1. Организационный момент (1 мин).

Настроить учащихся на активную работу на уроке, включить их в учебную деятельность

Создать положительный эмоциональный настрой. Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

  1. Актуализация знаний

Вступительная речь учителя «Вода – это жизнь», гласит народная пословица. «Без воды нет жизни». Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше.

Вспомните, виды внутренних вод мы уже изучали на уроках географии в 6 и 7 классах? А каких особенно больше всего в России? Действительно – рек (стр.79 учебника)

Ребята, вы молодцы, самостоятельно определили тему урока – это «Разнообразие внутренних вод России. Реки» (слайд 1)

Итак, тему урока определили. Давайте попробуем поставить цель нашего урока и задачи для ее выполнения. (учащиеся ставят цели и задачи к уроку) (слайд 2)

Давайте с вами вспомним, а что такое река? (слайд 3)

Река – водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемым руслом.

Вспомним части реки (слайд 4 – схема с цифрами.)

1. Исток – начало реки

2. Устье – место впадения реки в море, озеро, другую реку)

3. Приток (левый приток, правый приток)

4. Речная система – главная река с притоками

Вспомните, что такое бассейн реки, водораздел?

Бассейн реки – местность, с которой река получает питание

Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны.

К бассейнам каких океанов относятся реки России? (атлас стр.22)

  1. Изучение нового материала.

А как вы думаете, какие главные компоненты природы влияют на реки? (рельеф, климат).

Учитель хвалит учеников: это, действительно климат и рельеф, об этом поговорим на уроке подробнее.

Климат определяет характер питания реки (источники питания). Вспомнить: дождевое, снеговое, подземное, ледниковое, смешанное (слайд 5, атлас стр.23)

Также климат, определяет и режим реки (поведение реки в течение года).

Посмотрите на иллюстрации, назовите различия? (слайд 6, представлены фото р. Волги – весеннее половодье, р. Амур – летнее половодье). А с чем связано то, что половодье у Волги происходит весной, а у Амура летом?

В нашей стране различают: с весенним половодьем, с летним половодьем, с паводочным режимом.

Половодье – это наиболее высокий уровень воды в реке, ежегодно повторяющийся в одинаковые сроки и относительно длительный по времени.

Межень – наиболее низкий уровень воды в реке.

Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками. (определения- слайд 7)

Что такое годовой сток? (вся вода, которая протекает в русле за год). На что влияет данный показатель? (многоводность). Назовите самую многоводную реку? Почему Енисей самая многоводная река несмотря на то, что в бассейне Енисея выпадает осадков меньше, чем в бассейне в Печоры, Оби? (вечная мерзлота является водоупорным слоем; меньше потери воды на испаряемость, т.к. здесь очень холодные зимы)

Вопрос классу «Посмотрите на фото и ответьте на вопрос, а какое влияние оказывает рельеф?» (слайд 6)

Рельеф. Реки равнинные, спокойное течение, широкая долина. (Волга, Северная Двина, Печора, Дон, Обь) Горные реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях (Кубань, Терек, Анадырь).

Также, влияние рельефа на реки проявляется в таких характеристиках, как падение и уклон реки. (слайд 7, определение стр.81 учебника). Они влияют на характер долины, определяют скорость течения, вид эрозионной работы реки.

Падение реки – превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах (Н1-Н2, где Н1 – абсолютная высота истока, Н2 – абсолютная высота устья)

Уклон реки – отношение величины падения реки (см) к ее длине (км).

Задание (слайд 8)

Определите падение и уклон Волги.

  1. Н1=300м (исток Валдайская возв.)

Н2= - 28м (устье Каспийское море)

Падение р. Волги = 300-(-28) =328м (32800см)

  1. Уклон= 32800/3531=9,2см/км

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (плакат на доске)

  1. Закрепление (работа в группах, задание на карточках)

1 группа: составить характеристику реки Обь по плану

2 группа: составить характеристику реки Енисей по плану

3 группа: составить характеристику реки Амур по плану

  1. Рефлексия/подведение итогов (слайд 9)

Учитель предлагает вопросы:

  1. Какую цель и задачи ставили?

  2. Удалось ли выполнить поставленные цели и задачи?

  3. Какие получили результаты, и что нужно сделать еще?

где можно применить новые знания?

  1. Что на уроке получилось хорошо и над чем еще надо работать?

Предлагаю дополнить предложения:

Я знаю, что такое…

Я могу…

Я научился…

  1. Домашнее задание (слайд 10)

  1. §14

  2. На выбор: А) подготовить презентацию о любой реке России

Б) Составить 7-8 вопросов по §14

В) Составить кроссворд или тест на понятия §14