СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Во что играли наши предки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие  имеет межпредметный характер. Рассматривается история игр, история игрушек. Разучиваются русские народные игры.

Просмотр содержимого документа
«Во что играли наши предки»

Интегрированное занятие «Во что играли наши предки»

Начальная школа

Григорьева т.Е.

Цели:

- Познакомить детей с играми и игрушками наших предков.

- Воспитывать положительное отношение к физической культуре;

- Развивать двигательные качества учеников.

расширение кругозора;

развитие и пополнение словарного запаса детей;

Формируемые УУД:

Личностные:

-Умение активно включаться в коммуникацию со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

-Формирование бережного отношения к своему здоровью

Познавательные:

- Умение осознанно и произвольно воспринимать высказывание в устной форме

Регулятивные:

-Умение адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей

-Умение определять собственную деятельность по достижению цели

Коммуникативные:

-Умение организовывать коллективную совместную деятельность

Планируемые результаты: дети познакомятся с играми, в которые играли их бабушки и дедушки. Учащиеся получают необходимые навыки и умения для работы в команде.

Оборудование: Интерактивная доска; музыкальное сопровождение

Ход мероприятия

1. Актуализация. Вывод темы мероприятия. (3 мин)

Празднование именин это одна из культурных традиций Руси. Когда-то именины считались намного важнее, чем даже непосредственно День рождения человека. В День именин виновник торжества с родственниками ходил в церковь, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. А еще было обязательно дарить подарки. Главное чтобы подарок был преподнесен с любовью. А для детей самый желанный подарок - игрушка.

Мы с вами собрались сегодня на праздник и давайте попробуем угадать тему нашего праздника. (дети отвечают).

Правильно, тема нашего праздника «Во что играли наши предки». А теперь давайте поиграем в самую древнюю игру на именины Каравай.

-Игра «Каравай»

2. История игрушек.

2.1. У игрушек очень интересная история и о некоторых игрушках мы вам сейчас расскажем.

Просмотр презентации.(5мин.)

1слайд

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева и глины. Находки археологов свидетельствуют, что еще в IX веке восточно-славянские племена изготавливали деревянные игрушки (потешки) не только для забавы своих детей, но и успешно торговали ими на крупных базарах и ярмарках.

2слайд

Первые письменные упоминания о деревянных потешках относятся только в XVII веку. Из них известно, что царским отпрыскам сладости и игрушки в форме коней и птичек покупали в Троице-сергиевском монастыре. Интересно, что дети царей и простолюдинов играли потешками, сделанными умельцами в одних и тех же мастерских. В дошедших до нас записях дворцовых трат учитываются восемнадцать приобретенных на торгах в Москве игрушек, в форме коней и коров, оленей и баранов, лебедей и уток, купленных для детей Петра I.

3слайд

Уже тогда стали появляться и первые наборы, пусть еще не такие интересные, как предлагает современный магазин лего, но весьма напоминающие сегодняшних солдатиков.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называют «панки». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала XX века. Название произошло от корня «панг», что переводится как «ствол», ведь игрушки изготавливали из цельного куска дерева.

4слайд

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой от имени Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mateг», означающее мать. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и сейчас матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. 

5слайд

КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола - Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя:Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

6слайд

КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.

КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.

7слайд

История неваляшки длинная, тянется с древних времён. В Россию попала она из Японии, а в Японию из Китая . Это была традиционная кукла – неваляшка.
Японская неваляшка - это божок приносящий удачу. Японская неваляшка имеет идеальную геометрическую форму шара, в донышко её вставлен грузик, поэтому она всегда встаёт, как бы её не нагибали обстоятельства. Японцы дарили куклы с незакрашенными глазами, когда желание загадывали, закрашивали один глаз непадающего божка, а когда оно исполнялось, закрашивали второй. Чаще кукла удачи имеет красный цвет отпугивающий демонов. В отличие от русской неваляшки у японского Ваньки-встаньки есть усы и борода. и т.д.

2.2. Чтение стихов и обзор выставки (3мин.)

Завертелась юла,

Заюлила и пошла

Путешествовать по свету

По натертому паркету,

Но споткнулась на ковре –

И конец игре.

(Г. Сапгир)

Неваляшку на подушку Я никак не уложу. Непослушная игрушка – Это точно я скажу. (Б. Лемма)

Деревянная матрешка

Влезла с Машей на окошко.

По карнизу ходит кошка

И не может сосчитать:

То стоит одна матрешка,

То матрешек целых пять!

(Г. Лагздынь)

Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

С ними весело играть,

Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,

Но все понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем и потом

Все на место уберем.

(З. Петрова)

3. Считалки.

В играх чаще всего выбирают водящего. Водить хотят все и поэтому важны считалки, о которых мы сейчас расскажем.

3.1. -Просмотр презентации(.5мин)

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

3.2. Сценка «Козленок который умел считать до 10». Просмотр мультфильма. 8(мин).

3.3.К нашему празднику ребята выучили считалки. Давайте их расскажем.

Дети рассказывают считалки. 5(мин)

На золотом крыльце сидели,

Царь-царевич,

Король-королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Выходи поскорей —

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Слышу, слышу, слышу, слышу,

Кто потопал и куда!

Кошка прыгнула на крышу

И пропала без следа!

Раз - два - три – четыре – пять

Я иду ее искать!

Тише, мыши! Кот на крыше.

А котята — ещё выше!

Кот пошёл за молоком,

А котята — кувырком,

Кот пришёл без молока,.

4. Подвижные игры.

Познание мира начинается с игры. Мы, маленькие, еще в неосознанном возрасте, уже играем, чтобы познать мир. Героем детских игр может быть кто угодно. От древних игр наших маленьких предков остались салки-ловишки, жмурки, прятки и другие игры, в которые мы сейчас поиграем. Игры у нас будут разнообразные – подвижные игры, игры на внимание и современные – музыкальные.

  • Игра «Водяной»-применяем считалки.

  • Игра на внимание «3 13-33».

  • Музыкальная игра «Чайки»

  • Подвижные игры «Кот и мыши»,

  • «Жмурки»,

  • «Ручеек»

  • «Конники-спортсмены».

5. Рефлексия:

-Вам понравился наш праздник?

Давайте все дружно нам похлопаем.